Парусный и Галерный флот – история модернизаций. Парусный и Галерный флот – история модернизаций Петровские галеры

И. ИВАНОВ

Совершенствовалось русское кораблестроение. Фрегат «Михаил Архангел» по своим мореходным и боевым качествам превосходил своих предшественников.


Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот.

Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался тем, что вначале он состоял, в основном, из гребных судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтийском море.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 000 человек.

Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть - морские солдаты-абордажники. Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вицеадмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин - подпоручик (унтер-лейтенаит). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтерофицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпа, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.


Уже первые морские баталии прославили русский флот. Взятие шведских судов «Астрилъд» и «Гедан» 7 мая 1703 года.
С картины Блинова.


Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был корабль «Выборг», построенный в 1710 году при личном участии и под руководством Петра.


Прославленная петровская галера.


Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр.

Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей.

Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными - это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя.

Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1718 году.


Фрегат «Иван-город» (1705 г.)


Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 29 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.


Фрегат «Петербург» (1704 г.)


80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными бешканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом.

74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота.

Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче.

Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.


Модель трехдечного корабля «Святой Андрей» (1721 г.)






Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в Петербурге под руководством корабель­ного мастера Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры.

Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых мы рассказывали, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры - шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки.

Прамы - плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра - строились для защиты Кронштадта.

Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра.

Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение - одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны - легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями.

Бригантины - легкие суда, назначались для ближней разведки и посыльной службы.


Не о богатстве крепостника думал русский крестьянин, возводя на кормах кораблей Петра замысловатую вязь искусных украшений. Тогда поднимали паруса не только эти корабли - «Предистинация» и фрегат «Думкарт» - поднимала паруса Россия. Кто из корабелов-патриотов мог не сочувствовать этой великой идее обновления родной земли - идее выхода ее в море!..


Брандеры - суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно уже совершенно старые непригодные суда.

Флейты или пинки, шмаки, шкуты - были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена они включались даже в военный флот.

Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями.

Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки.

Полу галеры водружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам.

Средиземноморская галера XVI века

Галера - низкобортное гребное судно с палубой, в основном, не по всей длине, с удлиненным корпусом (отношение длины к ширине у купеческих галер около 5:1, у военных - около 8:1), с хорошими ходовыми качествами под веслами. Скорость хода галеры под веслами доходила до 8 узлов. Галера имела парусное вооружение, применявшееся в небоевой обстановке. Во время боя галера приводилась в движение только веслами. Для несения парусов на галере устанавливалось от одной до трех мачт. Паруса латинского типа крепились к реям, длина которых иногда достигала длины корпуса. Главная мачта проходила сквозь палубу и прочно крепилась к килю и корпусному набору. Носовая и кормовая мачты крепились только к палубе. Кормовая мачта чаще всего использовалась для несения флага.

Палуба галеры имела форму свода, и под ней в трюме размещались провизия, вода и снабжение для ближнего плавания. Выше палубы по середине корпуса с носа до кормы шел помост - куршея . По сторонам куршеи с каждого борта располагались скамейки (банки) шириной 0,3-0,5 метра. В большинстве случаев на каждое весло приходилось от 3 до 5 гребцов. Ногами гребцы упирались в специальный брус. Валки весел наполняли свинцом для уравновешивания. К валкам крепились скобы по числу гребцов. Длина весел доходила до 12-15 метров, из которых 9-11 метров выступали за борт.

Корпус галеры имел развал борта у палубы для использования длинных весел без увеличения ширины судна. Борт имел выступ, образуемый рядом поставленных по длине корпуса кронштейнов, которые соединялись продольной доской. По краю этого выступа шел продольный брус (постис), на котором крепились уключины весел. В кормовой оконечности на петлях ахтерштевня навешивался руль.

Галеры получили широкое распространение на Средиземном море, где частая безветренная погода в летние месяцы затрудняла плавание судов, оснащенных одними парусами. В Атлантическом океане галеры встречались редко. Они мало подходили для использования на огромном морском пространстве в условиях, когда сильное волнение и неблагоприятная погода являются скорее правилом, чем исключением.

