Что значит претерпевший до конца спасется. Без терпения невозможно найти покой

- Для больного ситуация, в общем, выглядит так: жить тяжело, больно, можно сказать, что жизнь - сплошное мучение. Пока эвтаназия не легализована у нас. Если возникнет возможность эвтаназии, возникнет вопрос: продолжать или не продолжать свою жизнь? Какие решения и аргументы вы предложите человеку?

Конечно, я скажу, что продолжать.

Я же смотрю на смерть не как на окончание, а как на начало, прежде всего. И мне гораздо важнее то, что начинается, а не то, чем заканчивается. Для меня смерть это, прежде всего, встреча с Богом. И на эту встречу я могу прийти только тогда, когда Сам Господь меня на эту встречу позовет.

Если я явлюсь к Нему раньше времени, по своей инициативе, ничего хорошего меня не ждет. Человек, уходя из этой жизни, мучительной и болезненной, думает, что он избавляется от этих мук, совершенно не понимая того, что он ни от чего не избавляется, что жизнь не заканчивается смертью…

Если бы смерть была просто переходом в небытие, то и тогда я бы, конечно, был против эвтаназии, все равно. Но тогда у защитников ее, с моей точки зрения, была бы все-таки своя логика какая-то: да, действительно, когда в жизни уже ничего не осталось, кроме страданий и мук, то зачем ее продолжать. Но если я верю в то, что это иллюзия, нет никакого небытия, никуда мне не деться, то у эвтаназии нет оправданий. Если я действительно верю в то, что моя жизнь в руках Божиих, и что ни единый волос не упадет с моей головы без Его воли, то я должен довериться Богу и в этом.

В конце концов, мы не приветствуем, когда люди молятся Богу: «Господи, забери меня, я уже не могу». Это тоже, наверное, не самая правильная молитва, но он все-таки признает за Богом право решать.

А потом, нельзя забывать, что страдания часто имеют искупительный характер, что страдания очищают человека от той неправды, которую он в этой жизни вольно или не вольно сделал. Так от чего я хочу его избавить, если я методом эвтаназии прекращаю его страдания?

Поэтому, когда мы видим, что человек мучительно и долго умирает, то у нас есть дерзновение надеться, что эти страдания целительны. Даже при отсутствии у человека осознанного покаяния эти страдания могут вмениться ему как искупление, потому что, ну не наказывает Бог два раза за одно и то же.

Страдание очистительно само по себе, даже без особого покаяния, если человек, конечно, в этом страдании не стал проклинать и ненавидеть всех, а нес страдание мужественно. Я видел людей, очень тяжело страдающих и не очень церковных, которые эти страдания принимали так благородно и достойно.

Поэтому мне думается, что ни самому человеку, ни его родным и близким нельзя торопить тот момент, который только в руках Божиих. Смерть - это дело Божие.

- Для нецерковного человека может быть новостью то, что он не обладает правом на свою жизнь. То есть право нам дано, но наш выбор наказуем.

Нецерковный человек вообще может не видеть ни в чем логики и смысла, даже в самой жизни. Но смысл в жизни есть.

Если жизнь является даром Божиим и подготовкой к встрече с Богом, то каждому из нас в нашей жизни должно испить до дна ту чашу, которую нам нужно испить. Мы не знаем, что это за чаша, но мы знаем, что Господь каждому из нас эту чашу дает. И, если я, не допив ее до дна, просто отброшу ее от себя, то это будет предательством по отношению к самому себе. Если жизнь - это служение Богу, ближним, то в мое служение входит вытерпеть и пронести до конца все то, что мне суждено пронести до конца. Сказано в Евангелии, что претерпевший до конца - спасется. Не до середины, не до первой серьезной боли и даже не до десятой, а до конца.

- Т.е., если сказано, что «претерпевший до конца - спасется», значит, есть некая мера страданий? Страдание не то, что безмерно, что терпеть бесконечно, а есть некая мера, до которой надо вытерпеть?

Да, конечно. Конечно, есть мера. Иногда эта мера бывает очень тяжелой. Но все равно, всему когда-то приходит конец. Если Бог медлит призывать нас, то это не значит, что Он про нас забыл.

- Существует такой миф о «несвоевременной смерти». Вот, мол, он умер рано. А сторонники эвтаназии думают наоборот, что смерть может опоздать. Наверно, в пробку попала…

Я верю, что ни один волос с головы человека не упадет без воли Божией. И что Господь призывает человека предстать именно в тот момент, когда это лучше всего для него. Может, не в самый приятный момент для него, а когда человек раскрыл по-настоящему то, что он есть.

Дело в том, что есть вещи, которые человек может делать и переживать только в этой земной жизни, в этом теле, в этих именно условиях. И то, что он не сделает или не переживет здесь, он уже не сможет этого ни сделать, ни пережить никогда. И мы не знаем, все ли сделал человек, все ли пережил человек, все ли отстрадал человек в этой земной жизни, что еще необходимо ему для того, чтобы чистым предстать пред Богом.

Потому что на самом деле, если смерть - это дверь, то не так важно, когда я в эту дверь войду, важно, чистым я туда войду или недостаточно чистым. И, как знать, может быть, те страдания, которые продолжает терпеть человек, это и есть те очистительные заключительные страдания, которые помогут человеку совершенно очиститься и предстать перед Богом уже без единого пятнышка?

Допустим, мне нужно войти в какое-то общество, к какому-то достойному человеку, а я в грязной одежде. Я начинаю переодеваться, умываться, а мне кто-то говорит: «Да ладно, спешим, давай, прямо такой! » - и вталкивает в эту дверь его, грязного. Ну и что хорошего? Примут ли его в этом обществе таким? И, может быть, страдания дают возможность человеку переодеться в ту праздничную одежду. Ведь мы видим, что мы видим внешне: видим боль, видим муку, а что происходит, какие механизмы в душе человека и как это действует - это тайна.

- По статистике тех стран, где эвтаназия разрешена, большинство эвтаназий совершается не по воле больного, а по решению родственников, тогда, когда больной даже не может выразить сам отношение к этому вопросу. Что вы можете сказать тем родственникам, которые поставлены перед необходимостью принять решение о том, поддерживать жизнь больного или прекратить ее?

Я просто хочу сказать, что они будут убийцами, если они на это дело пойдут. И они это, рано или поздно, поймут.

- Даже, если человек без сознания, на искусственном…

Это, в любом случае, убийство! Которое не может быть оправдано ничем. Если больной сам «заказал» эвтаназию - это самоубийство. Если это сделали другие - это убийство.

Сначала будем убивать тех, кто без сознания, а потом зададимся вопросом, почему нельзя убивать того, который в сознании... Есть, в принципе, некое табу, которое должно быть закрыто полностью. Нельзя убивать людей! Никогда. Любое убийство, даже по самому основательному поводу - это прецедент.

Все должно быть названо своими именами. Мне думается, что люди придумали всякие слова-заменители - «эвтаназия», «аборт» и т.д. - именно для того, чтобы разрешить себе делать то, что делать нельзя. А если бы начали все называть своими именами: «Будете рожать ребеночка или убьем его?» И ответ - расписка: «Прошу убить моего ребенка». Может быть, это кого-нибудь и остановило.

Так и здесь. Вы готовы написать заявление, что просите вашего родственника - убить?

© сайт


 ( 10 голосов : 3 из 5 )

Отзывы:

"Все должно быть названо своими именами. Мне думается, что люди придумали всякие слова-заменители - «эвтаназия», «аборт» и т.д. - именно для того, чтобы разрешить себе делать то, что делать нельзя. А если бы начали все называть своими именами: «Будете рожать ребеночка или убьем его?» И ответ - расписка: «Прошу убить моего ребенка». Может быть, это кого-нибудь и остановило. Так и здесь. Вы готовы написать заявление, что просите вашего родственника - убить?" Самые сильные и правильные слова во всей беседе, на мой взгляд. Хотя - на тот же взгляд - и в вопросе самоубийства умирающих, и в вопросе убийства не рожденных детей, как и во многих других, категоричность решений в каждой конкретной ситуации не всегда оправдана.

Vif , возраст: 52 / 2016-12-22 15:38:47

Спасибо за статью.

