Японские броненосцы. Кузнецов алексей викторович

Время неумолимо и жестоко.

Остались еще ветераны Второй мировой войны, но их все меньше и меньше. И в основном это те, кто был призван в 1944-1945 годах.

Последний из живших на планете ветеранов Первой мировой войны Клод Стэнли Чулз скончался в Австралии в возрасте 110 лет в 2011 году.

Но вот есть еще возможность увидеть и познакомиться аж с двумя участниками русско-японской войны 1905 года. Эти ветераны приняли участие в одном из самых кровавых морских сражений этой войны - Цусимском сражении, причем с разных противоборствующих сторон.

Один - крейсер "Аврора", а второй - “Микаса”, японский броненосец и флагман японского флота во время битвы в Цусимском проливе.

Что касается "Авроры", то я познакомился с легендарным крейсером лет в 13, когда приехал к родственникам в Ленинград на зимние каникулы. Тетка Нина у меня была активная, протащила меня по всем музеям, ну и, конечно же, на "Аврору". У меня был шок от посещения первого настоящего военного корабля. К тому же боевая тетя Нина организовала для меня автограф бывшего кочегара с "Авроры", он вел экскурсию. Очевидно это был член экипажа "Авроры" 40-х или 50-х годов, накануне того, как в 1961 году крейсер стал кораблем-музеем.

Крейсера типа «Паллада», к которым относится и "Аврора", были заказаны Морским ведомством в рамках масштабной судостроительной программы России 1895 года.

По конструкции это были бронепалубные крейсера, предназначенные для выполнения функций крейсеров-разведчиков и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от баз. Основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи "Галерного островка" (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») начались работы по строительству двух крейсеров "Паллада" и "Диана", а в сентябре 1986 года в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название "Аврора".

Официальная закладка корабля произведена 23 мая 1897 года в торжественной обстановке, а уже 11 мая 1900 года в 11 ч 15 мин под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер "Аврора" был спущен на воду.

Два года велись достроечные работы - завершение корпусных работ и установка главных машин и паровых котлов. Завершив 18 сентября 1903 года приемочные испытания, крейсер "Аврора" вступил в состав боевых сил русского флота.

В отличие от России конца XIX века, в Японии в этот период своей собственной судостроительной промышленности еще не было. Вместе с тем, после коренной перестройки государственной машины, которая в Японии носит название революции Мэйдзи, эта страна стала активно модернизировать собственную армию и флот на основе технических достижений Запада.

В 1886 году японское правительство пригласило на должность главного корабельного инженера своего нарождающегося флота известного французского конструктора Э. Бертена, который оказал значительное влияние на судостроительную программу Японии. В Йокосуке Бертен запроектировал и построил в 1890 году военный порт, который функционирует в качестве базы ВМС Японии до сих пор. Японцы с благодарностью сохраняют дом, в котором жил инженер.

Однако в области военно-морского строительства японцы все таки ориентировались прежде всего на главного законодателя тогдашней моды — Великобританию. По этой причине броненосец «Микаса» был заказан в 1898 году и строился на верфи Виккерса в Бэрроу. Очень, кстати, примечательная была эта компания Vickers & Sons. Кроме боевых кораблей она строила, правда чуть позже, еще и самолеты, и первые английские дирижабли, а также пулеметы собственной оригинальной конструкции.

Корабль англичане строили очень быстро: он был заложен 24 января 1899 года, спущен на воду 8 ноября 1900 года, а уже 1 марта 1902 года был полностью закончен и отправлен из Плимута в Японию. Так что получается, что оба ветерана практически ровесники.

Если крейсера типа “Паллада” были названы в честь греческих богинь, то японские броненосцы программы 1889-1899 годов назывались в честь географических объектов Японии. Фудзи, Асахи, Микаса - это горы, Хацусе — река, Сикисима - остров и название древней столицы Японии. Шесть новых броненосцев японского флота, включая “Микаса”, образовали 1-й боевой отряд Первой эскадры.