Купеческие галеры , используемые в древние века для перевозки ценных грузов, имели глубокий, округлый корпус. Более легкие военные галеры были плоскодонными, с длинным и узким корпусом. В бою они применялись для быстрого (со скоростью до 7-8 узлов) броска на короткое расстояние, чтобы протаранить вражеский корабль или подойти вплотную к нему. В морских сражениях на Средиземном море примерно с 850 года до н.э. и до XVI века галеры были наиболее часто используемыми военными кораблями. Последний раз их использовали во время русско-шведской войны 1809 года.

Начальник гребцов (комит) находился на корме рядом с капитаном. Два его помощника (подкомита), вооруженные бичами, размещались один в середине куршеи, другой в носовой части. Начало хода комит, после команды капитана, объявлял свистком, что немедленно повторялось подкомитами. Гребцы, носившие общее название шиурма, должны были одновременно браться за весло, так как запаздывающий, помимо удара бичом, получал еще удар веслом от сидящего сзади гребца.

Гребля - трудное дело. От равномерного движения весел зависит скорость хода судна. Поэтому на галерах имелись музыканты, задававшие ритм работы.

Галеры Древних веков (до 500 год н.э.)

Минойцы и морские люди использовали галеры без палубы с округлыми корпусами. Греческие и римские галеры - прямые, с угловатыми концами и высоко поднятым носом - первоначально появились на севере, у моряков Эгейского моря.

Воины-ы а - такие как Одиссей и Менелай - плавали в легких галерах без палубы, которые были сравнительно низкими и узкими. Самая малая галера, примерно 50 футов длиной, имела 20 весел (по 10 на каждой стороне).

Пентеконтер - галера, которую чаще всего использовали для перевозки войск, имела 50 весел, ее длина достигала 125 футов. Такие галеры оснащали единственным прямоугольным парусом, наклоненным к рею, на мачте посредине корабля, которую можно было поднимать или опускать.

Примерно к 700 году наибольшее распространение получили два различных типа галер. Купеческие галеры - длиной около 150 футов - были глубокими и сравнительно широкими, с округлым корпусом. В противоположность этому, военные галеры были низкими и узкими - длина их примерно в 10 раз превышала ширину - имели малую осадку и плоское дно. Из транспортного средства они превратились в торпеду, управляемую людьми, которая пробивала корпус вражеского корабля.

В отличие от военных моряков, пираты стремились захватить, а не потопить свою добычу. Они быстро подплывали к кораблю и зацеплялись за его борт. Для этого они использовали специальные галеры, уже и быстрее купеческих, но вместительнее военных и с более высокими мореходными качествами.

Чтобы выдержать удар при пробивании корпуса корабля, военные галеры строили из прочных материалов, размещая палубу примерно на два фута выше гребцов, вдоль планшира. Такая приподнятая палуба привела к появлению у греков и финикийцев дирем , галер с двумя уровнями или рядами гребцов. Вскоре гребцов верхнего ряда стали размещать вдоль планшира, а гребцы нижнего ряда работали веслами через отверстия в корпусе галеры. Весла двух рядов располагали в шахматном порядке, так что каждая верхняя пара весел находилась между двумя нижними. При этом поднятую палубу можно было использовать как удобный участок для боевых действий.

В 600-х годах н.э. кораблестроители сделали следующий логический шаг и сконструировали трирему (триеру) , то есть галеру с третьим рядом гребцов. Трирема, отличавшаяся высокой маневренностью и способностью быстро развивать высокую скорость для тарана вражеского корабля, имела очень изящную, стреловидную форму и крайне мало свободного пространства. Поликрат Самосский , занимавшийся пиратством в пределах Эгейских островов, в 525 году создал первую флотилию трирем. Но купцы и морские разбойники, ходившие в дальние рейсы, предпочитали пользоваться более просторными пентеконтерами.