Ольга, возраст: 47 / 2015-05-11 14:30:54

Вижу тут единственный комент 19летней девочки которая скорее всего здорова и потому согласна с данной версией.Готов поспорить.Если коротко-то уверен что ее мнение изменилось бы,если б на её глазах происходили события которые наблюдал я в больнице.Или например с ее отцом.Диагноз у него был облитерирующий эндортерит. За месяц 5 операций.При мне болезнь съела ноги изнутри целиком.Гноится,не заживает и болит так что спать он не мог.Сидеть,ходить в туалет...Врач сказал что следующая операция будет расчленение тазобедренных суставов.Я помню как он рыдал и умолял сына своего-удави меня подушкой.И смысл его жизни превратился в ожидание смерти.Никогда не поверю что жизнь человека расписана не небесах.Людям свойственно придумывать себе кумиров и богов.Душа без плоти жить не может и просто растворяется в космосе после смерти.Мы сами выбираем свою судьбу.В спортзал или за водкой=добровольный выбор каждого.Соглашусь с тем что аборт это убийство, но! Если будущей матери говорят что ребенок родится дауном с дцп и она решает рожать-это как назвать? Если сама жизнь в наказание-какой смысл терпеть? Вам здоровым не понять к сожалению.Другое дело рассматривать этот вопрос с юридической стороны.Узаконив эвтаназию начнутся убийства,избавление от неугодных,потому что человек по натуре своей немножко сволочь.Проще всего рассуждать о смысле жизни будучи здоровым,в тепле и сытым.С крестом на шее и отпуская грехи в своём храме.А что такое физическая боль которую даже морфин не берет,и что такое моральная боль от кошмаров во сне,угрызения совести из-за беспомощности и всяческих неудобств родственникам и окружающим-знакомо здоровым только теоретически.И события у нас разные.Для вас съездить в Париж событие...а для нас поел и не вырвало-счастлив,в туалет без клизмы сходил-счастлив...Так что я за эвтаназию.И не надо мне про пути Господни,про Вуйчича-никогда не пойму в чем его подвиг...Один раз живем.И последний.Волк который не может охотиться сам уходит в долину смерти и не грех это.И других жизней не будет.Человек сам должен делать свои выбор.Это его право.

Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.

Евангелие от Иоанна 17:17

Господь наш Иисус постоянно молился о Своем народе, будучи на земле. Узнав о том, что Петру грозит великая опасность, Он сделался ходатаем за него. Ради Своих Сын человеческий вел молитвенную борьбу до кровавого пота. И по мере приближения конца Его земных трудов Писание отводит заступничеству Господа нашего все больше места. После тайной вечери Его публичное служение завершилось, все порученное Ему Отцом было исполнено. Время врачевания больных и наставления народа прошло. Осталось одно дело - умереть, и Господь предался молитве. Он ждал час, когда надо будет отдать душу Свою за друзей, готовясь для особого ходатайства. Прежде чем предать душу на смерть, Он предал ее на жизнь.

Господь наш и великий Первосвященник вступает на вечное служение заступничества, которое и ныне исполняет одесную Отца, со времени произнесения молитвы, записанной в Евангелии от Иоанна, 17. Мне представляется, что Господь наш по великой и жертвенной любви Своей предвосхитил служение заступничества. С того момента, как Дух Божий сошел на Него, прежде чем пострадать от руки нечестивых, Он должен был креститься крещением, и было душе Его тесно до тех пор, пока Он не совершил это. Иисус начал скорбеть душевно и бороться до кровавого пота еще в Гефсимании. Вот и теперь, еще не войдя за завесу во Святое Святых, Он сделался Ходатаем за нас. Когда дело заходит о благе для Своих, Христос не медлит, Его любовь несется на крыльях. Так было всегда. “Воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра”. Возлюбленные!

Что за Друга мы имеем…

Он хочет и спешит совершить все необходимое для нас. Хорошо было бы и нам знать цель своего служения и стремиться исполнить его, подражая Христу.

Семнадцатую главу из Евангелия от Иоанна, называемую первосвященнической молитвой, можно смело назвать Святое святых Слова Божьего. Нам дано право присутствовать в сокровенном месте, где Сын Божий в теснейшем общении любви беседует с Отцом. Мы слышим, как Он открывает Ему Свои желания, и эти желания связаны с нами. Здесь богодухновенность поднимает свою завесу и позволяет нам созерцать великую истину лицом к лицу. Рассматриваемый нами стих находится в середине молитвы Иисуса и, по сути, является ее сердцем. Господь, желая освящения Своих, пронизывает этим желанием всю молитву. Стих: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”, - яркое выражение этого желания, это благословение на святость. Господь наш в точке высшего напряжения восклицает: “Освяти их!” Ввиду предстоящего страдания Своего, в ночь перед смертью наш Спаситель возводит очи к небу и восклицает: “Отче, освяти их!” Место, которого мы достигли, свято, и тема, поднятая нами, нуждается в священномыслии. Ей, Дух Святый, приди и дай нам понять полный смысл молитвы Господней!

Прежде всего мы обратим наше внимание на просьбу Спасителя: “Освяти их…”, далее мы поговорим о том, ради кого Он просит это, и, наконец, рассмотрим вопрос о том, Кого Он просит об освящении, а просит Он Самого Отца, поскольку Тот один способен освятить Своих. В заключение мы покажем, каким образом это благословение исполняется в верующих. Приведенный стих свидетельствует о Его вере в Слово Божье, и, наставляя, нас в этом же, Иисус подчеркивает: “…слово Твое есть истина”.

I. Итак, обратимся к просьбе Спасителя. Каким представляется нам это бесценное благословение, о котором наш Спаситель столь проникновенно просит? Вначале он молится: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое…” Затем просит, чтобы Отец “сохранил их от зла”. Но просто сохранить от зла, по мнению Иисуса, мало. Он просит для Своих особого благословения: “Освяти их…” У слова “освяти” много значений, у меня нет возможности исследовать все смысловые оттенки, но на одном - двух мы все же остановимся. Во-первых, слово “освяти” используется здесь в смысле “посвяти их на Твое служение”. Это же слово используется в девятнадцатом стихе, где оно звучит как “посвящаю”: “…и за них Я посвящаю Себя”. Дословный перевод с древнегреческого звучал бы: “И за них я освящаю Себя”. В отношении Господа это слово не может означать очищение от греха, поскольку наш Спаситель был чист и непорочен, сама природа Его была свята и непорочна, и потому дело Его осталось неоскверненным. Никто, ни человек, ни бес, не мог найти в Нем вины, и Бог Отец нашел в Нем благоволение. Освящение Господа нашего есть отделение Его на исполнение Божественных замыслов и на исполнение Его воли. “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Согласно такому пониманию наш Ходатай просит, чтобы Отец отделил всех Своих и поставил на дело святого служения. Смысл молитвы таков: “Отче, благоволи отделить их Сам, пусть они будут Твоим храмом, дабы Тебе обитать в них, пусть они будут Твоим орудием, дабы Тебе употребить их”. Согласно иудейскому закону из двенадцати колен было избрано колено Левино для служения Господу Богу. Левиты были представителями первенцев из всех колен, о которых Господь сказал: “Ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота. В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе…” (Числ. 8:17). Один род был взят из колена Левина и посвящен на священство, т.е. освящен. Записано, что Бог освятил Аарона и сынов его (Лев. 8:30). Скиния была освящена для служения Богу и потому стала святилищем, и все принадлежности, бывшие там, как великие, подобно жертвеннику, священному столу, ковчегу завета, так и малые, подобно чашам и чашечкам светильника, все принадлежности ее были посвящены, т.е. освящены (Числ. 7:1). Ни один из этих предметов нельзя было использовать иначе, кроме как для служения Иегове. Во дворах Его пребывало священное пламя, священный хлеб и священный елей. Священный елей помазания, к примеру, держали только для священнодействия. “Тела прочих людей не должно помазывать им”, и еще, “Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего”. Эти освященные предметы следовало хранить для святых надобностей, и всякое иное употребление их строго воспрещалось. Тельцов и агнцев, овец и горлиц благочестивые приносили к святилищу и посвящали Богу, и все принесенное отныне принадлежало Богу и представлялось в жертву. Вот одно из значений этой молитвы Господней. Он желает, чтобы каждый из нас был посвящен Богу, назначен и поставлен на исполнение Его замыслов. Мы не от мира сего, в противном случае могли бы быть амбициозны, не от сатаны, иначе могли бы быть сребролюбивы, не от самих себя, иначе бы были самолюбивы. Мы куплены дорогою ценою, т.е. принадлежим Тому, Кто уплатил эту цену. Мы Христовы, вот почему Он, представляя нас Отцу, просит облагодатствовать нас и освятить Себе для Своих целей. Разве мы не принимаем подобного посвящения от всей души? Разве не восклицаем: “Отче! Освяти нас на служение Тебе”? Уверен, что да, если поняли, что искуплены.

Возлюбленные братья! Если окропление кровью, о котором мы говорили в прошлое воскресенье, действительно возымело на нас действие, то мы отныне и в вечность суть рабы Того, Кто положил за нас душу и воскрес. Мы считаем себя народом Божьим, мы ливрейные слуги великого Царя, форменная одежда которых - праведность. Некогда мы были, как овцы блуждающие, но возвратились к Пастырю и Блюстителю душ, и впредь мы - Его народ и овцы паствы Его. Если спросит тебя некто: “Чей ты?”, ты ответишь: “Я - Христов”. Если спросит тебя некто: “Какое твое занятие?”, ответишь заодно с Ионой: “Я боюсь Бога”. Мы теперь не сами по себе и не можем трудиться из низменных побуждений, корыстных целей или самолюбивых амбиций, потому что согласно священному договору служим нашему Господу. Мы простираем руки к Богу, и не можем отступить. Мы не желаем при том нарушить условий восхитительного договора и завета и будем держаться их до конца. Мы не ищем себе ни свободы грешить, ни вольностей и восклицаем: “Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Освяти нас, Господи. Распознаем, и да распознает вся вселенная, что мы - Твои, ибо мы - Христовы”.