В свою очередь крейсер "Аврора" также предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные "Паллада" и "Диана". Поэтому уже спустя неделю после ввода в строй, 25 сентября 1903 года корабль вышел из Кронштадта.

Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали "Аврору" в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику 5 апреля 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальневосточном морском театре.

"Аврора" вошла в отряд крейсеров контр-адмирала О.А. Энквиста ("Аврора", "Олег", "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах"). Боевое крещение крейсер Аврора принял у Цусимы 14 мая.

В течение всего боя "Аврора" следовала за "Олегом", на котором держал флаг командир отряда контр-адмирал О. А. Энквист. Эти два корабля, обладая преимуществом в скорости и вооружении, по сравнению с двумя своими более старыми собратьями "Донским" и "Мономахом", оказывались всякий раз именно в том месте, откуда исходила наибольшая опасность. Для использования большей мощи своей артиллерии они сближались с противником на максимально возможные малые дистанции вплоть до 24 кабельтовых. Были моменты, когда крейсеры оказывались под огнем сразу четырех и даже десяти японских кораблей.

Для того чтобы не дать противнику возможности пристреляться и в то же время удержать свое место в строю, "Авроре" приходилось постоянно менять курс и скорость. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, Аврора получила 10 прямых попаданий снарядов. На нижнем снимке "Аврора" после Цусимского боя

Во время боя несколько раз сбивался осколками флаг "Авроры", но его поднимали вновь. После того как были перебиты снасти, на которых он поднимался, и флаг упал в седьмой раз, боцман Василий Козлов под огнем неприятеля влез на мачту и закрепил его на месте.

На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, серьезно повреждены две дымовые трубы, надводная часть корпуса, надстройки, фок-мачта отбита наполовину, разбиты осколками все шлюпки, катера и баркасы, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. В бою было израсходовано 303 - 152-мм снарядов, 1282 - 75-мм патронов, 320 - 37-мм патронов.

На "Авроре" в сражении было убито 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Р. Егорьев, 89 человек ранено, из них 6 смертельно и 18 тяжело (8 человек умерли от ран). Капитан 1 ранга Егорьев погиб в тот злосчастный момент, когда 75-мм снаряд разорвался на трапе переднего мостика, рядом с боевой рубкой. При этом осколки снаряда и трапа, попав сквозь смотровую амбразуру в рубку, отразились от ее купола и разлетелись в разные стороны. Все находившиеся в тот момент в рубке офицеры были ранены и только Егорьев убит на повал.

Во время Цусимского сражения “Микаса” являлся флагманом командующего японского флота адмирала Того.

Вот так выглядит боевая рубка броненосца "Микаса", толщина брони впечатляет

Однако адмирал Того все сражение провел, находясь на открытом ходовом мостике

Вид с мостика

Во время сражения "Микаса" был в голове колонны японских линкоров и был одной из основных целей для русских кораблей. Распоряжение командующего российской эскадры адмирала Рожественского было — сигнал «1», что означало: «Бить по головному» (собственно, это был первый и последний его приказ в бою, не считая приказа о передаче командования, отсутствие должного командования было одной из причин поражения нашего флота).

"Микаса" попал под сосредоточенный огонь кораблей русского флота, в него попало 6 12-дюймовых и 19 6-дюймовых снарядов. Впрочем сильных повреждений броненосец не получил. 12-дюймовый снаряд взорвался в стволе правого 305 мм орудия носовой башни, повредив орудие и выведя из строя левое орудие.

Ещё один 12-дюймовый снаряд взорвался в том же орудии на 2 часа раньше, не нанеся ни каких повреждений. Одна 6-дюймовая пушка вышла из строя после 19 выстрелов, из других повреждений корабельного вооружения была еще одна 6-дюймовая пушка, которая была выведена из строя удачным попаданием русского 6-дюймового снаряда в орудийный порт. За время боя броненосец выпустил 124 12-дюймовых снаряда, больше, чем любой другой корабль.


