Ледовый поход Балтийского флота. «Ледовый поход» Алексея Щастного

ЛЕДОВЫЙ ПОХОД БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1918

стратегич. операция по перебазированию Балт. флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведенная с 17-22 февр. по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением герм. войск в Прибалтике возникла угроза захвата ими осн. сил Балт. флота, находившихся в Ревеле и Гельсингфорсе и скованных льдами. Технич. состояние кораблей было низким, некомплект экипажей составлял 50%. По указанию В. И. Ленина Коллегия Мор. комиссариата от имени СНК передала 17 февр. директиву Центробалту сосредоточить в Ревеле и Гельсингфорсе все ледокольные средства флота, увести из Ревеля в Гельсингфорс все корабли, к-рые могут быть проведены в колотом льду. Несмотря на тяжелые условия подготовки и противодействие командующего флотом Щастного и его штаба, Центробалт и Совет комиссаров флота, опираясь на судовые к-ты и парт. орг-ции, подготовили флот к перебазированию. 19 февр. из Ревеля начали выходить отд. корабли, 22 февр. - отряды в сопровождении ледокола "Ермак" и 4 др. ледоколов. 25 февр. в Ревель вступили герм. войска, но значит. часть остававшихся кораблей успела выйти на внеш. рейд, нек-рые под обстрелом. 27 февр. были взорваны батареи на о-вах Нарген и Вульф. К 5 марта все корабли (5 крейсеров, 3 подлодки, 10 тральщиков, 31 вспомогат. судно и др.), кроме одной подлодки, раздавленной льдами, благополучно достигли Гельсингфорса. В Финляндии после контрреволюц. мятежа Свинхувуда-Маннергейма началась гражд. война. Балт. флот продолжал оставаться под угрозой. Производился срочный ремонт кораблей. Несмотря на попытки Щастного и его штаба отложить выход флота до весны и скрытый саботаж (в частности, увольнение личного состава, призванного до 1917), план подготовки флота к переходу был выполнен. 12 марта из Гельсингфорса вышел 1-й отряд (4 линкора, 3 крейсера) с ледоколами "Ермак" и "Волынец". Форсируя тяжелые льды при сильном ветре и тумане, двигаясь только днем, отряд, пройдя 330 км, 17 марта прибыл в Кронштадт. После вывода 15 марта сов. войск из Финляндии фин. белогвардейцы активизировали свои действия. Они захватили 21 марта ледокол "Тармо", а 29 - "Волынец" и заняли острова в Финском зал. 3 апр. у Ганге (Ханко) высадился герм. десант и герм. командование, заявив, что его войска 12 апр. займут Гельсингфорс, предложило кораблям саморазоружиться. Из Петрограда в Гельсингфорс с боями прорвался эшелон с 500 моряками торг. флота, к-рые были распределены по кораблям. 5 апр. вышел 2-й отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подлодки). Преодолевая большие трудности, он дошел до о. Родшер, где 8 апр. был встречен "Ермаком" и крейсером "Рюрик", и 10 апр. достиг Кронштадта. 7-12 апр. 3-й отряд (эсминцы и миноносцы, подлодки, заградители, тральщики, вспомогат. суда - всего 161 единица) двинулся в поход пятью эшелонами. С огромными трудностями отряд прибыл в р-н Бьёркё (Койвисто), где 13 апр. его встретил "Ермак" и 22 апр. довел до Кронштадта. 2 мая из Котки пришел 4-й отряд (15 вспомогат. судов). В мае из Гельсингфорса пришли остававшиеся там корабли (эсминцы, вспомогат. суда и др.). Большую роль в разработке плана Л. п. Б. ф., его подготовке и проведении сыграли гл. комиссар Балт. флота Н. Ф. Измайлов, его зам. Е. С. Блохин, б. контр-адмирал А. А. Ружек, б. контр-адм. А. П. Зеленой, б. капитан 2-го ранга Л. В. Антонов и др. В итоге операции в Кронштадт было перебазировано 236 кораблей (в т. ч. 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подлодок и др.), к-рые послужили основой боевой мощи Балт. флота и сыграли большую роль в обороне Петрограда и действиях на др. театрах гражд. войны.