В дополнение к этому скажем, что люди Божьи, посвященные на служение Ему, отделены и обособлены от других людей. Для отделения священников предназначалось особое богослужение, определенные обряды совершались и при освящении святилищ и принадлежностей. Вспомните, какое священнодействие творили при воздвижении скинии, с какой великолепной молитвой отделялся храм для богослужений. Суббота, освященная Богом, отделялась от остальных дней. Суббота для человека - это dies non (не день), ибо он принадлежит Господу. Богу угодно было отделить Своих от остальной части человечества. Ради этого Он вывел Авраама из Ура Халдейского, а Израиль из Египта. “Вот, народ живет отдельно и между народами не числится”. Господь говорит Своим избранным: “Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою”. Но вскоре это намерение оформилось в призыв: “И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями”. Да будет Церковь Христова чистою девою, совершенно отделенной для Господа Христа. Потому Он говорит о Своем народе так: “Они не от мира, как и Я не от мира”.

Это отделение, или освящение, началось с избранием от вечности, еще до основания мира, когда имена избранных были записаны на небесах. Вслед за освящением идет искупление, необыкновенное и особенное, ибо сказано: “Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу”. Это искупление сопровождается действенным призывом, каковым люди выводятся из древнего мира в Царство Христово. Далее оно сопровождается возрождением таковых, в результате чего избранные обретают новую жизнь и выделяются на фоне современников, как живые среди мертвых. Затем работа отделения продолжается в том, что обыкновенно называется освящением, посредством которого люди Божьи все больше и больше отделяются от сообщества и бесплодных дел тьмы и, преображаясь от славы в славу, все больше и больше уподобляются своему Господу, Богу “святому, не причастному злу, непорочному, отделенному от грешников”.

Освящаемые в этом смысле перестают быть под чужим ярмом с неверными, они перестают творить зло, как остальной народ, они не сообразуются с веком этим, на земле они странники и пришельцы. И чем больше таковые соответствуют данной истине, тем лучше. Ныне, в век вероотступничества, некоторые полагают, что у церкви нет иного выхода, как только опуститься до мира, чтобы усвоить его пути, держаться его правил и обрести его “культуру”. По сути дела нас призывают побеждать мир, сообразуясь с ним. Но все это противно Писанию, как свет противен тьме. Чем глубже пропасть между боящимися Бога и не боящимися Его, тем и лучше, во всех отношениях. Если солнце превратится во тьму, наступит черный день. Если соль утратит силу и перестанет сохранять от разложения, мир достигнет внутреннего распада, и явится отмщение. Следующий текст остается в силе: “Дети! вы от Бога, и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире”. Семя жены и порождения ехиднины, какие отношения могут быть между вами, кроме отношений постоянной борьбы? Именно в этом смысле наш Господь и говорит, что пришел не мир принести, но меч. “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”. Если церковь начинает домогаться дружбы с миром, вспоминайте о послании Святого Духа, вышедшем из-под пера апостола Иакова: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу”. Апостол законно обвиняет всякого, благоволящего миру, в грязном и гнусном преступлении духовного прелюбодеяния. Сердце, которое надо предавать Христу в чистоте, не может быть необузданным, не может блудить и скитаться, упиваясь нечистотами и скверной настоящего лукавого века. Отделение от мира - вот о чем для нас просит Отца Христос.

Сведите воедино посвящение Богу и отделение для Него, и смысл рассматриваемой молитвы станет понятнее. Но, заметьте, имеется в виду не просто отделение, ибо, как я уже говорил выше, eсть люди, которые отделяют себя, оставаясь по сути душевными, не имеющими духа. Отделение ради отделения несет в себе черты Вавилона, а не Иерусалима. Одно дело отделение от мира сего, и другое - разделение в Церкви. Там, где мы видим живую веру во Христа, и там, где обитает Дух Святой, мы призваны к единству, не к разделению. По причине действительного и явного греха мы должны отделяться от обидчика, но мы допустим грех, если станем делиться там, где разделение не оправдано Словом Божьим. В жизни коринфяне и галаты были далеки от совершенства и допускали немало ошибок в учении, заблуждаясь даже в жизненно важных вопросах, но они оставались верными во Христе, и Павел не требовал чьего-либо выхода из коринфской или галатской общин, не требовал отделения. Но всякого в этих общинах он увещевал выполнять свое дело и не уставал трудиться, чтобы привести их к единству веры на основании Евангелия и его познания. Несомненно, верным истине надо быть, но при этом мы не должны иметь вздорного, придирчивого духа, который отделяет нас от действительных членов единого и неделимого тела Христова. Почитать единство церкви и в то же время производить разделение за разделением неразумно. Добивайтесь любви к истине вкупе с любовью к братьям. Разделением Тела Христова не усовершить. Любовь должна быть спутницей истины. Если мы сердечно возлюбим того, кто в чем-то заблуждается, но несет жизнь Божью в душе, то скорее всего он будет с нами. Отделение от мира - наша священная обязанность, хотя эта воистину трудная задача и составляет основной вопрос, причем не простой, нашей веры. Нелегко исполняться любовью к людям и в то же время ради Бога, более того, ради себя отделяться от них. Но Господь призывает нас к этому.

Далее. Слово “освящать” означает делать людей Божьих святыми. “Освятить их” - значит сформировать в них благородный и святой характер. Всякий день нам следует просить Бога: “Господи, освяти народ Свой”. Обращаю ваше внимание на то, что перевод исконно греческого слова, использованного здесь, не означает “очищать”. Здесь это слово имеет иной смысловой оттенок. Если бы это слово значило “очищать”, то едва ли было бы использовано в отношении Господа нашего, как ниже по тексту. Значение этого слова в духовном плане выше. O братья, люди, называющие себя христианами! Если вы продолжаете лгать перед Богом и обманывать себя, то не обольщайтесь, что вы чисты от обычных грехов и преступлений людских. Всякий бездушный, всякий бесчестный, всякий недобрый, всякий неверный далек от Царствия Божия. Как можно назвать сынами Божьими недостойных называться приличными даже среди сынов человеческих?

Таким образом, наше суждение, причем суждение справедливое, состоит в том, что не бывает искры Божьей в душе того, кто сознательно предается любому явному греху и получает от этого удовольствие. Никак нет, очищением дело не кончается. Само собой разумеется, всякий, называющий себя христианином, уже отошел от похоти плоти, похоти очей, гордости житейской и лжи. Если же вы не отстали от всего такого, смиритесь перед Богом и устыдитесь, ибо вы нуждаетесь в началах благодати. “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”. Освящение превыше обычной морали и нравственности, это не просто избавление от тривиальных человеческих слабостей и поступков, ибо освящение, помимо сказанного выше, есть избавление от природного жестокосердия, безразличия и похоти. Освящение есть избавление от всего плотского по сути, есть разрешение на доступ в духовное и дивное. Плотское не вступает в общение с Царствием Духа, или Христа. Необходимо, чтобы наш дух вознесся над естеством. Поэтому наша молитва должна быть такой: “Господи, одухотвори нас, исправь нас, чтобы мы могли жить в общении с Богом, дай нам познавать Того, Кого плоть и кровь познавать или различать не могут. Да владычествует в нас Дух живого Бога, да усовершит нас к исполнению воли Его, ибо таково наше освящение”.

Понятие “освящение” выше и шире понятия “очищение”, поскольку первое включает второе и еще многое сверх того. Мало быть просто чистым от греха, нам должно украшаться всяческой добродетелью. Если вы высоконравственны, то как вашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев? Если вы отдаете свои законные долги, подаете бедным и блюдете обряды своей религии, что особенного делаете против тех, кого сами почитаете пребывающими в заблуждении? Дети Божьи должны проявлять любовь Божью, им надлежит выказывать ревность по славе Его, им надо быть щедрыми, бескорыстными, им следует ходить путями Божьими в общении Всевышнего. Наши намерения и цели должны быть выше понимания лучших из числа невозрожденных. Нам следует простираться к жизни и Царствию, о котором человечество в массе своей не знает ничего, и того меньше озабочено своим невежеством. Я опасаюсь, что именно этот духовный смысл молитвы мы чаще всего упускаем. Да укрепит нас Дух Божий в познании подобного освящения на своем опыте! Да будут начертаны слова “СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ” на челе нашей человеческой природы!

Возлюбленные! Для нас очень важна молитва Господа нашего, поскольку без освящения спасение невозможно, ведь записано: “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа”. Как можно спастись от греха, если грех все еще властвует в нас? Если мы не ведем святого, благочестивого, одухотворенного образа жизни, то смеем ли утверждать, что искуплены от власти тьмы?