В общей сложности, в "Микаса" попали более 40 раз во время боя, в том числе 10 12-дюймовые и 22 6-дюймовых снарядов, но ни один из них не нанес серьезных повреждений. Точного количества убитых и раненых на "Микаса" не известно. По японский источникам броненосец потерял 110 человек убитыми и 590 ранеными во время боя.

Цусимское сражение оказалось катастрофой для российского флота. Двадцать кораблей (!!!) ушло на дно, несколько попало в руки японцев. Во время битвы погибло 4830 российских моряков, около 10000 получил ранения. Общие потери японцев, по их источникам, составили 117 убитых и около 900 раненных. Раненный адмирал Рожественский передал командование контр-адмиралу Небогатову, который сдал оставшиеся от разгромленной эскадры корабли на милость победителю. Небогатов и его штаб были доставлены на борт "Микаса" вот через эти двери

«Авроре» удалось избежать пленения. Вместе с "Олегом" и присоединившимся к отряду "Жемчугом", "Аврора" в течение ночи 14/15 мая подвергалась атакам японских миноносцев. Отряд оторвался от главных сил эскадры и после безуспешных попыток прорваться на север в сторону Владивостока крейсера вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами до конца войны.

Что касается броненосца «Микаса», то после боя он нуждался в ремонте всех башен главного калибра, а также замене треснувших бронеплит. Для ремонта он ушел в порт Сасебо. И вот здесь удача покинула его. Избежавший гибели от огня всей русской эскадры во время Цусимского сражения, через шесть дней после подписания Портсмутского договора, положившего конец войне русско-японской войне, в ночь на 12-е сентября 1905 года "Микаса", после взрыва и пожара, затонул в гавани Сасебо. Погибло 250 (по другим данным, 114 чел.), и оказались ранеными 340 человек. Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 метров. Корабль подняли только после трех попыток спустя год 14 августа 1906 года.

После подъема броненосец восстанавливали до 24 марта 1908 г. и ввели в строй 24 августа 1908 г. Во время первой мировой войны "Микаса" нес службу по защите японского побережья. В 1921 году броненосец принял участие в поддержке операций японских интервентов в Советской Сибири, придя во Владивосток. 16 сентября 1921 г. линейный корабль "Микаса" в тумане, направляясь во Владивосток от северной оконечности Сахалина, сел на камни к югу от острова Аскольд (в 30 милях на юго-запад от Владивостока). Положение было столь опасным, что спасение считалось невозможным, и только десятью днями позже, 26 сентября, благодаря сильному шторму его удалось снять с камней, отвести в док во Владивосток под конвоем броненосца "Фудзи" и броненосного крейсера "Касуга".

"Аврора" после подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта в Маниле вернулась на Балтику.

Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. За короткий период крейсер побывал в Средиземном море и Атлантическом океане, посетив Алжир, Бизерту , Вильфранш , Смирну , Неаполь , Гибралтар и ряд других портов.

Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного серьезного повреждения за все годы войны крейсер не получил.

Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград.


Длительная стоянка в порту оказала пагубное влияние на экипаж «Авроры»: матросы и младшие командиры попали в дурную компанию большевиков, меньшевиков, эсеров и анархистов. Ну, дальше вы знаете.

До 1922 года крейсер находился на консервации в Кронштадте, а экипаж отражал нападение Юденича на Петроград.

После проведенного капитального ремонта крейсер в 1923 году вошел в состав ВМФ СССР.

Если «Аврора» пережила второе рождение, то по условиям Вашингтонского договора 1922 года в том же году броненосец "Микаса" исключили из списков флота Японии.

12 ноября 1926 года его превратили в корабль-памятник. Броненосец завели в специально вырытый и заполненный водой котлован у акватории порта Йокосука, который затем засыпали землей до ватерлинии. Выглядит, прямо скажем, жутковато

С этого момента «Микаса» стал объектом военно-патриотического воспитания японской молодежи. С началом Второй мировой войны на броненосец стали организовывать массовые экскурсии летчиков-камикадзе. Перед последним полетом.