Л. М. Еремеев. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ЛЕДОВЫЙ ПОХОД БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1918" в других словарях:

    Операция по перебазированию кораблей Балтийского флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведённая с 17 22 февраля по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ледовый поход. Не следует путать с Ледовый поход Балтийского флота (1710). Ледовый поход Балтийского флота Первая мировая война … Википедия

    ЛЕДОВЫЙ ПОХОД Балтийского флота - (17 февраля 2 мая 1918 г.), переход основных сил Балтийского флота во время Гражданской войны в тяжелых зимних условиях из Ревеля (Таллинна) в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда и из Котки в Кронштадт (всего 236 кораблей). Был совершен в связи с… … Морской энциклопедический справочник

    Ледовый поход: Ледовый поход отряда генерала Корнилова в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт в 1918 году. Ледовый поход Балтийского флота для участия в осаде Выборга в 1710 году. Великий Сибирский Ледяной поход … Википедия

    День Балтийского флота ВМФ России - 18 мая в России отмечается День Балтийского флота. Праздник был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности. В этот день, 18 мая 1703 … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Годы 1914 · 1915 · 1916 · 1917 1918 1919 · 1920 · 1921 · 1922 Десятилетия 1890 е · 1900 е 1910 е 1920 е · 1930 е … Википедия

    В России, борьба рабочих и трудящихся крестьян Советской России под руководством Коммунистической партии за завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу и независимость Советской Родины против сил внутренней и… … Большая советская энциклопедия

    Вооруж. борьба иностр. империализма и внутр. контрреволюции против социалистической революции в России с целью ликвидации Сов. гос ва, восстановления помещичье бурж. строя, расчленения и порабощения Сов. страны. Начало иностранной военной… …

    Составная часть Военно Морского Флота СССР. В России регулярный флот на Балт. м. создан по замыслу и под рук. Петра I в ходе Сев. войны 1700 21. Первые корабли для Б. ф. начали строиться в 1702 в устье р. Сясь на Ладожском озере и на р. Свири и… … Советская историческая энциклопедия

    Эстония, расположена в сев. зап. части СССР, в Прибалтике, на побережье Балтийского м., между Рижским и Финским зал. В состав терр. Э. входит ок. 800 островов, крупнейшие Сааремаа и Хийумаа. Граничит на В. с РСФСР, на Ю. с Латв. ССР. Образована… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Дело командующего Балтийским флотом Щастного , . Первая публикация подлинного архивно-следственного дела A. M. Щастного, крупного российского военачальника, под командованием которого в апреле 1918 года был осуществлен беспримерный Ледовый…

95 лет назад в 1918 году начался "ледовый поход" Балтфлота - ещё одна героическая история с трагическим завершением.
Я рассказывал про в посте про его руководителя - капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, сейчас вкратце напомню о тех событиях.
"Ледовый поход" Балтийского флота — это операция по спасению кораблей от захвата немецкими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, которая была проведена в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918 года.
После начала наступления германской армии в Эстонии, возникла угроза захвата кораблей, базировавшихся в русском порте Ревеле (сейчас это Таллинн). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт и было принято решение с помощью ледоколов перевести их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (Хельсинки).
Под проводкой ледоколов “Ермак”, “Волынец” и “Тармо” 19 - 22 февраля корабли начали движение, а 25 февраля немцы уже вошли в Ревель.
Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы захвата флота, так как по условиям позорного Брест-Литовского договора, заключённого большевиками для спасения своей шкуры, Россия была обязана перевести все корабли в свои порты и разоружить их. Для спасения флот необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем этого перехода стал бывший капитан I ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный начальником Морскими силами Балтийского моря. Он не стал обращать внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивые советы англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Щастный решил довести их до Кронштадта, за что впоследствии и заплатил жизнью.
В течении 12 - 17 марта первый отряд кораблей в составе линкоров “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, крейсеров “Адмирал Макаров”, “Богатырь”, Рюрик” в сопровождении ледоколов “Ермак” и “Волынец” в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.
В итоге героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, артиллерия и оборудование крепости и фортов. Спасённые корабли составили основу вновь создаваемого Балтийского флота.
Казалось бы, всё завершилось благополучно, но история трагедии русского флота только начиналась.
Германские войска продолжили наступление на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность (так как большинство адмиралов и офицеров были растерзаны или расстреляны) и веру большевикам Балтийский и Черноморский флоты станли угрозой власти узурпаторов и самии моряки стали тоже представлять серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке большевики оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены граждане И.И. Вахрамеев и Ф.Ф. Раскольников с единственным приказом - уничтожить последние корабли Черноморского флота.