Без освящения мы не можем служить. Если Господь Иисус посылает нас в мир, как Отец послал Его в мир, то как Он может поручать это дело неосвященным? Разве не должны быть чисты сосуды Божьи? Как можно упиваться сладостью духа без освящения? Неосвященные полны сомнений и страхов. И чему тут удивляться? Таковые часто говорят о поклонении: “Как нудно!” Неудивительно, ведь они не вкушали духовных услад и не познали радости в Боге. Если таковые не ходят в свете Божьем, как им познать небесное, откуда нисходит подлинное благочестие? О, эта молитва, которой должно молиться ради меня, ради вас, ради нашего собрания и ради всей Церкви Божьей! “Отче! Освяти их истиною Твоею”.

II. А теперь, обратимся к вопросу о том, ради кого возносится эта молитва. С этой молитвой нельзя молиться за внешних. Не стоит молиться этой молитвой за мертвых во грехах. Господь имеет в виду людей спасенных, сохранивших Слово Божье: “…они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое…” Они освящены в том смысле, что были отделены для святых целей, в определенной мере они были освящены и в том, что обрели святой характер, поскольку ближайшие ученики Господа нашего со всеми их заблуждениями и недостатками были святыми людьми. Таким образом, Иисус молился именно об апостолах, чтобы мы убедились в том, что такой молитвой надлежит молиться даже о выдающихся святых: “Освяти их истиною Твоею…” Сестры мои, пусть вы и Деворы, достойные называться матерями в Израиле, но вам надо делаться все более и более святыми. Братья мои, пусть вы подлинные отцы от Бога, о которых сказано в Писании: “…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов”, - вы по-прежнему нуждаетесь в молитве Иисуса о вас: “Освяти их истиною Твоею…”

Эти избранные были освящены, но лишь в определенной мере. Оправдание совершается в момент его принятия, а вот освящение - вопрос возрастания в вере. Оправданный оправдан раз и навсегда посредством подвига, свершенного Иисусом, однако освященному надлежит возрастать в Том, Который есть глава Церкви Христос. Он должен освящать нас на протяжении всей жизни, вот почему всякий час мы должны искать силы Божьей, ибо “на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа”. Мы должны простираться к пределам святой жизни, никогда не довольствуясь приобретенным. Даже самый чистый и благородный между нами не лишен многих недостатков и заблуждений. Под ярким светом, которым Господь отринет нас в Свое время, мы увидим на своей одежде страшные пятна, воистину, ходя путями Божьими, а Бог есть свет, мы воочию видим, что нуждаемся в очищающей Крови Иисуса. Преуспевая, воздадим славу Всевышнему, но давайте помнить, что добиваться большего можно и нужно всегда. Возлюбив много, воздадим хвалу благодати Божьей, но давайте помнить, что можно и нужно любить больше. Веруя, причем крепко, будем помнить, что верить своему Всемогущему Другу можно и нужно еще больше. Мы не достигли предела своих способностей. O вы, освященные, вас и только вас имеет в виду Иисус, прося Отца: “Освяти их истиною Твоею…”

Возлюбленные! Заметьте особо, что верным, о которых молится наш Господь, предстояло стать проповедниками и учителями своего и будущих поколений. То была горстка людей, из которых должна была восстать грядущая Церковь. Но может ли святой Бог отправить нечестивых миссионеров? Неосвященный служитель - значит не посланный Богом служитель. Неосвященный миссионер - это чума на племя, в которое он направляется, неосвященный учитель в воскресной школе - это вред наставляемым, а не благословение. Уповать на силу Духа Святого, Который почивает на вас и трудится через вас, чтобы приводить других к ногам Спасителя, вы можете только в той мере, в какой освящены. О, сколько трудностей и препятствий встречает каждый из нас, желающий святости! Бог не станет употреблять нечистых орудий, более того, Он не потерпит нечистых рук на святых сосудах Его. “Грешнику же говорит Бог: “что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои?”” Все ополчение терпит поражение из-за одного Ахана в стане. Святость - вот существенное условие, определяющее соответствие человека в Божьему служению, распространению Царства Его, вот источник молитвы Господней о Своих апостолах и остальных служителях: “Отче Святый! освяти их”.

Продолжая Свою молитву, Господь просит: “…да будут все едино…”, - и для этого желаемого результата необходима святость. И все же отчего мы не едины? Мы не едины по причине греха, разделяющего нас во многом. Полное освящение подразумевает единство. Чем более святы люди, тем более любят Господа своего и друг друга, и это способствует их единению. Наши заблуждения и грехи - горький корень, причиняющий вред и оскверняющий многих. Наши абсурдные суждения умножаются пороками нашего характера и нашим отступлением от путей Божьих. Примите во внимание и нашу национальную холодность, из которой вырастают разлад и разделение, ересь и разномыслие. Будь мы полностью во Христе Иисусе, то блюли бы единство друг с другом и с Богом, и тогда великая молитва Господня о единстве Церкви была бы исполнена.

Господь наш Иисус завершает эту всеобъемлющую молитву ходатайством, чтобы все мы могли быть с Ним, быть с Ним там, где Он теперь, чтобы видеть славу Его. Этого не бывает без полного освящения. Неосвященный будет ли с Христом на небесах? Увидят ли очи нечестивого славу Божью? Не может быть! Как можно участвовать во славе и в торжествах Всевышнего Владыки, не будучи членами Его Тела? И как у Святого могут быть нечистые и корыстолюбивые члены? Да, братья мои, будем святы, ибо Христос свят. Праведность путей наших и чистота сердечная абсолютно необходимы в христианской жизни здесь и там, ныне и в грядущем. Делающий грех есть раб греха, и только обновленные Духом Святым по истине, святости и любви могут уповать на удел в святых радостях и небесном блаженстве.

III. За недостатком времени я излагал предыдущие вопросы кратко, однако, не могу оставить без ответа и вопроса о том, Кого же Иисус просит: “Освяти их истиною Твоею…”? Никто не способен освятить душу, кроме Всемогущего Бога, великого Отца духов. Творец наш должен сотворить в нас святость, иначе освятиться мы не можем. В этой молитве наш Спаситель называет великого Бога “Отче Святый”. Лик святого Бога созидает в нас святость, ибо только Отец Святый может быть Отцом святых детей, поскольку подобное порождается подобным. Вам, верующим во Христа Иисуса, Он дает силу стать сынами Божьими, и частично сила эта проявляется в освящении по образу и подобию Отца нашего, сущего на небесах. Будучи святы, мы воистину несем на себе образ Господа с неба, второго Адама, который есть первенец всем братьям, в Него уподобляющимся. Святой Отец Небесный признает Своими детьми на земле тех, кто святы. Самая природа Бога должна поощрять нас молиться об освящении, ибо Он не замедляет производить в нас и хотение, и действие к исполнению воли Его.

Возлюбленные! Подобное освящение есть дело Божье от начала. Мы совращаемся на путь зла сами, и никакая сила, кроме силы свыше, не способна обратить нас к великому Пастырю. Возрождение, с которого начинается освящение, есть целиком и полностью дело Духа Божия. С того момента, как мы впервые обнаружили свой грех и в связи с этим почувствовали боль, в нас начинает работать благодать. Всякое помышление о святости и всякое пожелание чистоты приходят к нам только от Бога, поскольку по натуре мы обручены с беззаконием. Вот почему наша окончательная победа над грехом и усовершенствование по образу и подобию Господа нашего не могут не быть от начала и до конца делом Господа и Бога, Который творит все новое, а мы же не имеем никакой силы простираться сами собою в столь великом труде. Наше обновление есть новое творение. Но творцы ли мы? Наше обновление есть воскресение, но дано ли нам воскрешать мертвых? Наше вырождающееся естество может насквозь прогнить, а вот обратиться чистым или совершенным само собою оно не может, последнее доступно Богу и только Богу. Освящение - это такое же дело Божье, как сотворение неба и земли. Кто, кроме Него, способен на это? Сами по себе мы не способны и шага ступить по пути освящения. Мы можем думать, что продвигаемся по этому пути, но это самообман, чреватый горьким разочарованием. Подлинное освящение от начала до конца совершается Духом благословенного Бога, Которого Отец посылает, дабы освящать Своих избранных. Итак, задумаемся, сколь великим является освящение, и сколь необходимо Господу нашему просить Отца Небесного: “Освяти их истиною Твоею…”

