Великая отечественная - под водой. История одной подлодки: как страна забывает своих героев подводная лодка X-бис серии

Весной 1943 года советский подводный флот настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника. 18 мая 1943 года подводная лодка «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта Павла Кузьмина, отчалила от пирса на острове Лавенсари для выполнения задания. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения она была обнаружена и атакована немецким самолётом. Лодка получила небольшие повреждения. Масляные следы, оставляемые «Щ-408» на поверхности воды, позволили кораблям финской противолодочной обороны выйти на ее след.

Минный заградитель «Риилахти» и четыре сторожевых катера начали преследования. Лодку обнаружили 22 мая в районе острова Вайндло. На лодке разрядились аккумуляторы, и она всплыла для их подзарядки. При приближении финских кораблей командир подлодки отдал приказ об экстренном погружении. Субмарина легла на дно. Вражеские корабли начали бомбардировку глубинными бомбами, которая продолжалась три часа. «Щ-408» получила серьёзные повреждения.

На лодке не было электричества, к концу подходили запасы воздуха, моряки начали задыхаться, терять сознание. Там, наверху, катера финской береговой охраны, как акулы кружили над местом, где на дне лежала лодка. Решение, нужно решение и командир, уроженец города Грозный, Павел Кузьмин принял его — К всплытию! —командует командир — К бою!

«Щука» начала подниматься на поверхность моря. Гитлеровцы увидели лодку и прекратили стрельбу, думая, что советские моряки сдаются. Но они не знали советский характер. Комендоры «щуки» молниеносно выскочили из лодки и развернули пушки в сторону вражеских катеров.

Огонь! - скомандовал Кузьмин.

И два 45-мм орудия открыли огонь по вражеским кораблям, им ответили 28 орудий противника, советская лодка вступила в неравную артиллерийскую схватку с кораблями врага. Экипаж имел возможность сдаться в плен, но предпочёл дать последний бой противнику. В результате трехчасового боя моряки-подводники потопили два финских сторожевых катера, однако субмарина получила тяжёлые повреждения и затонула, не спустив военно-морского флага, что означало - «Погибаю, но не сдаюсь!» Весь экипаж подлодки погиб.

Есть утверждение, что после войны из документов немецкого подводного флота выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали звуки ударов по металлу. Геройский экипаж «Щ-408» пытался заделывать пробоины. Моряки до последней минуты боролись за жизнь лодки. И все это время их бомбили. Гитлеровцы надеялись, что лодка всплывет, и советские моряки сдадутся, но нет, не дождались…

Подробности последнего боя подводной лодки Щ-408 стали известны только после выхода Финляндии из войны и получили широкую известность, как в ВМФ СССР, так и в ВМС Великобритании. Надо заметить, что в 1944 году король Великобритании Георг VI присвоил командиру лодки капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину звание почётного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена. Но вот советскими наградами, ни геройский экипаж, ни командир, награждены не были.

К месту будет отметить, что согласно источникам, капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин родился 2 января 1914 г. в городе Грозный. В детстве с родителями переехал во Владикавказ. После окончания 10 классов школы работал на городской электростанции машинистом котельной. В 1933 поступает на учебу в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.

После окончания 1938 году, с отличием училище, Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. В октябре 1940 года окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова и получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9». В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, с назначением на должность командира подлодки «Щ-408» которая погибла, но не спустила флаг военно-морского флота СССР.

Л. Хард

  • 20:46
  • 19:50
  • 18:12
  • 16:37
  • 15:01
  • 12:59
  • 12:13
  • 10:55
  • 09:27
  • 09:12
  • 09:04
  • 07:49
  • 07:43
  • 07:34
  • 07:27
  • вчера в 21:03
  • вчера в 20:03
  • вчера в 19:30
  • вчера в 19:30
  • вчера в 19:00
  • вчера в 18:30
  • вчера в 17:34
  • вчера в 17:00
  • вчера в 16:54
  • вчера в 16:16
  • вчера в 15:49
  • вчера в 15:36
  • вчера в 14:42
  • вчера в 14:03
  • вчера в 12:25
  • вчера в 12:05
  • вчера в 12:03
  • вчера в 11:30
  • вчера в 11:08

22 мая 1943 года советская подводная лодка Щ-408 приняла неравный бой с противником в надводном положении. За этот бой лодку окрестили «Балтийским «Варягом»».

В боевой поход лодка вышла из Кронштадта 7 мая 1943 года. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море.

На лодке заканчивались запасы воздуха, аккумуляторные батареи требовали подзарядки. Лодка вынуждена была всплыть. К этому моменту она уже была обнаружена противником, из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку.

Когда лодка всплыла капитан-лейтенант П. С. Кузьмин увидел приближавшиеся к Щ-408 сторожевые катера противника, которые уже издалека начали обстреливать лодку. Положение было явно не равным, однако Кузьмин решил не сдаваться, а принять бой. На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. В штаб флота было отправлено донесение о сложившейся ситуации, капитан запросил помощи.

Щ-408 открыла огонь одновременно производя ускоренную подзарядку аккумуляторных батарей. Артиллерийский бой продолжался 2 часа. Лодка получила несколько попаданий артиллерийских снарядов противника, погибло и было ранено несколько матросов у артиллерийских орудий, получили повреждения палубная надстройка, прочный корпус и балластные цистерны.

Однако и противник нёс потери. Метким огнём с Щ-408 были потоплены 2 немецких сторожевых катера, ещё один финский сторожевой катер VMV-17 получил повреждения. Повреждения получили немецкие быстроходные десантные баржи F-188, F-189 и F-191, а также ещё один неустановленный сторожевой катер.

И всё же положение было на стороне противника. Отправленная в район боя советская авиация не смогла ни чем помочь, одни группы оказались скованными боем с противником, другие не смогли найти лодку, при этом было потеряно 4 самолёта.

Щ-408, не сдавшись врагу, ушла под воду. Финские сторожевые катера сбросили две серии глубинных бомб над местом погружения лодки. После чего наблюдали всплытие масляных пятен и мусора. На этом было решено, что лодка уничтожена, точка потопления лодки отмечена на карте. Щ-408 из этого похода не вернулась. В ВМФ Балтийского флота лодку также признали погибшей.