Содержание секретной директивы Л. Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей оказалось не столь секретным и быстро распространилось среди моряков, вызвало бурю негодования у вспомнившего о патриотизме флота. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: “Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения Родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота”. 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было решено, что флот будет взорван только после боя. Такой же ответ получил и уполномоченный Вахрамеев в Новороссийске.
Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин. Хитрые большевики сообщили Щастному, что за спасение флота он награждён орденом Красного Знамени.
По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый переход, А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди матросов против Советской власти. А.М. Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года.
Последние корабли Черноморского флота были расстреляны и затоплены на рейде Новороссийска в Цемесской бухте, и лишь несколько кораблей, спаясь, ушли в Поти.
Согласно официальных данных, Щастного приговорили к расстрелу по суду. Если это Так, то его казнь (убийство) был первый судебный смертный приговор в Советской России.
В советской военно-исторической литературе о роли Алексея Михайловича Щастного во время "Ледового похода" не упоминалось.

19 февраля 1918 года, 100 лет назад, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она вошла в историю России как Ледовый поход Балтийского флота.

В чём была необходимость перебазирования Балтфлота в те тяжелейшие годы? Без понимания этого нет смысла говорить о важности операции как таковой.

И ещё надо вспомнить простую истину: у России есть только два союзника: её армия и флот. Слова российского императора Александра III Миротворца (1845-1894), в которых он выразил своё внешнеполитическое кредо, трудно опровергнуть – как ни пытайся.

Прежде всего надо уяснить, что Балтийский флот был главным звеном обороны Петрограда. Уничтожить Балтфлот для врагов означало: уничтожить Россию, расчленить её, поделить на сферы влияния. По ряду направлений те же англосаксы действовали руками немцев. В частности, они намеривались сдать немцам Петроград и уничтожить их руками Балтийский флот. Английское командование полностью прекратило боевые операции в Балтийском море, создав германским ВМС благоприятные условия по нанесению удара по русскому флоту.

У немцев были свои расчёты: они хотели уничтожить или захватить корабли Балтийского флота (он мешал им нанести удар по Петрограду); захватить Петроград; сформировать прогерманское правительство. Ещё в сентябре 1917 года немцами был разработан план Моонзундской операции. Он предусматривал захват Риги, прорыв моонзундских позиций, ослабление или уничтожение Балтийского флота. После этого хотели провести операцию по захвату Петербурга.

Пассивность британского флота позволила немецкому командованию сосредоточить на Балтике более двух третей всего флота – более 300 боевых и вспомогательных судов, включая 10 новейших линкоров, линейный крейсер, 9 крейсеров и 56 эсминцев. К тому же для захвата Моонзундского архипелага был сформирован 25-тыс. десантный корпус. С воздуха их поддерживало 102 самолёта. Это была огромная концентрация сил и средств на одном участке. Однако в Моонзундском сражении, происходившем с 29 сентября (12 октября) по 6 (19) октября 1917 года, немцы не смогли выполнить свой стратегический замысел, потеряв 17 кораблей потопленными и 18 поврежденными. Но достигли тактического успеха – захватили Моонзундские острова.

В феврале 1918 года германское командование вернулось к замыслу захвата Петербурга. Удар планировали нанести с двух операционных направлений: с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада через Псков. Немцы одновременным ударом из Финляндии и Прибалтики собирались охватить и быстрым натиском взять Петроград.

К началу мирных переговоров в Брест-Литовске линия фронта в Прибалтике проходила восточнее Риги и далее, слегка выгнувшись на юго-запад, шла к Двинску, восточнее Вильно, а затем почти по прямой на юг. К концу октября 1917 года немецкие войска оккупировали всю Литву, южную часть Латвии. После того как Троцкий сорвал переговоры, германские войска заняли всю Латвию. В Эстонии советская власть также просуществовало недолго.

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).

В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель.

К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру, подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причём предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их лёгкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт.

Организатором этого перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Михайлович Щастный (1881 - 22 июня 1918), который в это время фактически командовал Балтийским флотом.

Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных политических условиях. Из Москвы шли противоречивые указания: В. И. Ленин приказывал уводить корабли в Кронштадт, а Л. Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии.