Истина сама по себе освятить человека не может. Можно придерживаться правоверного символа веры, и это чрезвычайно важно делать. Однако если символ не трогает нашего сердца и не меняет характер, что в нем проку? Освящает нас не само по себе учение, но посредством учения освящает нас Отец Небесный. Мы сотворены жить в истине для святости. Если ложь ведет ко греху, то истина ведет к святости. Есть дух лжи и есть Дух истины, ложь и истина употребляются ими в качестве орудия достижения цели. Силой Духа надлежит обращаться к истине умом, совестью и сердцем, иначе человек обретет истину, но удержится в неправедности. Я считаю, что полное избавление человека от греха станет венцом дела Божьего. Бог избрал Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Он отделил избранных, чтобы избавить их от всякого беззакония и очистить Себе, Он действенно призывает их к высокому и святому званию, к самой добродетели и подлинной святости. Всякое действие Духа Божьего над новым естеством имеет целью очищение, освящение, исправление тех, которых Бог по любви сделал Своими. Более того, всякое событие, происходящее с нами по промыслу Божьему, нацелено на то же самое, т.е. для того наши радости и наши печали, наши телесные страдания и наши сердечные муки, наши утраты и наши испытания. Все это священные снадобья, которыми мы избавляемся от своих врожденных хворей и готовимся к наслаждениям совершенного духовного здравия. Путешествие по пустыне необходимо для нашего испытания, оно доказывает нам, что наше зло может открыться и привести нас к покаянию и преодолению его, т.е. сделает непорочными перед престолом Божьим. Господь наставляет нас в небесном, готовит к собору достигших совершенства. Нам еще не открылось, что будем, но мы пробиваемся к тому и знаем только, что, когда откроется Иисус, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И так мы восстаем: непримиримою борьбой, и долгим бодрствованием, и терпеливым ожиданием восстаем в святость. Этими скорбями вымолачивается наш хлеб, а мякина уносится ветром, этими страданиями истребляется наша изгарь чтобы очистилось золото. Любящим Бога все содействует ко благу, и в конце концов все это представит избранных Богу не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного.

Итак, я напомнил вам, что молитва на освящение возносится Отцу Небесному, и это заставляет всех нас обращаться только к нашему Богу. Не приступайте к делу освящения сами по себе, словно вам по силам исполнять это дело в одиночку. И не думайте, что святость придет непременно лишь потому, что вы слушаете усердного проповедника или поклоняетесь Богу в собрании. Братья мои, трудиться внутри вас должно Самому Богу, Святой Дух должен обитать в вас, но это бывает лишь по вере в Господа Иисуса. Веруйте в Него ради своего освящения, как веровали ради прощения и оправдания. Только Он способен ниспослать вам освящение, ибо освящение - это дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем.

IV. Обширна тема, которую мы освещаем, однако у меня осталось мало времени. В заключение мы очень кратко рассмотрим с вами, как исполняется в верующих благословение: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”. Возлюбленные! Задумайтесь над тем, как Бог сочетает святость с истиной. В последнее время наблюдается тенденция отделять истину учения от истины наставления. Говорят, что христианское вероучение - это практическая жизнь, а не символ веры, однако это полуправда, весьма напоминающая ложь. Христианское вероучение воистину есть жизнь, произрастающая из корня истины. Иисус Христос есть путь, истина и жизнь, так что принять Его в сердце должным образом нельзя, не восприняв Его тройственной личности. Верой в полуправду освятиться невозможно. Освящение видимой натуры происходит из наставления внутренней веры сердца, иначе такое освящение - только личина или маска. Добрые дела - это плод подлинной веры, а подлинная вера - это искренняя вера истине. Всякая истина ведет к святости, всякое доктринальное заблуждение прямо или косвенно ведет ко греху. Превратное понимание рано или поздно оборачивается бесславным существованием, а прямая линия истины, начертанная в сердце, - жизнью по благому обычаю. Не думайте, что можно пребывать в добром духовном здравии, питаясь духовной мертвечиной, или тщиться предстать перед Богом неоскверненным и непорочным, упиваясь гибельным заблуждением. Сам Бог освящает нас только истиной. Только взятое от Слова Божьего учение будет освящать вас. Ложное учение не есть правда Божья, оно освящать вас не будет. Бывает, что заблуждение, превозносящее вас до небес, побуждает думать, что вы освящаетесь, однако существует большая разница между похвальбой, освящением и освященностью и весьма серьезное различие между самовозвышением и подлинным благоволением Бога. Верьте мне, Бог производит освящение в нас истиной, только истиной и ничем иным, кроме истины.

Но что есть истина? Вот в чем вопрос. Является ли истиной то, что мне кажется откровением, полученным в частном сообщении? Надо ли полагать, что при этом я удостоился особого откровения и должен отныне жить согласно неким голосам, мечтам и впечатлениям? Братья, не впадайте в это распространенное заблуждение. Слово Божье, обращенное к нам, находится в Писании. Всякая истина, которая освящает людей, пребывает в Слове Божьем. Не внимайте восклицающим: “Вот здесь!” и “Вот там!” Едва ли не каждый день меня дергает за рукав тот или иной умалишенный или притворщик с откровением. Один говорит, что Бог передает мне поручение через него, на что я отвечаю: “Однако, сэр, Бог знает, где я живу, и Он столь близок мне, что не станет передавать через вас”. Другой именем Божьим провозглашает учение, которое, и факт сей очевиден, лжет на Святого Духа. Он говорит, что Дух Божий открыл ему то или иное, однако известно, что Дух Святой никогда не противоречит Себе. Если ваше мнимое откровение не согласуется с Библией, то с вашим мнением мы не посчитаемся, если же оно соответствует Библии, то в нем нет ничего нового. Братья! Писания довольно, если Бог воистину употребляет его и оживляет его Духом в наших сердцах. Истина не является ни вашим мнением, ни моим, ни вашим сообщением, ни моим. Иисус же говорит: “…слово Твое есть истина”. То, что освящает людей, есть не просто истина, но истина особая, истина, открывшаяся в Слове Божьем: “слово Твое есть истина”. Какое благословение мы имеем в том, что вся истина, необходимая для нашего освящения, явлена в Слове Божьем, чтобы нам не издерживать своих сил на ее поиск, но для нашего дальнейшего блага употреблять явленную истину в интересах Божьих! Никаких откровений больше не будет, ибо необходимости в них нет. Канон установлен и завершен, и, если кто приложит что к нему, на того наложит Бог язвы, о чем записано в Книге. Зачем нужны дополнительные откровения, когда Библия совершенна и в ней есть все для любой практической цели? “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”.

Так оно и есть, и потому истина, без которой нам не жить, установлена твердо и недвусмысленно. Писание подменять нельзя. Можно точнее и скрупулезнее переводить первоисточники, но для всех практических целей Библия, которую мы имеем, достаточно верно отражает оригинальный текст, так что наша старая добрая версия Кинг Джеймс 1 - одна из самых здравых. Недопустимо разрушать Библию, нельзя ничего отнять от слов Книги сей, и приложить к ним. Господь никогда не переписывал и не пересматривал Слова Своего и никогда не будет этого делать. В наших доктринах полно погрешностей, Дух же не допускает их в Писании. Если у Августина есть “Пересмотры” 2 , то Пророки и Апостол никогда не пересматривались. Вера, однажды преданная святым, утверждена на веки и веки. “…Слово твое есть истина”. Только Писание есть истина абсолютная, совершенная, несомненная, непререкаемая, чистая, вечная, неизменная. Истина, данная нам в Слове Божьем, есть истина, которая будет освящать всех верующих до скончания века. Братья мои, научитесь же подвизаться в исследовании Писания! Сестры мои, очень вдумчиво следует читать Книгу Божью! Если здесь пребывает истина, причем истина, которою Бог освящает нас, то давайте исследовать ее, держаться ее и стоять в ней. Дадим обет Тому, Кто даровал нам эту Книгу, никогда не отступать от Его свидетельств. В любой ситуации для нас Слово Божье - истина. “Но в школах утверждается иное!” - скажет кто-то. Пусть. “Но риторика убеждает в ином!” - добавит другой. Пусть. Слова - всего лишь ветер, а языки - всего лишь глина. Боже, “слово твое есть истина”. “Но философы утверждают иное!” - не раз возражали мне. Пусть. Кто они? Слово Божье - истина, не отступим от нее вовек. Будем одинаково тверды и в том убеждении, что нам не познать доброй истины до тех пор, пока она не станет освящать нас. Нельзя считать себя стоящим в истине должным образом, если она не ведет нас к подлинной жизни. Нож тупой стороной не режет. У истины подобно ножу есть свой черенок и свое лезвие. Смотрите, как следует пользуйтесь истиной. Человека можно умертвить и чистой водой, всякую добрую вещь надлежит употреблять верно - обратное к добру не приведет. Истина, используемая во всей полноте, будет всякий день уничтожать грех, питать благодать, внушать благородные желания и побуждать к святым делам. Джентльмены, я молю, чтобы нам всей жизнью во всем украшать учение Господа нашего и Спасителя! Некоторые не делают этого. Говорю о том к нашему стыду и своему постоянному сожалению. Но более всего вызывает сожаление отсутствие святости у членов нашего собрания. Если вы поступаете, как остальные, то какое даете свидетельство внешним? Если ваши семейства не утверждаются милостью, если вы не ведете свои дела по правилам неподкупной честности, если ваша речь весьма сомнительного свойства в смысле чистоты и правдивости, если ваши пути подлежат справедливому упреку, то как явит вам Бог Свою милость и как благословит собрание, членом которого вы состоите? Утверждать, что вы - люди Божьи, когда внешние позорят вас, - разве не ложь все это и не обман? Вера ваша в Господа Иисуса должна потрудиться в вашей душе, чтобы каждый из вас стал свидетелем верным и истинным, эта вера должна запрещать вам одно и вдохновлять на другое, она должна побуждать вас отступать в одном и приступать в другом, должна постоянно влиять на мысли, речи и дела ваши, иначе вы ничего не смыслите в ее спасительной силе. Короче говоря, не приступайте ко мне с вашими опытом, вашим кредо и вашим исповеданием, пока не освятите имя Божье своей жизнью. O братья, лучше оставить свои исповедания, если ваша жизнь расходится с ними. От имени Того, Кто дышал этой молитвой перед тем, как лик Его окрасился кровавым потом, призываю вас обратиться к Отцу Небесному и воскликнуть громко: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”. Мы, т.е. каждый из нас в отдельности, прилепились к откровениям Твоим, Господи, но повинуемся ли Тебе на деле? Мы, т.е. наше собрание, положили держаться старой веры, и я, со своей стороны, как служитель обязался ее держаться. Однако все это нам надо засвидетельствовать собственной святостью! Нет у меня истины иной, кроме единственной Книги - непогрешимого Писания, начертанного Духом Божьим. И наш долг - являть собой освящающее влияние этой Книги. Мы несем обетования Божьи, дабы благочестивым следованием путями Божьими возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Эта Книга - подлинное сокровище наше. Мы ценим каждый лист ее. Давайте переплетем ее наилучшим образом, в сафьян чистой, разумной веры нашей, украсим золотой застежкой и позолотим ей корешок житьем любви, истины, чистоты и ревности. Только так и можно свидетельствовать в пользу Книги тому, кто никогда не открывал ее страниц. Братья мои, нельзя тянуть нечистые и оскверненные руки к этой священной Книге о семи печатях. Но все, у кого руки и сердце чисты, держитесь ее и объявляйте о ней между людьми. Бог да поможет нам совершать это Христа ради! Аминь.