В 323 - 31 годы до н.э. строили очень крупные галеры, называемые полиремами . Ряды гребцов в таких галерах располагали разными способами. Большое количество гребцов на супергалерах позволяло значительно расширить палубу и размещать на ней больше воинов и катапульт. При этом опытных гребцов использовали лишь на концевых веслах; от прочих требовалась простая физическая сила.

Предназначенные для сражений с другими кораблями на ограниченном участке боевых действий, триремы и супергалеры были непригодны для плавания в открытом море. Они требовали крупных затрат на управление и, кроме того, практически не имели места для хранения воды и продуктов питания. Из-за малой осадки, плоского дна и значительной тяжести гребцов и воинов такие галеры всегда отличались неустойчивостью и часто опрокидывались. Древние военные корабли, как правило, не отходили далеко от берега и не вели боевых действий в зимние месяцы.

Эти недостатки военных галер делали открытое море неконтролируемым «ничейным» пространством. Самое удивительное, что пиратам, которые случайно встречались с военной галерой, почти всегда удавалось спастись (Тимоклес был, по-видимому, единственным пиратом, захваченным в открытом море). Такие пираты, как Никандр , легко уходили от греческих и римских военных кораблей. А если они решали вступить в бой, то группа небольших пиратских кораблей буквально со всех сторон набрасывалась на относительно неповоротливые и тяжелые военные галеры.

Лишь остров Родос имел специальный антипиратский флот, в котором тяжелые галеры были заменены более быстроходными тримиолами . Римляне продолжали использовать военные корабли, непригодные для уничтожения пиратов в открытом море, поэтому в борьбе с пиратами им приходилось посылать армии для нападения на пиратские убежища Лигурии, Иллирии, Крита и Киликии. С пиратством в древние века удалось покончить лишь тогда, когда Гней Помпей собрал значительные силы, одновременно атаковал их на всем побережье Средиземного моря.

Морской флот Римской империи, созданный в 31 году до н.э., предназначался для связи и перевозок. В нем не было тяжелых военных кораблей, лишь триремы и либурны , построенные на основе конструкции пиратских судов. Но такой флот мог противодействовать пиратству лишь до тех пор, пока римские армии контролировали побережье и уничтожали возникающие убежища пиратов. После 250 года н.э., когда римские сухопутные силы стали гораздо слабее, пираты Черного моря легко прогнали римский флот в Эгейское море.

Галеры Средних веков (500 - 1500 гг.)

До XIII века товары начали перевозить на первых парусниках с округлым корпусом. В качестве военных кораблей галеры продолжали использовать лишь государства, достаточно богатые, чтобы укомплектовывать их большим количеством гребцов. В Х веке византийский флот имел много быстроходных дромонов с двумя 25-весельными рядами, по одному человеку на каждую пару весел. Самые крупные дромоны имели длину около 130 футов, а ширину примерно 18 футов. Флотилии арабских пиратов, таких как Лев Триполийский , также имели галеры, но их конструкция неизвестна.

Примерно в 1250-е годы Венеция и другие итальянские города-государства стали строить «большие галеры» для торговых и военных целей. Скамьи для гребцов в этих галерах размещались на одном уровне, на каждой скамье сидели три гребца. В зависимости от конкретной конструкции галеры, либо каждый из них греб собственным веслом, либо все трое гребли одним веслом. Аналогичные галеры стали строить во Франции, Испании и Оттоманской империи, позднее, в XVI веке, они превратились в военные галеры.

Византийские флотилии состояли главным образом из легких и быстроходных кораблей для связи и шпионажа за противником. Они назывались галеа и приводились в движение, одним рядом весел. Галеры также использовались христианскими и мусульманскими пиратами, которые устанавливали на них треугольный парус, как на галеотах берберских ов. Быстроходные весельные суда использовали и рыцари острова Родос, хотя для военных целей они включали в состав своего флота одну или более «больших галер».

Галеры нового времени (1500 - 1800 гг.)