История получила продолжение уже в наши дни, когда российские дайверы решили найти и обследовать лодку, однако в указанной финнами точке места потопления Щ-408 не оказалось.

Лодку всё же нашли в двух километрах от места боя, её исследование показало, что не смотря на наличие попаданий вражеских снарядов, серьезных повреждений на корпусе лодки не было. Дайверы увидели, что около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина. Судя по всему, удары по Щ-408 с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, до последнего боролся за живучесть лодки, лодка пыталась уйти, но, сколько точно ещё продолжалась борьба людей под водой неизвестно.

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских наград капитан так и не получил.

Именем П. С. Кузьмина названа улица в Санкт-Петербурге - улица Подводника Кузьмина. На доме № 4 по этой улице в 1969 году установлена мраморная мемориальная доска в честь П. С. Кузьмина. А в школе № 504 действует Мемориальный зал памяти подвига экипажа лодки Щ-408

Подводная лодка Щ-408 погибла 22 мая 1943 года в Балтийском море. Командир принял решение ее затопить, не сдавшись врагу и не спустив флага. Тем самым эта подводная лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг" .

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских государственных наград ни командир, ни экипаж подлодки за свой подвиг удостоены не были.​

Об истории подводной лодки Щ-408, повторившей подвиг крейсера "Варяг", но не имеющей за это никаких советских наград, мы говорим с председателем совета петербургского Клуба моряков-подводников , капитаном 1-го ранга Игорем Курдиным и заместителем директора школы № 504, руководителем мемориального зала славы, посвященного подвигу экипажа подводной лодки Щ-408, Мариной Лукиной .

– Игорь Кириллович, что это за лодка и почему ее история важна для нас?

Игорь Курдин

– У нас были очень большие потери подводных лодок на Балтике, нигде не было такой эшелонированной эффективной противолодочной обороны: и противолодочные сети, и заграждения, и поддержка кораблей, немецких подводных лодок и авиации. Но советские подводники постоянно пытались прорвать эти линии обороны. Эта лодка – одна из многих, погибших там. И сейчас Международная ассоциация подводников выступила с инициативой заключить международный договор по признанию погибших кораблей и подводных лодок братскими захоронениями, обозначать их на картах для отдания воинских почестей проходящими военными кораблями, а главное – запретить погружения, приравняв их к разграблению могил.

– Марина, а как получилось, что вы занялись историей этой лодки?

– Это давняя история. Наша школа основана в 1963 году, тогда же создавался музей, и недалеко от школы в то время жила вдова командира подлодки Павла Кузьмина, она приходила к нам на праздники. И вот энтузиасты, первые экскурсоводы того музея, выпускники 1985 года пришли к нам в 2013 году, но музей к тому времени не сохранился. И они на 50-летие школы подарили ей мемориальный зал. И я к ним присоединилась, стала заниматься созданием этого зала.

Командиры подлодки понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель

Щ-406 – "Балтийский "Варяг" погибла в 1943 году. Думаю, командиры понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель. Из пяти лодок, посланных туда, сохранилась только одна – Щ-303 командира Травкина (он стал прототипом героя фильма "Капитан счастливой щуки"). Он уходил от преследования, отлежался на дне и, по сути, привел вражеские корабли к подлодке Кузьмина: так как он не вернулся, следом послали Щ-408. Немецкая авиация заметила ее по масляному следу. На финском корабле, помогавшем ее топить, был фотограф – и в финском архиве сохранилась фотография, как они забрасывали эту лодку глубинными бомбами.

Капитан-лейтенант Павел Кузьмин, командир подводной лодки Щ-408

Лодку преследовали несколько дней – наконец ей пришлось всплыть, чтобы подзарядить батарею. Там было две немецкие быстроходные баржи и два финских катера, которым она попыталась дать отпор из своих 45-миллиметровых орудий, а потом ушла под воду.

– Игорь Кириллович, ситуация с подлодкой Щ-408 – исключительная?

– Подводные лодки предназначены для подводной войны, их главное качество – скрытность. Если лодка всплыла – это значит, уже нет другого выхода. Да, надо было зарядить батарею – и принять вынужденный артиллерийский бой, хотя ее вооружение – слабое против надводных кораблей: спасти ее могло только чудо. Так погибло много наших подводных лодок, которые вели неравный бой в надводном положении. Щ-408 – одна из многих, никакой уникальности тут нет. Лодка легла на грунт, ее до последнего пытались отремонтировать, она буквально отползала, почему ее и нашли в двух километрах от предполагаемой точки гибели.

– А действительно можно сравнить ее подвиг с подвигом "Варяга"?

– Капитан-лейтенант Кузьмин – один из многих командиров. У нас не было случаев сдачи в плен. Да, он всплыл, он видел, что бой будет неравным, что он погибнет, и он мог сдаться, попасть в плен и, возможно, выжить. У нас же был случай, когда балтийская лодка "Эска" подорвалась на мине, командира Сергея Лисина выбросило за борт, он был взят в плен и уже в плену узнал, что ему присвоено звание героя Советского Союза. Но он прекрасно понимал, что о плене просто не знали, иначе представление немедленно отозвали бы. Лисина освободили, но он никогда больше не занимал высоких должностей, хотя он был выдающимся подводником, ведь плен – это клеймо на всю жизнь: русские не сдаются, пулю в лоб, и все. А ведь никакой его вины не было!

Подвиг Щ-408 повторили многие лодки, но, видимо, Кузьмин все же чем-то выделялся, раз его товарищи в 60-х годах попросили назвать его именем улицу.

– Марина, вы занимались историей лодки и не могли не думать об отсутствии у нее отечественных наград. Как вы думаете, много в России таких не награжденных героев?

Копия ордена Британской империи V степени

– Думаю, много. Но Кузьмин был представлен в числе 40 других офицеров Балтийского флота для награждения орденом Британской империи V степени. Копия этого ордена хранится у нас в мемориальном зале, а подлинник – у сына Кузьмина.

– Игорь Кириллович, а какое отношение к этой лодке имели англичане?