В 1945 году американцы бомбили броненосец то ли сослепу, то ли из принципа. После Второй мировой войны на броненосце демонтировали орудия и надстройки, но оставшийся корпус разобрать оказалось непросто, и так он простоял до 20 января 1960 года. Затем его снова начали восстанавливать. 27 мая 1961 года эти работы закончили и "Микаса" снова стал памятником японскому флоту и адмиралу Того в битве при Цусиме.

«Аврора» во время Великой Отечественной войны стояла в гавани Ораниенбаума. Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее орудий обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После войны «Аврору» подняли и в 1947 году крейсер встал на свое сейчас уже традиционное место у Нахимовского училища.

Правда сейчас «Авроры» нет на своем месте, осталась только одноименная кофешка.

А где же корабль революции? 21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для очередного капитального ремонта

Кстати, старая ржавая “баржа” на переднем плане снимка, перед “Авророй” - это скорее всего плавучая мастерская, переделанная из однобашенного монитора “Стрелец”, одного из старейших кораблей российского флота (заложен 1.06.1863 г., спущен 21.05.1864 г., вступил в строй 16.07.1865 г. в качестве броненосной башенной лодки). Но это уже совсем другая ИСТОРИЯ.

Ну и в заключение. В прошлой своей жизни, в 1985 году я попал в состав экспедиции на опытно-испытательном судне. Наш маршрут проходил через Цусимский пролив. Когда достигли места гибели русских кораблей, весь экипаж построился на вертолетной площадке и была отдана дань старой морской традиции: в море были опущены венки из живых цветов.

Вечная память всем морякам, погибшим за Отечество!

Серия линейных кораблей типа «Fuso» состояла из 2 единиц («Fuso», «Yamashiro») и была введена в эксплуатацию в 1915-1917 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1927-1928 гг., вторую в – 1930-1935 гг. Оба линкора погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 34,7 тыс. т, полное –39,2 тыс. т; длина – 212 м, ширина – 31 м; осадка – 9,7 м; скорость – 24,7 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 6 паровых котла; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305-102 мм, траверсы – 102 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-51 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 14х1– 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 17х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Ise » состояла из 2 единиц («Ise », «Hyuga») и была введена в эксплуатацию в 1917-1918 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1930-1931 гг., вторую в – 1934-1937 гг. В 1943 г. корабли были перестроены в линкоры-авианосцы. Вместо кормовых башен были устроены ангары в которых помещалось по 10 самолетов. На самой палубе также размещалось 12 самолетов. Запуск самолет осуществлялся с помощью двух катапульт. Оба линкора погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 35,4 тыс. т, полное – 38,7 тыс. т; длина – 220 м, ширина – 32 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25,3 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котла; мощность – 81 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,8 тыс. миль; экипаж – 1 370 человек. Бронирование: борт – 305-89 мм, траверсы – 305 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-50 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 16х1– 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 31х2 и 15х1 – 25-мм зенитных автоматов.