Учитывая «особую» роль Троцкого в Российской революции и Гражданской войне, его связи с «финансовым интернационалом», можно предположить, что он хотел добиться уничтожения Балтфлота или его захвата противниками России.

Весьма настойчиво вели себя и британцы, которые советовали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику (решалась задача лишения России флота в Балтике).

Щастный не потерял присутствие духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда.

С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец» ломая сплошные льды провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.

С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отравили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

Времени совсем не было, поэтому 7 - 11 апреля в море вышел и третий отряд (172 корабля). Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. Позднее эти суда соединились в одну группу при поддержке четырёх ледоколов. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Переход сопровождался большими сложностями, но все же 20-22 апреля все суда благополучно пришли в Кронштадт и Петроград. Не было потеряно ни одного корабля.

Сам Щастный, 5 апреля назначенный начальником Морских сил (наморси), покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими германскими войсками. 12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Но, увы, этим дело не ограничилось. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению.

Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду её полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота».

22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву.

По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20-21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).

По словам историка Сергея Мельгунова, капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий.

Щастный был расстрелян за спасение Балтийского флота?

Вы горько усмехнетесь этому парадоксу? Но мало ли героев России было уничтожено из-за совершенно искренней любви к ней?!

Наш долг – разбираться с этим.

Александр Губанов

Картина художника С.А. Никитина «Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт»

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти - в материале RT.

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», - рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917-1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60-70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы - ощущалась сильная нехватка людей.

Льды и туманы значительно осложняли обстановку, и напрямую перевести флот в Кронштадт было практически невозможно. Поэтому правительство решило переправить суда с помощью ледоколов на другую сторону Финского залива - в Гельсингфорс (ныне - Хельсинки).

Операция «Ледовый поход»

В этот непростой исторический период Балтийский флот возглавлял капитан 1-го ранга, ветеран двух войн Алексей Щастный. Ему удалось в кратчайшие сроки убедить моряков в необходимости переправить флот ради их же спасения. Переход осуществляли несколькими отрядами, каждый из которых сопровождал ледокол.

19 февраля 1918 года в сторону Гельсингфорса выдвинулся первый отряд, в составе которого были три подлодки. Преодолеть льды им помогал ледокол «Волынец». Спустя двое суток тем же маршрутом двинулся второй отряд. Ещё через четыре дня, 25 февраля, из порта Ревеля (ныне - Таллин) вышел последний отряд кораблей, который подвергся налёту вражеской авиации. К этому дню немцы уже вошли в город, но захватить советские корабли им не удалось - флот успел выйти на внешний рейд.


Адмирал Алексей Михайлович Щастный © Wikimedia
Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном - оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

В туманное утро 12 марта 1918 года из Гельсингфорса выдвинулся первый отряд кораблей. И уже 17 марта они успешно вошли в порт Кронштадта. Одновременно ситуация в Финском заливе обострилась. Ледокол, сопровождавший первый отряд, на обратном пути подвергся обстрелу, а три других были захвачены белофиннами. Несмотря на это, 5 апреля из Гельсингфорса вышел следующий отряд во главе с линкором «Андрей Первозванный», который благодаря своему бронированному корпусу мог проламывать лёд, обеспечивая тем самым проход остальным кораблям. Через пять суток отряд благополучно достиг Кронштадта.

Третий и самый многочисленный отряд, состоявший из более чем 167 единиц, был поделён на четыре группы. 12 апреля Финляндию покинули последние корабли отечественного флота. Переход этого отряда оказался самым сложным. Корабли были заперты льдами и целую неделю практически стояли на месте, пока ледоколы помогали им выйти на пробитый в толщине льдов фарватер. Невзирая на сложности, к 22 апреля все корабли и суда третьего отряда успешно добрались до пункта назначения. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.

Германские войска тем временем, воспользовавшись отсутствием условной границы, начали движение в сторону Петрограда. Тогда советская власть решила уничтожить корабли Балтийского и Черноморского флотов. Ленин дал прямое указание: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет народных комиссаров по представлению Высшего военного совета приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Вместо награды Щастный был арестован. Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Кроме того, по словам Троцкого, «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня, после того, как в Цемесской бухте были взорваны и затоплены корабли Черноморского флота.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Анастасия Ксенофонтова

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.