– Так ведь во время войны мы, США и Великобритания были союзниками. Англичане признавали большой вклад Балтийского флота в борьбу с нацистами, и они сказали: мы готовы наградить ваших командиров и адмиралов. И появился этот список, утвержденный Главным штабом военно-морского флота – более 40 офицеров и адмиралов были награждены орденом Британской империи, и среди них Кузьмин. Когда был выпущен указ о награждении, Кузьмин погиб. Но его вдову пригласили в британское посольство и там торжественно вручили орден.

На вопрос, почему экипаж не имеет советских наград, нам часто отвечают, что если бы тогда было представление командования к награждению, но по какой-то причине оно не было реализовано, тогда можно было бы провести награждение сейчас. Мы пытались объяснить, что к английской-то награде Кузьмина представлял Главный штаб ВМФ, и что это является основанием для пересмотра дела и награждения посмертно не только командира, но и всего экипажа. Но, к сожалению, совместные усилия Клуба подводников и мемориального зала пока остаются безрезультатными.

– Марина, а как вы пытались заступиться за погибших подводников?

– Мы написали письмо министру обороны Шойгу и в Госдуму – нам ответили, что изучат вопрос и напишут разъяснения. Но мы их так и не дождались. Мы с ребятами не теряем надежды – теперь вот обратились к Игорю Кирилловичу, хотим попробовать вместе обратиться в высокие инстанции.

– Игорь Кириллович, как вы думаете, что-нибудь получится?

Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям

– Наше обращение осталось без ответа, и сейчас мы хотим обратиться напрямую к президенту. Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям, у которых обостренное чувство справедливости. И они постоянно спрашивают: почему же моряков не наградили за подвиг? А подвиг подтверждают и финны, которые участвовали в операции.

– Марина, наверное, вы много знаете и о Кузьмине, и о членах экипажа?

Марина Лукина

– Для родственников этих моряков я теперь – связующее звено с моряками, которые лежат на дне, да еще на территории Эстонии, которая уже не в составе России. Этим тоже были осложнены поиски лодки. Но все же в 2016 году ее нашли. Я ездила на это место вместе с моими выпускниками и с командой дайверов, приглашала сына и внука Кузьмина. Дайверы спускались на глубину 70 метров, делали фото и видеосъемку. Там была акция памяти, спуск венков, сын был очень растроган и благодарен всем людям, которые этим занимаются. С отцом он расстался в три года и вот, по сути, впервые попал на его могилу.

Я прочла много писем Кузьмина к жене, они необыкновенно трогательные, там ни слова о войне – чувства, переживания, надежды на долгую счастливую жизнь после войны. Родственники моряков звонили из Владимирской области, из Читы, мы ездили в Подпорожский район, откуда родом кок, встречались с его родственниками. Родной сестре кока 100 лет, она хранит портреты, ставит цветочки "моему Васеньке". Это же 40 человек, у каждого своя история, и везде хотят сохранить память.

– Игорь Кириллович, вот вы говорили об уникальных, явно непреодолимых заграждениях, так почему же туда посылали лодку за лодкой?

Мемориальный зал славы петербургской школы № 504, посвященный подвигу экипажа подводной лодки Щ-408

– Это война, и зачастую мы несли необъективные потери. Было ясно, что эту оборону не прорвать, но лодки посылали на верную смерть. Был период, когда командование подводных сил докладывало, что это невыполнимая задача, и с ними соглашались – на какое-то время, а потом начиналось опять: прорвать любой ценой. Потом немцы в своих воспоминаниях писали: мы не совсем понимали стремление русских прорвать оборону, потому что это было невозможно, и мы думаем, что они тоже это понимали.

Сейчас создан такой проект – "Поклон кораблям великой Победы", поисковые операции производятся при поддержке государства. Это кропотливая работа в архивах, в том числе, шведских, финских, немецких. Для Клуба подводников первая история была с подводной лодкой С-2, это наша единственная потеря во время финской войны. Международная группа дайверов нашла эту лодку, а мы нашли 17 семей, которые поехали с нами в Финляндию на Аландские острова.

И вот – отношение: мы просили командование выделить нам какой-то военный кораблик, чтобы он пришел в точку гибели С-2 для отдания воинских почестей. Но, к сожалению, такой возможности не нашлось, и корабль выделили финны! Их корабль береговой охраны пришел туда для проведения церемониала – спуска на воду венка, в центре которого – бескозырка с надписью "Балтийский флот". И я с военно-морским атташе подошел к командиру отряда береговой обороны Финляндии и сказал: по нашей традиции, надо приспустить флаг и дать три протяжных гудка. Финн задумался, а потом сказал: мы сделаем это. Они понимали, что во время войны они утопили эту лодку, тем не менее они выстроили экипаж и провели весь церемониал.

Возникла еще одна коллизия: с одной стороны, погружаться там запрещено, с другой – надо установить на дне возле лодки памятную табличку из нержавеющей стали. Дайверы погрузились, установили ее – и тут подлетел катер морской полиции, и всех арестовали. Тогда финны позвонили нам, а мы обратились к губернатору Аландских островов, и дайверов освободили из тюрьмы.

Несколько лет назад в Сестрорецке появился храм Петра и Павла – памяти погибших подводников. Там есть стена памяти, а на ней – 168 табличек с номерами и фамилиями командиров всех лодок, погибших на войне, или тех, где были аварии с гибелью личного состава. Неожиданно к нам приехал военно-морской атташе Великобритании и сказал, что в этом году – 100 лет со времени окончания Первой мировой войны, где мы с англичанами тоже были союзниками. На Балтийском море действовала объединенная русско-английская эскадра подводных лодок, которой командовал английский капитан I ранга, до этого совершивший несколько дерзких атак и утопивший много немецких кораблей, один из самых выдающихся подводников Великобритании времен Первой мировой. Для лучшего взаимодействия на каждой английской подлодке находились трое русских моряков, на каждой русской – трое англичан.

Эскадра действовала очень успешно, ее командир был награжден тремя русскими орденами. В память об этом англичане предложили провести совместную конференцию, а мы сказали, что на стене памяти в Сестрорецке будет и одна английская подлодка – Е-18, погибшая в 1916 году на выходе из Таллина. Там погибли три русских офицера. Родственники погибших англичан установили памятную доску в церкви Святого Духа в Таллине: там два скрещенных флага, английский и русский. Эстонцы возражали, но англичане сказали: вы там не погибли, а русские погибли.