1 Английский перевод Библии, сделанный в 1607-11 гг. по указанию короля Иакова для использования в Англиканской церкви, широко используется до настоящего времени. - Прим. пер.

2 Критический обзор собственных сочинений. - Прим. пер.

Как яркие звезды сияют на церковном небосклоне святые царственные страстотерпцы. Тех, кто их презирал, гнал и мучил при жизни, было много; тех, кто почитает и любит ныне, – вероятно, еще больше. Но очень мало было тех, кто оказывал им свою любовь во время их уничижения, и еще меньше – тех, кто решился сам разделить с ними их крест. Их имена должны быть золотыми буквами начертаны в нашей памяти.

Первое испытание на верность

В феврале 1917 года в России произошла революция. По воспоминаниям современников, среди ближайшего окружения императора в те дни началась «настоящая оргия трусости». Одни спешно покидали дворец, другие отпарывали со своих погон императорские инициалы. Сын доктора Евгения Боткина Глеб впоследствии вспоминал: «Люди, которые всего лишь несколько дней назад выставляли напоказ свои монархические убеждения, сейчас уверяли каждого в своей верности революции и осыпали оскорблениями императора и императрицу, говорили о Его Величестве “полковник Романов” или просто “Николай”». Однако среди приближенных были и те, кто остался верным своему государю, присяге, долгу чести и веры.

8 марта 1917 года государыне было объявлено об ее аресте, а также о том, что все придворные и слуги свободны покинуть царскую семью. На принятие решения давалось два дня. Повар Иван Михайлович Харитонов , несмотря на то что у него была большая семья, сразу же заявил, что остается при императоре. Так же поступили и помощник дядьки цесаревича Клементий Григорьевич Нагорный .

Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова в последних числах февраля выехала к тяжело больной сестре в Кисловодск, однако, узнав о произошедших в Петрограде событиях, спешно вернулась в Царское Село. Она прибыла в Александровский дворец лишь за несколько часов до того, как он стал тюрьмой. В дневнике она записала: «Слава Богу, я успела приехать вовремя, чтобы быть с ними».

На следующий день, 9 марта, в Царское Село возвратился государь. Его сопровождал единственный человек из всей его многочисленной свиты – гофмаршал князь Василий Александрович Долгоруков . Встречавший их на вокзале полковник Е. С. Кобылинский впоследствии рассказывал: «Я не могу забыть одного явления, которое я наблюдал в то время. В поезде с государем ехало много лиц свиты. Когда государь вышел из вагона, эти лица посыпались на перрон и стали быстро-быстро разбегаться в разные стороны, озираясь по сторонам, видимо проникнутые чувством страха, что их узнают». Император быстро вышел из вагона, не глядя ни на кого, прошел по перрону и сел в ожидавший его придворный автомобиль. Лишь один верный князь Долгоруков последовал за ним, разместившись рядом в машине…

«Если бы у царя было больше таких дворян…»

В первой половине июля 1917 года на заседании Временного правительства было принято решение о перевозе царской семьи в Тобольск.

«Будущее больше не страшит, не беспокоит»

За два дня до отъезда Анастасия Гендрикова сделала в своем дневнике такую запись: «Будущее больше не страшит, не беспокоит. Я так чувствую и так доверяюсь тому (и так это испытала на себе), что по мере умножения в нас страданий Христовых, умножится Христом и утешение наше ».

Вместе с царской семьей должен был ехать обер-гофмаршал Высочайшего двора граф П. К. Бенкендорф, однако из-за болезни жены он не смог отправиться в тобольскую ссылку. Государь предложил сопровождать его генерал‑майору К. А. Нарышкину, на что тот попросил дать ему 24 часа на размышление. Услышав это, император отказался от его дальнейших услуг и сделал аналогичное предложение графу Татищеву, на которое тот сразу же с радостью согласился. Позднее Илья Леонидович так объяснил мотивы своего поступка: «Было бы нечеловечески черной неблагодарностью за все благодеяния идеально доброго государя даже думать над таким предложением; нужно было считать его за счастье». Генерал Винберг впоследствии писал: «Если б у русского царя было больше таких дворян, как Татищев, то не только не смогла бы революция оказать своего губительного действия на нашу Родину, но самой революции не было бы». Думается, что эти слова вполне можно отнести и ко всем остальным верным царским слугам.

Каждый из подданных, как мог, старался помогать царственным страдальцам. Василий Александрович Долгоруков вместе с доктором Боткиным неоднократно ходатайствовали о том, чтобы царственным узникам предоставили более свободный режим и разрешили им прогулки по городу. Многократно обращался князь с просьбами о денежной помощи к своему отчиму, графу П. К. Бенкендорфу. Повар Иван Михайлович Харитонов, когда начал ощущаться недостаток в средствах, стал ходить к богатым купцам и просить товары в долг. Клементий Григорьевич Нагорный, который к тому времени стал, взамен А. Е. Деревенко, дядькой цесаревича, особенно много делал для Алексея Николаевича: он участвовал во всех его играх и затеях, постоянно дежурил при нем во время приступов его болезни, носил в случае необходимости на руках. Анна Степановна Демидова, как прежде, неустанно служила императрице.

«Господь охраняет от отчаяния…»

После того как власть захватили большевики, содержание заключенных, хотя и не сразу, значительно ухудшилось. Царской семье выделялось (из их же собственных капиталов!) 4200 рублей на всю семью в месяц (для сравнения: до этого расходы семьи составляли около 20–25 тысяч рублей ежемесячно).

Однако арестованные старались переносить трудности своего положения с большим достоинством, терпением и смирением. О внутреннем состоянии членов царской семьи могут свидетельствовать письма государыни того периода. Так, в одном из них она писала о радости и тишине, которыми Бог наполняет ее душу: «Разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога. Ведь горе бесконечное, – все, что люблю, страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу».

Из писем и воспоминаний современников видно, что и слуги, в особенности доктор Евгений Боткин и графиня Анастасия Гендрикова, старались сохранять в то время мирное устроение души и бодрый, даже радостный дух. «Гендрикова старается быть радостной», – писал князь Долгоруков своей матери. «Гендрикова довольно спокойна, и опустошение ее дома в Петрограде ее не сильно впечатлило», – сообщал он же в другом письме.

Между тем 22 апреля из Москвы прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК Яковлев, для того чтобы вывезти семью из Тобольска. Поскольку наследник был в то время серьезно болен, с ним остались три великих княжны и несколько слуг. Государь, императрица и великая княжна Мария Николаевна вынуждены были покинуть Тобольск. Вместе с ними в неизвестный для них путь отправлялись также князь Долгоруков, доктор Боткин, камердинер Чемадуров, лакей Седнев и Анна Демидова. Сохранилось свидетельство Гиббса о том, что Анне Степановне нелегко было решиться на такой шаг. В вечер перед отъездом она простодушно призналась ему: «Ох, господин Гиббс! Я так боюсь большевиков. Не знаю даже, что они с нами сделают». Однако она нашла в себе силы преодолеть этот страх и разделить судьбу царственных страдальцев до самого мученического конца.