Серия линейных кораблей типа «Nagato» состояла из 2 единиц («Nagato», «Mutsu») и была введена в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Корабли прошли модификацию в 1933-1936 гг. Линкор «Mutsu» погиб в 1943 г., «Nagato» затонул в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 39,2 тыс. т, полное – 46,4 тыс. т; длина – 221 м, ширина – 33 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 10 паровых котла; мощность – 82,3 тыс. л.с.; запас топлива – 5,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 300 — 00 мм, траверсы – 300 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, казематы – 102 — 152 мм, палуба – 127 мм, рубка – 370 мм. Вооружение: 4х2 — 410-мм орудия; 18х1 – 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм зенитные орудия; 49х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Yamato» состояла из 2 единиц («Yamato», «Musashi») и была введена в эксплуатацию в 1941-1942 гг. Линкор «Musashi» погиб в 1944 г., «Yamato» — в 1945 г. Корабли являлись самыми большими линкорами в мире с общим весом брони в 22,5 тыс. т. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 63,2 тыс. т, полное –72,8 тыс. т; длина – 243-260 м, ширина – 37 м; осадка – 10,9 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 12 паровых котла; мощность – 150 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,2 тыс. миль; экипаж – 2 500 человек. Бронирование: борт – 410 мм, траверсы – 300 мм, башни – 650 мм, барбеты – 545 мм, главная палуба – 200 — 230 мм, верхняя палуба – 35 — 50 мм, рубка – 500 мм. Вооружение: 3х3 — 460-мм орудия; 4х3– 155-мм орудия; 6х2 – 127-мм зенитных орудий; 43х3 – 25-мм зенитных автоматы, 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2 катапульты и 7 гидросамолетов.

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь. После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

    Начало подъема 1

    Строительство флота 1

    Немного о бюджетах 4

    Броненосец "Фусо" 5

    Броненосец "Чин Иен" 8

    Броненосец "Фудзи" 11

    Броненосец "Яшима" 13

    Броненосец "Шикишима" 15

    Броненосец "Хатсусе" 17

    Броненосец "Асахи" 18

    Броненосец "Микаса" 19

    Броненосец "Ики" 21

    Броненосец "Мишима" 21

    Броненосец "Окиношима" 22

    Броненосец "Ивами" 22

    Броненосец "Сагами" 23

    Броненосец "Танго" 24

    Броненосец "Хизен" 24

    Броненосец "Суво" 25

    Броненосец "Кашима" 25

    Броненосец "Катори" 27

    Броненосец "Цукуба" 28

    Броненосец "Икома" 29

    Броненосец "Курама" 29

    Броненосец "Ибуки" 30

    Броненосец " Садзума" 31

    Эволюция японских броненосцев 32

    Броненосец "Аки" 33

    В боях и походах 34

    Приложения 44

    Литература 46

Александр Анатольевич Белов
Броненосцы Японии.

Боевые корабли мира

На 1-й стр. обложки: Броненосец "Шикишима" на переходе из Англии в Японию;

на 2-й стр: на палубе броненосца "Асахи"; на 3-й стр. Броненосец "Фудзи";

на 4-й стр. Броненосец "Микаса" в Англии перед уходом в Японию.

Научно-популярное издание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор С.В. Субботина

Начало подъема

Во второй половине XVIII в. правители Японии, не обладая сильной волей, способностью управлять страной не отличались, а лишь стремились к личному обогащению. В стране процветали взяточничество, казнокрадство, произвол власть имущих. Император как бы царствовал, при этом никем и ничем не распоряжаясь, не имел никакой реальной власти, конечно, для его же пользы – незачем божественной особе утруждать себя заботами о делах повседневных, достаточно раздавать придворные должности и награды. Но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать.

Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, – говорил Норинага,- а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.

Идеи Норинага легли в основу националистических устремлений, которые в середине XIX в. помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Государство не вело активной внешней политики, всецело переключившись на дела внутренние. В итоге страна стала напоминать хлопотливый муравейник. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения. Плуг заменил мотыгу, совершенствование агротехники и эффективный семейный труд позволили получать по два урожая в год. Известный японский экономист Хаями Акира заявил, что в XVIII в. в Японии произошла "революция прилежания".

Строительство флота

Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли. Они выработали особый тип небольших судов – фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.

Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто. В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия, советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так: "Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями, которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья, тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов, которые наиболее отличились в боях."

Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г. русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.

В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия. Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое – сильная централизованная власть.

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь.

После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

Броненосный казематированный корвет "Адзума". 1866 г.

(Водоизмещение 1560 т, вооружение: одно 229-мм, два 160-мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм, каземат 102 мм.)

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.