– Вот как получается: англичане наградили командира лодки, финны отдали воинские почести, а у России даже корабля не нашлось – вам не обидно?

– Если и наши бывшие союзники, и враги так ценят подвиг подводников, наверное, и нашим руководителям стоит задуматься, что обязательно должен быть ответный ход. Я единственный советский офицер, награжденный американской медалью за победу в холодной войне. Мне ее вручил четырехзвездный адмирал Брюс Де Марс, который при этом сказал: "Мы холодную войну не выиграли, а вы ее не проиграли". Это сообщение появилось на нашем сайте – и меня стали обвинять: да на чьей стороне вы воевали, да вы бы еще приняли железный крест вермахта, – это меня, командира, совершившего 15 боевых походов! Думаю, такое отношение надо менять. Мы должны уважать своих противников, иначе мы неизбежно проиграем.

– Марина, а вам не обидно, что экипаж Щ-18 получил почести и награды не от своих, а от иностранцев, даже от бывших врагов?

Память, которую хранят люди, – это самая большая награда

– Награды – на совести официальных лиц, а вот память, которую хранят люди, – это самая большая награда. Хотя есть чувство разочарования и боли за родственников, детей и внуков – они, вероятно, обижены.

– Игорь Кириллович, часто ли вы думаете о напрасных потерях войны?

– Да, возможно, были неоправданные потери, когда любой ценой надо было захватить высоту, укрепленный район – как правило, к каким-то датам. Ведь и Берлин мы пытались взять к 1 мая, и потери в берлинской операции были неестественные.

Как известно, крейсер "Аврора" принимал участие в Великой Отечественной войне. Он стоял в Ораниенбауме, получил повреждение, сел на грунт, но оставался на ровном киле, его большие пушки были сняты и установлены на Вороньей горе, участвовали в обороне Ленинграда, а сам корабль с зенитными орудиями и пулеметами входил в систему противовоздушной обороны города. Так вот, капитан "Авроры", чтобы избежать напрасных потерь, при налетах прятал экипаж в блиндажи, оставляя на борту только зенитные и пулеметные расчеты. И нашелся какой-то ретивый начальник, который обвинил его в трусости, капитан был предан военному трибуналу и расстрелян. Но ведь он просто берег жизни людей, боевая эффективность корабля никак не страдала! Думаю, этому нет оправдания. Вот теперь любят все сваливать на Сталина, а я думаю, это неправильно, ведь были конкретные люди, писавшие доносы и выносившие такие приговоры.

Что касается подводных лодок, то я все же не стал бы ставить себя на место тех, кто посылал их на верную смерть. При этом ни один из командиров не отказался выходить в море, – сказал в интервью Радио Свобода председатель совета петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин .

Многие жители Ленинграда-Санкт-Петербурга знают или бывали на улице Подводника Кузьмина. Она названа именем командира подводной лодки Щ-408.

3 мая 2016 года в Финском заливе, в 30 километрах от эстонского города Верг, российские поисковики спустили на воду венки на месте гибели советской подлодки «Щ-408» в 1943 году.
Около недели назад после долгих поисков ее нашла экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», она покоится в территориальных водах Эстонии. Руководитель проекта Константин Богданов рассказал журналистам, что российские дайверы хотят установить мемориальную табличку на корпусе подлодки, однако пока не удается получить разрешение на это от эстонских властей.
По законам Эстонии, объяснил Богданов, нельзя не только поднимать погибшие объекты, но даже прикасаться к ним. Запрещается даже поднять грунт со дна, поэтому было решено совершить погружение, набрать возле подлодки морской воды, наполнить ею фляги и передать родным погибших подводников.

Последней миссией «Щ-408», или, как ее ласково прозвали, «Щуки», было найти выход в Балтийское море через минные поля. В поход она отправилась 18 мая 1943 года. Враг вскоре выследил ее и около двух дней вел за ней погоню. Сначала ее расстрелял самолет противника, затем по ней велась атака глубинными бомбами, в результате «Щука» получила серьезные повреждения.
Капитан-лейтинант Павел Кузьмин, командовавший подлодкой, принял решение всплыть – чтобы дать бой. Когда корпус субмарины появился над водной гладью, артиллерийские орудия на ней были повернуты в сторону противника.
Бой был неравным, изрешеченная «Щука» ушла на дно, но так и не спустила флаг. Еще двое суток акустики отмечали на ней удары: это экипаж пытался отремонтировать субмарину и всплыть. Однако это не удалось, все подводники погибли.

Поиски «Щуки» вели российские и финские поисковики. Россияне передали финнам архивные документы и определили район поиска, те вышли в море, установили координаты подлодки, а затем была проведена серия совместных исследовательских погружений.
По словам Константина Богданова, подлодка находится в двух милях от тех координат, которые были указаны в архивных документах. На палубе дайверам удалось разглядеть следы боя, орудия повернуты в сторону противника, все люки задраены, экипаж, по мнению поисковиков, внутри. Лодка изъедена ржавчиной и изрешечена снарядами противника, однако корпус хорошо сохранился, уцелела даже деревянная противоминная обрусовка, сохранились антенны.

В вашем браузере отключен JavaScript
Ссылка на публикацию с видео на сайте ТВ Звезда

О героической судьбе экипажа ПЛ Щ-408, повторившем подвиг экипажей "Варяга", СКР "Тумана" рассказано в книгах Л.А.Курникова и С.А.Гурова