30 апреля, после неоднократной смены маршрута, поезд наконец прибыл в Екатеринбург, причем князь Долгоруков был сразу же отделен от остальных и отправлен в арестный дом № 2 (ныне – здание Центральной городской клинической больницы № 1).

Начало развязки

Вскоре, 20 мая, из Тобольска на пароходе «Русь» выехали и остальные члены царской семьи. Вместе с ними в числе других верных слуг поехали граф И.Л. Татищев, графиня А.В. Гендрикова, дядька цесаревича К.Г. Нагорный, повар И.М. Харитонов.

Известно, что на пароходе комиссар Н. Родионов запирал по ночам цесаревича в каюте, против чего очень протестовал Клементий Григорьевич. Большевики же матроса Нагорного просто ненавидели. Больше всех против него настроен был матрос Павел Хохряков. «Иначе и быть не могло, – отмечал впоследствии полковник Кобылинский, – один – “краса и гордость русской революции”, а другой – преданный Семье человек, глубоко любивший Алексея Николаевича и им любимый. За это он и погиб…».

23 мая великие княжны, Алексей Николаевич и все, кто их сопровождал, прибыли в красную столицу Урала. Согласно постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, генерал Татищев, графиня Гендрикова, госпожа Шнейдер и камердинер Волков были арестованы и прямо из поезда отправлены в арестный дом. Графиню Гендрикову и госпожу Шнейдер поместили в общую больничную камеру – обе женщины были больны. Рядом с арестным домом находилась действовавшая еще в то время Симеоновская церковь-школа. Узников водили в нее каждое воскресенье, причем служили там и заключенные священники. Богослужения проходили благоговейно и торжественно, многие плакали.

Клементий Григорьевич Нагорный вместе с немногими слугами был допущен к царской семье. Он до конца оставался заботливым слугой и отважным телохранителем юного цесаревича. Защищая интересы Алексея Николаевича, он требовал оставить тому не одну, а две пары сапог, чтобы мальчик имел возможность сменить обувь, если она намокнет; превозмогая собственную усталость, с усердием и любовью служил цесаревичу днем и ночью, когда тот болел. Когда помощник коменданта дома Ипатьева Мошкин хотел было забрать себе висевшую над кроватью наследника золотую цепочку с крестиками и образками, Клементий вместе с остановили вора. Мошкин им этого не простил: всего через четыре дня после приезда царских детей в Екатеринбург обоих слуг арестовали и заключили в тюрьму. 28 июня их расстреляли с группой заложников. Незадолго до этого, 10 июня, были убиты Василий Александрович Долгоруков и Илья Леонидович Татищев.

Ипатьевский дом

Слугам предложили покинуть арестованных, но никто на это не согласился

Царским слугам, остававшимся в доме Ипатьева, большевики снова предложили покинуть арестованных, но никто на это не согласился. Чекист И. И. Родзинский впоследствии рассказывал: «Вообще, одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности, даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались».

Условия жизни в доме Ипатьева были несравненно более тяжелыми, чем в Тобольске. Здание обнесли двумя высокими дощатыми заборами, окна замазали белилами. Караульные вели себя грубо и разнузданно. В любое время они имели доступ во все комнаты, а в спальне великих княжон была даже снята дверь. Вообще, над юными царевнами постоянно всячески издевались: к ним приставали с самыми непотребными шутками, «сопровождали» их, когда те шли в уборную и обратно, в их присутствии нецензурно ругались.

Пищу царственным узникам доставляли из столовой, часто несвоевременно и один раз в день. Были случаи, когда приносили только то, что оставалось от комиссаров и солдат. Трапезы проходили за столом без скатерти, иногда на семь человек подавалось пять ложек. Порой во время обеда подходил какой-нибудь красноармеец, лез ложкой в миску с супом и говорил: «Вас все-таки еще ничего кормят». Иван Михайлович Харитонов, придворный повар, чем мог, старался исправить положение. Он сумел отремонтировать дымившую ранее плиту и сам стал готовить, насколько это было возможно, питательную и вкусную еду.

Все чувствовали себя одной большой семьей

В условиях заключения все чувствовали себя как бы одной большой семьей – вместе трудились, вместе ели и отдыхали. Молились также вместе. Согласно показаниям бывших охранников дома Ипатьева, все узники вставали около 8–9 часов утра, «собирались в одну комнату и пели там молитвы».

На пороге Царствия Небесного

В столь тяжелом положении только вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром».

От имени членов августейшей семьи доктор Боткин обращался к коменданту Авдееву с просьбой о совершении богослужений, однако за все время были получены разрешения лишь на пять служб. Для их совершения приглашались клирики екатеринбургского Екатерининского собора. Последнее богослужение состоялось 14 июля 1918 года – за два дня до убийства. Когда диакон запел «Со святыми упокой», то государь, а вслед за ним и все присутствовавшие, опустились на колени.

Слуги приняли мученическую кончину вместе с царской семьей

Слуги до конца остались верными святым царственным страстотерпцам и вместе с ними приняли мученическую кончину. В ночь с 16 на 17 июля, в канун праздника святого князя Андрея Боголюбского, все они были зверски убиты в подвале Ипатьевского дома.

Вскоре приняли страдальческую кончину графиня Анастасия Васильевна Гендрикова и гоф-лектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер: они были убиты в Перми в ночь на 4 сентября. «Анастасия Васильевна Гендрикова, как глубоко религиозный человек, не боялась смерти и была готова к ней, – писал генерал М. К. Дитерихс. – Оставленные ею дневники, письма свидетельствуют о полном смирении перед волей Божьей и о готовности принять предназначенный Всевышним Творцом венец, как бы тяжел он ни был. Она убежденно верила в светлую загробную жизнь и в Воскресение в последний день, и в этой силе веры черпала жизненную бодрость, спокойствие духа».

Преданные слуги царственных страстотерпцев до конца сохранили в своем сердце любовь и верность царской семье. Разделив с ней все скорби и тяготы заключения, особенно сблизившись с царственными страстотерпцами в тот период, они прониклись и их высоким духовным настроением. Благодаря этому, верим, и ныне они также вместе с ними светло радуются в Царствии Небесном.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16 - 22.

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(Мф. 10, 16-22)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат слова Спасителя, адресованные всем Его верным последователям и предупреждающие о грядущих гонениях и опасностях.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Мф. 10, 17), – указывает Спаситель. В Иерусалиме находился синедрион, верховный суд иудеев, но в каждом городе и в каждой деревне был свой местный синедрион. И в таких синедрионах судили, а потом при синагогах побивали тех, кто публично исповедовал веру во Христа, которую иудеи считали ересью.

Бичевания были в то время обычны у иудеев. Еврейский бич состоял первоначально из одной только плети, и тогда, согласно закону, давали 40 ударов без одного. Но впоследствии этот бич начали устраивать из трех плетей, причем давали тринадцать ударов, так что как раз и выходило тридцать девять; а если нанести следующий удар, то это было бы уже нарушением закона, который запрещал наносить осужденному больше сорока ударов.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий».

Далее Господь предупреждает: и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10, 18). Фраза о правителях и царях относится к разбирательствам в римских судах, таким, как, например, суд над апостолом Павлом, о котором он пишет во Втором послании к Тимофею.

И, действительно, христиане получали чудесную возможность проповедовать о Христе, когда они представали перед судом. Когда мы читаем о судах над мучениками, среди которых многие были людьми малообразованными или даже неграмотными, часто складывается впечатление, что перед судом стоят выдающиеся ораторы.

Христианская вера внушала самым простым людям такой страх перед Богом, что они не испытывали страха перед людьми. И это мужество вызывало интерес к новой вере и привлекало новых последователей.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Под правителями и царями можно разуметь вообще каких бы то ни было лиц, к которым иудеи или язычники по своей злобе могли повести проповедников […] страдания апостолов должны были служить свидетельством о Христе пред всеми людьми, перед которыми ученики будут страдать, безразлично, перед иудеями, или перед языческими правителями и царями».

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10, 21). Гонениям, о которых пророчествует Спаситель, подверглись не только апостолы, но вообще все христиане. Однако, несмотря на свирепость этих гонений, проповедь апостолов проникала всюду: и в самом Риме было множество семей, некоторые члены которых были тайными христианами. Когда же христианская религия была объявлена вредной, а христиане подлежащими истреблению, то в таких смешанных в религиозном отношении семействах началась страшная вражда. Правительство требовало, чтобы на христиан доносили, чтобы их выдавали властям для казни, и тогда брат доносил на брата, отец на детей, дети на родителей. Ненависть и предательство господствовали, а любовь была забыта. Само слово «христианин» стало ненавистным для язычников.

Завершает Свою речь Господь такими словами: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Блаженный Иероним Стридонский так поясняет эти слова Господа: «Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца». Таким образом Спаситель ободряет Своих последователей мыслью о том, что через терпение в страданиях они сохранят себя для вечной жизни.