В XVI веке Оттоманская и Испанская империи строили большие флотилии галер. К флоту Испании, кроме того, часто присоединялись менее крупные эскадры Венеции и других дружественных итальянских городов. Империи Средиземного моря начали перестраивать свои военно-морские силы. Это было связано и с изменением военной тактики, вследствие появления пороховой артиллерии . На галерах нового времени размещали тяжелые пушки, а также поворотные орудия на платформах в носовой части корабля. Теперь с помощью галер пытались не протаранить корабль противника, а нанести ему серьезные повреждения, затем подойти ближе и взять на абордаж.

Военные галеры предназначались для уничтожения вражеских кораблей, транспортировки войск и бомбардировки укрепленных пунктов. Они имели одну палубу и один ряд весел с 21-27 скамьями и, по крайней мере, тремя гребцами на скамье. Венецианские военные галеры были быстроходными и обычно имели длину 140 футов, ширину 17 футов, а высоту 5 футов. Испанская и оттоманская империи имели более крупные и прочные галеры с большим количеством гребцов. Кроме гребцов, на галерах находилось 30-40 моряков, солдат и канониров.

Вооружение галер постепенно совершенствовалось и увеличивалось. Если в XV веке артиллерийские орудия устанавливались только на баке, то в XVI веке их стали размещать также на корме и по бортам. На баке галер большей частью ставили 50-фунтовую пушку (19 см), по сторонам от нее - по две кулеврины, а рядом по одному 3-фунтовому (6 см) фальконету . На кормовой платформе помещался фалькон, а на самой корме 12-фунтовая (11 см) сакра. На рострах устанавливался на козлах пассаволянт, а по бортам - по одному 30-фунтовому (16 см) камнемету, по одной сакре и по два аспика.

Вопреки расхожему мнению, галера была очень дорогим судном и не могла использоваться очень часто, берберские корсары и христианские пираты имели в своих флотилиях несколько галер. У мальтийских рыцарей было 3-5 галер, у рыцарей ордена Святого Стефана - 3 или меньше. Алжир, крупнейшее берберское государство, редко имел более шести галер одномоментно. Их использовали только для обороны и наиболее масштабных операций. Христианские и мусульманские пираты обычно плавали на легких, быстроходных судах, приводимых в движение веслами и парусами.

Галеры составляли основу испанских флотилий в экспедициях против Алжира и Туниса, но оказались крайне неэффективными в борьбе с пиратами. Любой галиот, бригантина или тартана Северной Африки могла без труда обогнать испанскую галеру. Венецианские галеры в Адриатическом море иногда догоняли, но редко побеждали пиратов. Оттоманские галеры были также бессильны против действий христианских морских разбойников.

К началу XVII века товары перевозили главным образом английские и голландские корабли, отгонявшие берберские галиоты бортовыми пушками. Моряки северных стран ходили в Средиземное море и как пираты. Некоторые из них помогли североафриканским странам построить крупные парусники. С этого времени во флотилиях берберских государств появились военные суда с парусами. Но они по-прежнему больше полагались на галиоты и аналогичные корабли, которые вполне подходили для захвата купеческих судов, осуществлявших прибрежные перевозки товаров.

Гребная команда галеры состояла из трех разрядов людей: каторжники, невольники и добровольцы. Первых, приговоренных по суду за какие-нибудь преступления, держали постоянно прикованными за ногу и никогда не спускали на берег. Невольников набирали из турок, мавров и негров, купленных или взятых в плен. Им, как и каторжникам, брили голову, но оставляли клок волос на темени. Невольников также держали прикованными. Добровольцы состояли из освобожденных каторжников или из искателей приключений. Они получали жалование. Их брили, но оставляли усы. На ночь их приковывали, а днем они свободно ходили с колодкой на ноге. У весел они сидели вместе с прочими. Очень часто каторжникам и невольникам надевали на шею закрепленный на тесьме кляп, которым до начала боя затыкали рот, чтобы получивший рану гребец не кричал. Если судно тонуло, то все прикованные гребцы погибали вместе с ним.