Л.А.Курников
ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ

Подвиг и трагедия Щ-408

Командование флота стремилось вывести подводные лодки на балтийские коммуникации противника как можно быстрее. Это диктовалось интересами фронта. А искать «дыру» в Нарген-Порккалаудском заграждении каждой лодке всё равно предстояло самостоятельно. Место, где удалось бы пройти одной, было практически невозможно точно обозначить для других. Надеяться же на то, что где-то найдутся широкие «ворота», свободные от сетей и мин, не приходилось. И если прорыв этого рубежа был вообще возможен, то поиск проходов не одной лодкой, а двумя-тремя одновременно, вероятно, мог быстрее привести к успеху. Так, во всяком случае, смотрели на это тогда.
Вторую подлодку, Щ-408, находившуюся с 11 мая на Лавенсари, командующий флотом приказал отправить в боевой поход 19 мая.
Погрузившись там же, где восемь дней назад начала самостоятельное движение Щ-303, капитан-лейтенант Кузьмин пошёл дальше не через Нарвский залив, как Травкин, а северным маршрутом. И доказал его проходимость: эта подлодка успешно преодолела Гогландский рубеж. А для зарядки аккумуляторов Щ-408 всплыла там, где заряжалась Щ-303, – в районе острова Вайндло.
Однако Кузьмину здесь не повезло: «Щуку» обнаружил и атаковал противолодочный самолёт. Она успела погрузиться, не получив серьёзных повреждений, но разрывы сброшенных самолётом бомб, по-видимому, нарушили герметичность какой-то из топливных цистерн. Весьма вероятно, что именно маслянистый след соляра позволил быстро появившимся катерам вцепиться в «Щуку», и от них никак не удавалось оторваться.
Так начались подвиг и трагедия экипажа Щ-408. о которых очень немногое смог передать по радио её командир. Полнее представить происшедшее помогли доклады вылетавших туда и включавшихся в морской бой лётчиков.

Преследование лодки катерами, шедшими по её следу, продолжалось более двух суток. Даже при самом экономном маневрировании под водой, она должна была за это время израсходовать почти весь заряд батареи. Вероятно, появились и повреждения от бомбёжки. Около трёх часов ночи 22 мая от Кузьмина была принята краткая радиограмма, для передачи которой надо было хотя бы на минуту подняться на поверхность. В ней говорилось, что противник непрерывно бомбит лодку, не даёт всплыть для зарядки.
– Прошу помочь авиацией,– радировал командир Щ-408.
По приказанию командующего флотом в район острова Вайндло были посланы истребители. По дальности это место находилось на самом пределе их полётных возможностей. Затем вылетела ещё одна группа самолётов. Им пришлось вступить в бой с истребителями противника, но они штурмовали и вражеские катера, и, насколько я знаю,– небезрезультатно.

Однако уничтожить или разогнать те силы, которые гитлеровцы стянули в этот район, близкий к их базам, флотские лётчики не могли. Они были не в состоянии надёжно прикрыть подводную лодку на таком удалении от своих аэродромов, хотя и пытались помочь ей до самого конца неравного боя. Лётчики видели, как Щ-408, которая, вероятно, не могла больше оставаться под водой из-за повреждений корпуса или просто потому, что в отсеках уже нечем было дышать, всплыла, как выскочили наверх расчёты двух 45-миллиметровых орудий и открыли огонь по катерам.
Наши подводники (думаю, это можно сказать о каждом экипаже) всегда были внутренне готовы к тому, что всплытие перед лицом более сильного врага и огневой бой с крайне малыми шансами на победу, станут единственной альтернативой неизбежной гибели в морских глубинах. Я рассказывал, как при таких всплытиях на палубу выходили не только орудийные расчёты, но и моряки, вооружённые автоматами и гранатами.

И как ни мала вероятность благоприятного для подводников исхода подобных действий, не укладывающихся в обычные понятия о тактике подводных лодок, бывало, что дерзость и отвага командира спасали обречённый, казалось бы, корабль. Вспомним, как вырвалась из лап врага С-4, которую гитлеровцы считали настолько своей добычей, что уже обозначили её место на грунте плавучими вешками.
Но капитан-лейтенант Кузьмин, его боевой замполит капитан-лейтенант Круглов и весь экипаж Щ-408 вряд ли могли рассчитывать, что им удастся как-то обмануть противника. Не те были обстоятельства, не та обстановка. А одолеть в огневом артиллерийском бою на короткой дистанции по меньшей мере пять сторожевиков, имевших в сумме не менее десяти скорострельных орудий, практически невозможно. Подводники пошли в свой последний бой с единственной реальной целью – нанести, прежде чем погибнуть, какой-то урон врагу.
Этой цели экипаж Щ-408 достиг. Лётчики видели, как один катер, по которому вела огонь подлодка, стал тонуть, как охватило пламенем другой. После выхода из войны Финляндии потопление лодкой Кузьмина двух противолодочных катеров нашло подтверждение в финских официальных документах.

Подводная лодка Щ-408 ведёт неравный бой с пятью боевыми катерами противника. Картина художника И.Родионова

Лётчики видели, как «Щука» скрылась под водой с развевавшимся над рубкой военно-морским флагом. Трудно с абсолютной определённостью сказать, погибла ли она от полученных пробоин (они, несомненно, были) или же командир принял решение вновь погрузиться. Первое – вероятнее. Как бы там ни было, какие-то отсеки лодки, опустившейся на грунт, оставались незатопленными, и находившиеся в них моряки продолжали бороться за живучесть корабля. Мне самому довелось потом слышать от финских офицеров, побывавших тогда в том районе, что в течение многих часов акустики их катеров улавливали доносившиеся со дна звуки ударов по металлу: подводники, сохранившие до конца твёрдость духа, пытались заделать пробоины, устранить повреждения.

Командир подводной лодки Щ-408 Павел Семёнович Кузьмин

Доблесть моряков Щ-408 поставила эту балтийскую подлодку в отечественной морской истории в один ряд с легендарным «Варягом», североморским сторожевиком «Туман» и другими кораблями, экипажи которых повторили их подвиги. Такие корабли поистине бессмертны.
В Ленинграде, от набережной которого ушла эта подводная лодка в свой последний поход, есть теперь в Кировском районе, за Нарвской заставой, улица Подводника Кузьмина с мемориальной доской на угловом доме, напоминающей о том, что совершили молодой командир и его героический экипаж во славу Родины, во имя грядущей Победы.

Улица подводника Кузьмина

22 мая 1943 года ПЛ «Щ-408», преодолевшая гогландский противолодочный рубеж, была обнаружена и атакована самолетом противника. Попытка экипажа ликвидировать повреждения в подводном положении не удалась, к тому же лодку демаскировало масляное пятно на поверхности. Не имея возможности оторваться от противника, командир принял решение всплыть и принять бой с пятью катерами врага. Из-за тяжелых повреждений, полученных в бою, лодка затонула. Экипаж погиб вместе с кораблем, приняв героическую смерть, но не спустил военно-морского флага перед врагом.