И эти слова, дорогие братья и сестры, мы должны держать в своих сердцах, поскольку они являются великим утешением для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания. Если мы подвергаемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, но смиренно и терпеливо несем свой крест за Христом, то этим спасаем свои души. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Введение.

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда – довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

Претерпевший до конца спасется.

Однажды Тане было скучно. Она хотела, чтобы кто-то поиграл с ней, но все были заняты. Наконец, Богдан дал ей книгу, чтобы Таня почитала. Книга была очень толстой и Таня читать ее не хотела. Поэтому она подошла к папе и маме.
- Пап, мам! – сказала она. – Тут Богдан дал мне книгу. Такая толстенная! Скажите – это интересная книга?
Мама взяла книгу в руки.
- «Хроники Нарнии» - прочла она название. – Да, это хорошая книга, Танюша.
- Очень хорошая, - подтвердил папа. – Правда, понять ее могут не все.
- Почему – не все? – спросила Таня.
- Нужно понимать, когда и для кого была написана эта книга, - сказал папа. – Ее автор Клайв С.Льюис жил в Англии. Не знаю, как сейчас, а во время жизни Льюиса, в английских школах изучали Библию. Наверное, это было что-то похожее на уроки «Закона Божьего» в школах Российской Империи до революции 1917 года. Вроде бы – всё хорошо, да? Но не стоит забывать слов апостола Павла: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Можно так «напреподаваться», так «заболтать» евангельскую весть, что людям (а особенно – детям!) она станет казаться скучной и неинтересной! Так случилось в Российской Империи, где, не смотря на уроки Закона Божьего, в людях становилось все меньше и меньше веры, и закончилось это кровавой революцией и страшными гонениями на христианство. По всей видимости, то же самое видел Льюис в родной ему Англии! Видимо, и там уроки Библии для английских малышей были скучны! И поэтому Льюис написал цикл сказок про льва Аслана, и про созданную этим львом сказочную страну Нарнию.
- Цель этих сказок, – подхватила мама, - не в том, чтобы просто развлечь детей. Мне кажется, автор пытался сделать так, чтобы дети, полюбившие веселые сказки про Нарнию, вдруг обнаружили в них много черт, схожих с Евангелием, и поняли, что Библия, которую школьные преподаватели сделали для них скучной, на самом деле не только полезна для нас, но и очень интересна.
- Но вот в чем беда, - сказал папа. – Мы-то живем не в Англии, времен Клайва Льюиса! Большинство детишек нашей страны совершенно не знакомы со Святым Писанием – ни с книгами Ветхого Завета, ни с Евангелием. Поэтому для них чтение «Хроник Нарнии» будет почти бесполезным – они не поймут библейской символики, которой насыщена книга, а значит и Библию любить не станут. Нельзя полюбить то, чего ты совсем не знаешь! Но ты, Танюша – читай. Для твоего возраста ты неплохо знакома с Писанием, а значит, и «Хроники Нарнии» дадут тебя пищу для размышлений. Льюис был хорошим христианином, автором нескольких богословских работ для взрослых, и «Хроники Нарнии» «пропитаны» христианством. Эта книга может кое-что прояснить для тебя в Святом Писании, или, быть может, натолкнет тебя на новые вопросы.
- Меня уже натолкнула, - сказал Богдан, появившийся на пороге комнаты. – Почему Льюис сделал своего главного героя именно львом? Почему Нарнию творит именно Лев, а не какое-то другое существо?
- Потому, что Клайв Льюис знал Библию лучше, чем знаешь ее ты, - сказал папа. – «Лев от колена Иудина, корень Давидов» - одно из символических обозначений Иисуса Христа. Конечно, Бог принял на себя именно Человеческую плоть, а не какую-то иную. Но символически в Новом Завете Его иногда называют и Агнцем (Откр. 5, 6), и Львом (Откр. 5, 5) и Звездой, светлой и утренней (Откр. 22, 16).
- Понятно, - сказал Богдан. И тут же спросил опять: - А что вам самим больше всего нравится в этой книге?
- Мне больше всего нравится то, что в сказочную Страну Аслана (которая, конечно, символизирует настоящее Царство Небесное) был принят ослик Лопух, - сказала мама. – Если внимательно читать, то видишь, что Лопух был скорее врагом Аслана, чем другом, и из-за его глупости возникло много бедствий. Но Лопух ошибался именно по глупости, а не со зла, и поэтому был прощен. Для нас это означает – Господь на Суде не осудит нас за ошибки, если это были именно ошибки, именно человеческая глупость и несовершенство, а не потворство своей злой воле и своим страстям.
- А мне больше всего нравится другая деталь – грустная, но очень глубокая, - сказал папа. – Одна из героинь книги – Сьюзен, не попадает в Страну Аслана. Вроде бы она и была Аслану другом, совершила много хорошего, но… - папа развел руками. – Потом случилось то, что случается, к сожалению, часто. Сьюзен нашла себе другие увлечения. Она забыла Аслана, и ее больше ничего не интересовало, кроме нейлона, приглашений в гости и губной помады. Это очень грустная, но важная для нас деталь. Так часто человек в какие-то периоды своей жизни горит любовью ко Христу, молится, Причащается, живет по заповедям, а потом постепенно увлекается чем-то другим, чем-то мелким, и не ведущим в вечность. Увлечься можно чем угодно – и карьерой, и деньгами, и компьютерными играми, и футболом… Да мало ли! Список идолов, которым человек может отдать свое сердце, поистине безграничен! И это печально, ведь когда человек отдает свое сердце чему угодно, но не Богу, он гибнет! И самое худшее, что можно сначала отдать свое сердце Господу, а потом опять забрать его назад, и отдать какому-нибудь идолу. Господь не препятствует этому, ведь Он уважает нашу свободу, но как же это грустно и губительно!
- Я вспоминаю одну историю, - сказала мама. – Хотя, скорее всего, это не реальная история, а просто назидательная притча. Итак – в одном средневековом городе жил художник. Ему хотелось нарисовать картину, и в ней отобразить какую-то сцену из жизни Христа…
- Икону? – перебила Таня.
- Нет, именно картину, - сказала мама. – Картины и иконы отличаются друг от друга, уже хотя бы потому, что икона призвана побуждать человека к молитве, а картина такой цели не имеет. Ну, да это тема отдельного, долгого разговора. Так вот – художник решил отобразить Тайную Вечерю. Писать картину просто из головы он не мог, и потому приглашал натурщиков – то есть специальных людей, которые сидели в определенных позах, а художник пытался как можно точнее их изобразить. Были натурщики на роль апостола Иоанна и апостола Петра, на роль Фомы и Матфея… Конечно, художнику нужны были натурщики, с которых он бы писал Иисуса Христа и предателя Иуду! Лицо Христа художник решил писать с одного молодого монаха – тот отличался большой праведностью жизни, и лицо у него было такое светлое, одухотворенное… Потом художника что-то отвлекло и он забросил картину, а через несколько лет решил все-таки закончить его. Практически все участники были написаны, и лишь натурщик на роль Иуды все не находился. Наконец, художник наткнулся на одного бродягу, с лицом пьяницы и вора. Бродяга с радостью согласился позировать – ведь ему так нужны были деньги. И вот художник и натурщик вошли в студию. Только взглянув на картину, бродяга присвистнул:
«О, это полотно мне знакомо! – воскликнул он. – А разве вы меня не узнаете? Несколько лет назад вы с меня Христа рисовали!»
Художник был поражен. Выяснилось, что вскоре после их первой встречи, молодой монах пал, не захотел покаяться, оставил монастырь, и теперь жил бродяжничая, воруя и пропивая все свои деньги.
- Какой ужас! – воскликнула Таня.
- Тем не менее, жизнь именно такова, доченька, - сказал папа. – Не зря Господь говорил, что спасется тот, кто претерпит до конца (Мф. 24, 13). Нужно понимать – наша жизнь есть что-то вроде экзамена, и награда за сданный экзамен - жизнь вечная. Господь волен призвать нас к себе в любой момент, но если до сих пор не призывает – значит, время нашего обучения и испытания еще не закончилось! Мы не имеем права расслабляться и впадать в нерадение, иначе закончим как этот бедный монах из притчи или как Сьюзен из сказки Льюиса! Трудиться ради Господа до конца, до последнего дыхания – вот то, что мы должны делать. Все мысли о том, что мы заслужили какой-то отдых – выбросить из головы! Отдыхают не во время экзамена, а после него! Не зря и апостол Павел говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галл. 6, 9). Не ослабеть, устоять в христианской жизни до самого конца – вот наша задача!
- Ладно, я поняла, пап! – воскликнула нетерпеливая Таня. – Можно, я пойду, почитаю?
- Можно, - сказала мама. – Хорошие христианские книги очень нужны и взрослым и детям. Они помогают нам, как говориться, «быть в форме» и не забывать, кто мы, зачем мы, и чего ожидает от нас Господь.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.