При комплектации гребцов старались набирать людей разных национальностей с тем, чтобы им сложнее было договориться между собой и поднять восстание. Однако бывало и так: в 1621 году эскадра турецких галер готовилась выйти из Стамбула в Средиземное море. Команды пополнили гребцами из числа военнопленных и, очевидно, по недосмотру на одну из самых быстроходных галер «Летающий лебедь» попала большая группа славян. Первую остановку эскадра сделала в порту Митилини на острове Лесбос. Пока пополняли запасы воды и продовольствия, начался шторм и командующий эскадрой Касим-бей решил переждать непогоду. При этом он с частью янычар перебрался на берег. На борту «Летающего лебедя» осталось 220 гребцов и 80 солдат. В целях безопасности (по старому морскому правилу - корабли во время шторма бойтесь берегов) галеру поставили на рейде на якорях. Еще в Стамбуле у невольников возникла мысль о захвате корабля, и они стали готовиться. Соблюдая большую осторожность, подпилили цепи кандалов и ожидали только удобного случая. Стоянка на рейде, вдали от других галер, давала надежду на успех. Восстание возглавил поляк Марек Якимовский . Оружием восставшим служили разбитые кандалы. Неожиданность способствовала успеху - часть янычар сложила оружие, часть бросилась в воду в надежде доплыть до берега. Гребцы немедленно обрубили якоря и дружно налегли на весла. В погоню были посланы три галеры, но жажда свободы удесятерила силы бывших рабов, и турецкий флот потерял одну из лучших галер. Мятежное судно пришло вначале на остров Родос, а затем в Мессину и Палермо. Дальнейшая судьба гребцов неизвестна, а галера перешла в собственность неаполитанского вице-короля.

Галерные фрегаты (весельные фрегаты)

Европейский (часто - английский) корабль с ровной палубой, приводимый в движение в основном с помощью парусов, но снабженный бортовыми отверстиями для весел, позволяющими повышать скорость в случае необходимости. Его можно назвать также «фрегатом со встроенной галерой». Галера имела такую же оснастку, как и фрегат, но ее палуба находилась на одном уровне по всей длине корабля. У типичного фрегата ют и бак располагались на четыре-пять ступеней выше главной палубы.

Несколько купеческих галер, торговавших с Северной Америкой и Западной Африкой, были захвачены пиратами. В 1696 году Уильям Кидд на «Приключении» подошел к Мадагаскару и встретился с британским военным кораблем. Корабль Кидда спасся, уйдя на веслах в безветренный вечер.

На рубеже XVIII-XIX веков в русском Балтийском флоте числился 21 весельный фрегат.

Келес - небольшая быстроходная галера с прямым носом, одним рядом скамей для гребцов и, по крайней мере, одним парусом. Активно использовался пиратами на средиземноморье в IV-I веках до н.э. Несмотря на весьма небольшой трюм, греческие пираты часто пользовались келесом, отдавая ему предпочтение из-за быстроходности. Часто келес импользовался для срочной перевозки товаров (часто скоропортящихся или особо ценных).

Русские галеры

Первая в России галера была построена и спущена на воду в Астрахани в 1670 году. Весной 1696 году на Преображенской верфи была собрана двухмачтовая 16-баночная («банка» - сидение для гребцов) галера «Адмирал Лефорт» из деталей, доставленных в Россию из Голландии. По более поздней русской классификации «Адмирал Лефорт» относится к классу полугалер . По ее чертежам на Воронежской верфи к апрелю 1696 года было построено 23 однотипные галеры. А с 1697 года там же было начато строительство еще семнадцати 20-24-баночных галер.

Первая галера для Балтийского флота была заложена на Олонецкой верфи 29 июля 1703 года в присутствии Петра Первого .

Благодаря достаточно крупным размерам и хорошей мореходности некоторые галеры выполняли даже роль флагманских судов. Всего за петровский период в России было построено более 260 галер.

Артиллерийское вооружение русских галер значительно менялось со временем. Первоначально оно состояло из трех 6-фунтовых орудий на носу и 16 басов.

Постройка галер в России прекратилась в 90-х годах XVIII века. Последняя галера для Черноморского флота была построена в Таврове в 1790 году, для Балтийского - в 1796 году в Санкт-Петербурге.