Новая «Щука»

Щ-408 в блокадном Ленинграде

Начало Великой Отечественной войны ПЛ «Щ-408» встретила в составе учебной бригады подводных лодок КБФ в Кронштадте. Степень технической готовности ее составляла 80 %. К концу сентября 1941 года лодка была ускоренно принята в состав Балтийского флота и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград на отработку задач боевой подготовки. 26 сентября в Морском канале ПЛ «Щ-408» столкнулась с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на лодке был пробит прочный корпус и погнута тумба перископа. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать в ремонт, который закончился только к весне следующего года. 22 июня 1942 года «Щ-408» находилась у стенки завода № 194 (им. Марти) в Ленинграде, устраняя замечания, выявленные при отработке курсовых задач. Здесь она вновь была повреждена в результате попадания двух артиллерийских снарядов противника, обстреливающего город.

Через образованные пробоины внутрь лодки начала поступать вода. Пятый отсек был затоплен полностью. Второй снаряд нанес сильные повреждения надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт. 16 октября многострадальная «Щука» перешла в Кронштадт, но и здесь ее преследовали печальные события. 25 октября 1942 года у борта лодки взорвался 210-мм немецкий снаряд. Подлодка вновь получила две осколочные пробоины в прочном корпусе. Пять членов экипажа были ранены и отправлены в госпиталь. Казалось, полоса неудач не закончится, но личный состав сумел переломить ситуацию и «Щ-408» к маю 1943 года была готова к выполнению боевого задания. Трудная, очень трудная задача выпала на долю Павла Семеновича Кузьмина в том суровом для балтийских подводников сорок третьем году. Степень сложности ее и трудности преодоления не представлял на флоте никто.

Щ-408-Днём 22 июня 1942г. в лодку попало два снаряда, 5-й отсек затоплен, повреждена надстройка

Стальные клещи

К 1943 году противник значительно усилил минные заграждения на противолодочных рубежах в Балтийском море. Кроме того, в наиболее узком месте Финского залива – на линии нарген-порккалаудской позиции – были установлены два ряда противолодочных сетей, которые полностью перекрыли залив на всю его глубину. В районе между гогландским и порккалаудским рубежами действовали пять поисково-ударных групп противника, из двух-трех кораблей каждая, и осуществлялось патрулирование самолетами. На островах и побережье были установлены артиллерийские батареи. Эти силы и средства образовали единую противолодочную зону глубиной более 150 миль. Нигде до и в ходе Второй мировой войны не создавалось таких сильных противолодочных рубежей, как в Финском заливе.

Подводная лодка «Щ-408»

Средняя подводная лодка типа «Щ» (заводской № 513), Х-бис серия. Заложена 23.04.39 на заводе № 194 в Ленинграде, спущена на воду 04.06.40 и 22.09.41 включена в состав КБФ.
Водоизмещение: надводное 590 т, подводное 708,3 т; длина: 58,75 м; ширина: 6,4 м; осадка: 3,95 м; мощность: дизеля 2x800 л. с., электромотора 2x400 л.с.; скорость хода максимальная: надводная 14,25 уз., подводная 8,92 уз.; дальность плавания экономходом: над водой (8,5 уз.) 4 000 миль, под водой (2,5 уз.) 100 миль; глубина погружения: до 90 м; автономность: 20 (45) суток; вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2х45-мм орудия (1000 сн.),
2x7,62-мм пулемета; экипаж: 40 человек, из них 7 офицеров.

В этой обстановке командование КБФ к маю 1943 года подготовило на прорыв в Балтийское море первую группу из трех подводных лодок. Первой 11 мая покинула остров Лавенсари гвардейская ПЛ «Щ-303» под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина. Она успешно форсировала гогландскую противолодочную позицию. Но затем ее постигла неудача – в районе нарген-порккалаудской позиции она трижды попадала в противолодочные сети и подвергалась преследованию кораблями противника. И только благодаря выдержке и находчивости командира лодка была спасена. С большим трудом «Щ-303» удалось оторваться от преследования и вернуться в базу.

Поход в бессмертие

Не дождавшись от «Щ-303» радиограммы о форсировании второй минно-артиллерийской позиции, командование приказало Кузьмину выйти в море. В ночь на 19 мая 1943 года ПЛ «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта П.С.Кузьмина вышла с рейда острова Лавенсари на позицию в Балтийское море. До точки погружения на восточном Готландском плесе ее сопровождали пять сторожевых катеров «морских охотников» и семь катеров-тральщиков. Далее лодка продолжала движение самостоятельно и благополучно форсировала готландский противолодочный рубеж. Через три дня подводники доложили, что лодка получила незначительное повреждение, ввиду того что противник не дает возможности зарядить аккумуляторную батарею. В штабе флота приняли срочные меры – выслали штурмовики и истребители к месту нахождения «Щ-408». Внезапным ударом они рассеяли скопление вражеских кораблей, один сторожевик и два катера противолодочной обороны гитлеровцев потопили. Немцы направили в этот район свою истребительную авиацию. В небе завязались жаркие воздушные бои. Наши летчики потеряли четыре истребителя, два Ла-5 и по одному И-16 и И-153.

Кузьмин Павел Семенович, капитан-лейтенант, командир ПЛ «Щ-408»

Родился 2 января 1914 года. Русский. Член ВКП(б) с 1937 года. В РККФ с 1933 года. В 1938 году с отличием окончил ВМУ им. М. В. Фрунзе и был назначен командиром БЧ-1 ПЛ «Щ-303». В октябре 1940 года окончил спецкурсы командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. С. М. Кирова и был назначен помощником командира на ПЛ «С-9», где и принял боевое крещение, вступив в Великую Отечественную войну. 6 октября 1941 года подводнику Кузьмину было присвоено воинское звание капитан-лейтенант, а 24 октября он уже принял под свое командование строящуюся ПЛ «Щ-408».
К весне 1943 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта П. Кузьмина вступила в строй. Трудолюбивый, требовательный и способный, Павел Кузьмин хорошо подготовил экипаж к первому боевому походу, но самостоятельно на столь сложное и опасное задание он шел впервые.
Павел Семенович Кузьмин погиб вместе со своим кораблем в первом боевом походе. Именем командира ПЛ «Щ-408» названа улица в городе Санкт-Петербурге. Посмертно офицер- подводник награжден орденом Британской империи «За заслуги» V степени.

В ночь на 22 мая в районе острова Вайндло «Щ-408» была обнаружена по масляному следу и атакована финскими кораблями противолодочной обороны: шестью сторожевыми катерами «УМУ» и минным заградителем «Риилахти», которые преследовали ее в течение трех суток. В последнем донесении, полученном в 2 часа 58 минут 22 мая, командир сообщил, что от взрывов глубинных бомб подводная лодка имеет повреждения топливных цистерн, и просил выслать авиацию против преследующих ее кораблей. Под водой шла нечеловеческая борьба за живучесть подводной лодки. Возглавлял ее опытный инженер-механик балтийского подплава, профессионал своего дела и уважаемый всеми в экипаже офицер – командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Курбатов Петр Павлович. Вражеские корабли трое суток преследовали субмарину. Топливная цистерна оказалась повреждена, и след соляра на поверхности был верным ориентиром местонахождения лодки. «Щ-408» полностью истратила запас электроэнергии, концентрация углекислого газа на лодке стала угрожающей. Наша авиация, израсходовав боезапас, улетела, а враг опять мертвой хваткой сжимал кольцо. Все ближе и отчетливее грохотали новые и новые взрывы. Наступила критическая минута, и командир отдал последний приказ: «Всплывать на поверхность! Принимаем бой!»

Курбатов Петр Павлович, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408»

Родился в 1914 году в городе Новороссийске. В 1938 году окончил дизельный факультет ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского и был назначен начальником спец, отделения родного училища, затем – начальником курса, инженером лаборатории ДВС, преподавателем.
С началом Великой Отечественной войны инженер- старший лейтенант Курбатов был направлен в распоряжение военного совета Сибирского военного округа. С 1943 года он командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408» КБФ.
25 мая 1943 года Петр Павлович погиб как герой в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками вместе с экипажем подводной лодки.
В июне 1943 года инженер-капитан-лейтенант Курбатов исключен из списков начсостава ВМФ как погибший в боях за Родину.

Принимаю бой

Враг не сразу понял маневр. Лодка всплыла. На кораблях противника возникло некоторое замешательство, возможно, радостное облегчение: «Сдаются! Прекратить огонь!» Но иллюзия предвкушаемой победы была недолгой. На флагштоке лодки затрепетал военно-морской флаг, и две 45-мм пушки открыли огонь. Подводники вступили в артиллерийский бой с пятью катерами. Неравная схватка длилась два часа. Меткими выстрелами комендоры потопили два катера. Получив повреждения и задымив, вышел из строя третий, но и лодка имела несколько попаданий в прочный корпус. Часть прислуги орудий полегла, но раненые и оставшиеся в живых не покидали боевых постов. Вода поступала в прочный корпус, дифферент на корму увеличивался. Мостик был изрешечен осколками, и там уже никого не оставалось. Носовое орудие расстреляло весь боезапас, и врагу отвечала лишь одна кормовая пушка. Когда прогремел последний выстрел, вода побежала по настилу палубы, и над лодкой с оставшимся героическим экипажем сомкнулись волны седой Балтики. Вражеские корабли еще долго находились в районе, где погрузилась «Щука», надеясь, что кто-нибудь всплывет. На лодке остались живые. Шумопеленгаторы вражеских кораблей улавливали звуки тяжелых ударов по металлу. Подводники, видно, пытались заделывать пробоины, но скоро все стихло... К утру 23 мая группа финских кораблей была усилена минным заградителем «Руотсинсалми» и авиацией. 24 мая после неоднократных бомбежек на поверхности воды появилось большое количество масла и пузырей. 25 мая противник посчитал, что подлодка уничтожена.

Минный заградитель Руотсинсалми

Мышеловка для подплава

Из пяти подводных лодок, перед которыми была поставлена задача форсировать Финский залив, ни одной не удалось преодолеть противолодочные сети нарген-порккалаудского рубежа, при этом четыре лодки погибли. Командование КБФ временно отказалось от использования подводных лодок на вражеских коммуникациях. Задача нарушения морских сообщений противника была возложена на военно-воздушные силы флота. С июня 1943 года эта задача решалась, главным образом, торпедоносной авиацией. Действия подводных лодок были возобновлены только во второй половине 1944 года, после выхода из войны Финляндии (04.09.1944 г.) и перебазирования части подводных лодок КБФ на полуостров Ханко и в Турку.

Возвращение из небытия

Разбирая после войны финские архивы и донесения в одном из штабов противолодочных сил бывшего союзника Германии, командование КБФ получило информацию о том, каков был последний час подводной лодки «Щ-408». Как стало известно из этих документов, «Щ-408» не удалось оторваться от преследования. Вражеские самолеты и отряд кораблей, усиленный минным заградителем «Руотсинсалми», преследовали ее до 25 мая. По данным финского историка П. О. Экмана, «Щ-408» погибла 25 мая 1943 года к югу от острова Кери от глубинных бомб, сброшенных на нее минным заградителем «Руотсинсалми». Немецкие авторы считают, что «Щ-408» была потоплена 26 мая 1943 года кораблями 31-й флотилии тральщиков.

Все остается людям

В память о мужественном подводнике, коммунисте, командире героического экипажа ПЛ «Щ-408» Павле Семеновиче Кузьмине решением Ленгорисполкома в 1964 году бывшая Оборонная улица в Дачном районе города Ленинграда была переименована в улицу Подводника Кузьмина. В Центральном военно-морском музее на стенде прорыва блокады Ленинграда экспонируется портрет героя- подводника Павла Кузьмина, его именные часы, полученные за отличное окончание Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, диплом об окончании Высших специальных курсов командного состава подводного плавания им. С.М.Кирова.
Герои не умирают. Они бессмертны!



Полный список членов экипажа подводной лодки Щ-408
1. Кузьмин Павел Семенович , 1913 г.р., капитан-лейтенант, командир ПЛ. Родился в г. Грозном.
2. Круглов Александр Фёдорович , 1911 г.р., капитан-лейтенант, заместитель командира по политчасти. Родился в дер. Свинцово Московской обл.
3. Орлов Игорь Михайлович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1-4. Родился в г. Казань.
4. Долголенко Петр Кондратьевич , 1914 г.р., старший лейтенант, помощник командира ПЛ. Родился в г. Новороссийск.
5. Белокопытов Геннадий Иванович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3. Родился в г. Нерчинск Читинской обл.
6. Курбатов Петр Павлович , 1914 г.р., инженер-капитан 3 ранга, командир БЧ-5. Родился в г. Новороссийск.
7. Борзенко Николай Иванович , 1922 г.р., лейтенант медицинской службы, старший фельдшер. Родился в г. Краснодар
8. Муранов Мефодий Иванович , 1912 г.р., капитан-лейтенант, дивизионный связист. Родился в г. Старобельск Ворошиловградской обл.
9. Колпаков Николай Андреевич , 1912 г.р., мичман, боцман. Родился в дер. Мячево Ярославской обл.
10. Бритвин Василий Николаевич , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых. Родился в дер. Верхний Быстров Нюксенской р-н Вологодской обл.
11. Брагин Николай Дмитриевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой. Родился в дер. Малая Брагина Кожевенский р-н Новосибирской обл.
12. Покровский Никита Иванович , 1921 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Лепнинка Фатежского р-на Курской обл.
13. Путешев Николай Сергеевич , 1920 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Андреев-Наволок Кондопожского р-на Карело-Финской ССР
14. Волкодамов Павел Степанович , 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Родился в г. Черкесск Карачаево-Черкесский автономный округ.
15. Ракитский Алексей Карпович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения комендоров. Родился в с. Яцено Камышевский р-н Курской обл.
16. Дряхлов Николай Григорьевич , 1912 г.р., главный старшина, старший группы торпедистов. Родился в г. Тамбов
17. Евстигнеев Василий Петрович , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов. Родился в дер. Нестерово Новозавидовский р-н Калининской обл.
18. Пилипенко Григорий Захарович , 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист. Родился в с. Манотинцы Перятинский р-н Полтавская обл.
19. Смирнов Михаил Николаевич , 1920 г.р., краснофлотец, торпедист. Родился в дер. Сандыревка Фекрманский р-н Ивановская обл.
20. Финогенов Николай Иванович , 1912 г.р., главный старшина, старшина группы (командир отделения радистов). Родился в дер. Бабино Луковниковский р-н Калининской обл.
21. Москалевский Владимир Григорьевич , 1921 г.р., краснофлотец, радист. Родился в с. Марьинка Марьинского р-на Донецкой обл.
22. Сапунов Николай Григорьевич , 1923 г.р., краснофлотец, ученик-гидроакустик. Родился в г. Пенза
23. Старостин Михаил Афанасьевич , 1912 г.р., мичман, старшина группы электриков. Родился в г. Москва.
24. Глазачев Павел Васильевич , 1913 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения электриков. Родился в г. Шенкурск Архангельской обл.
25. Воеводин Борис Михайлович , 1919 г.р., старший краснофлотец, старший электрик. Родился в с. Болтино Ладский р-н Мордовской АССР
26. Александров Анатолий Дмитриевич , 1919 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Сахаровка станции Валово Тульской обл.
27. Иванов Иван Петрович , 1920 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Паршино Волдайского р-на Ленинградской обл.
28. Романин Георгий Андреевич , 1913 г.р., главный старшина, старшина мотористов. Родился в г. Ленинград.
29. Зорин Михаил Петрович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов. Родился в дер. Лычна Устюженского р-на Вологодской обл.
30. Родионов Петр Артемович , 1920 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения мотористов (моторист?). Родился в г. Уфа
31. Шкатулов Василий Герасимович , 1916 г.р., старший краснофлотец, старший моторист. Родился в г. Москва
32. Гуменюк Василий Афанасьевич , 1916 г.р., старший краснофлотец, моторист. Родился в г. Киев
33. Кириллов Николай Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, моторист. Родился в г. Новый Оскол Курской обл.
34. Артамонов Анатолий Михайлович , 1913 г.р., главный старшина, старшина группы трюмных. Родился в дер. Марьино Устюжского р-на Вологодской обл.
35. Линьков Николай Романович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных. Родился в дер. Волоково Себерский р-н Псковская обл.
36. Онищенко Алексей Дмитриевич , 1920 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился на шахте 2/7 "Лидиевка", Донбасс
37. Рябов Николай Алексеевич , 1921 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился в дер. Старая Русса Новгородской обл.
38. Осташев Василий Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, кок. Родился в с. Осиевщина Подпорожского р-на Ленинградской обл.
39. Фомин Петр Ефимович , 1920 г.р., краснофлотец, строевой. Родился в с. Каменьподольное Должанского р-на Орловской обл.
40. Самойленко Константин Максимович , 1918 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения СКС. Родился на станции Должанка Краснодарского края
41. Кроличенко Иван Корнеевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, командир отделения гидроакустиков. Родился в с. Березовка Белолуцкого р-на Ворошиловградской обл.

подводная лодка X-бис серии.

    Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    26 сентября 1941 года при переходе из Кронштадта в Ленинград подводная лодка под командовнием старшего лейтенанта Н.В.Дьякова столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на подводной лодке пробит прочный корпус, погнута тумба перископов. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать на ремонт, а ее командиром стал капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович .

    22 июня 1942 года, когда лодка стояла у стенки завода № 194, она вновь была повреждена в результате попадания двух снарядов. Через образовавшиеся пробоины внутрь корабля поступила вода. V отсек был затоплен. Второй снаряд нанес повреждения в надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт.

    16 октября «Щ-408» перешла в Кронштадт. 25 октября у борта лодки взорвался 210-мм снаряд. Субмарина вновь получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе. 5 членов экипажа субмарины были ранены.

Штурман «Щ-408» старший лейтенант И.М. Орлов (слева) с неизвестным капитан-лейтенантом. Фото из архива А.А. Купина.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303» , поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха.

    Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена.

Виртуальный музей подводной лодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» на дне. Фото Ивана Боровикова, 2016 г.

    22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» . По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

    Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек . Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.