Галеры - большие гребные суда с одним рядом весел. Название «галера» произошло от греческого слова «меч-рыба». Длина весел галер составляла от 9 до 13,7 м, а число гребцов на веслах достигало 5-7 человек. Скорость под веслами у галер достигала 7 уз. Галера несла 2-3 мачты (в отдельных случаях - 4 мачты) с косыми или прямыми парусами.

В русском флоте XVIII в. большие гребные суда именовались галерами, полугалерами и скампавеями. Принципиальных различий эти суда не имели. Ряд авторов считает, что скампавеи и полугалеры имели меньшие размеры, чем галеры. На самом деле в документах упоминаются скампавеи, имеющие б о льшие размеры, чем галеры. В различных документах петровского времени одно и то же судно зачастую именовали то галерой, то скампавеей. Поэтому лучший историк русского флота Ф.Ф. Веселаг о в своем справочнике объединил их вместе.

Первые 13 скампавей (по другим источникам - полугалер) были заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи.

С 1711 г. галеры строятся в Выборге, с 1712 г. - в Санкт-Петербурге, ас 1720 г. - в Або. Всего входе войны на Балтике было построено свыше 200 галер, полугалер и скампавей. Точного учета не велось, и до нас не дошли даже названия большинства галер, не говоря уж об их тактико-технических характеристиках.

Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились трех типов - французского, венецианского и турецкого «маниру». Большинство галер было «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью 1714 г. в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».

Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды. Спереди у них был слегка приподнятый кверху носовой выступ, напоминавший таран. Он назывался шпирон. К нему крепился передний конец реи (райны), державший парус тринкетовой (фок) мачты галеры. За шпироном в носовой части галер имелся помост , на котором помещались орудия самых больших калибров. Самое мощное орудие стояло в центре. Посередине галеры от носа к корме шел другой помост - так называемая куршея , служившая для быстрого передвижения людей вдоль галеры и перетаскивания грузов. Он покрывался двумя смолёными брезентами. От носа до кормовой надстройки слева и справа от куршейного помоста были скамьи для гребцов, именовавшиеся банкам и. На корме возвышалась надстройка-каюта, образованная деревянными брусами или дугами, над которыми натягивалась палатка - тендалет.

В 1710-1721 гг. в России строились 16-, 18- и 19-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.

Основным двигателем галеры были весла. Их вес достигал 90 кг, а длина - 13 м. За каждым веслом сидело от 3 до 5 гребцов, в зависимости от размеров галеры. Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.

Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.

Из-за своих конструктивных особенностей галеры не могли иметь мощное артиллерийское вооружение. Лишь на носу галеры (на помосте) устанавливались одна-три пушки среднего или крупного калибра. Первые русские галеры имели на носу одну 18-фунтовую или 24-фунтовую пушку и по бокам от нее две 12-фунтовые пушки, а полугалеры - одну 12-фунтовую и две 6- или 8-фунтовые пушки. К концу войны на некоторых больших галерах на носу ставили одну 36-фунтовую и две 18-фунтовые пушки. В отдельных случаях на носовом помосте ставились малые мортиры калибра 3-6 фунтов.

На помосте в средней части корпуса на галерах ставили 2-фунтовые и 3-фунтовые пушки на вертлюжных установках. Двухфунтовые пушки на галерах часто именовались басами. Пушки на центральном помосте предназначались не только для стрельбы по неприятелю, но и для подавления бунтов гребцов.

В первом томе «Истории отечественного судостроения» говорится: «Таким образом, все восемь галер, построенные по программе 1703 года, были мощными боевыми кораблями и представляли серьезную угрозу шведскому флоту». Комментировать такой пассаж нужды нет. Самый слабый шведский корабль (50-пушечный) вдребезги мог разнести дюжину самых больших галер.

Добычей галер могли стать лишь небольшие парусные суда, а при большом числе галер - прам или фрегат . Атакующие галеры при подходе к неприятельскому судну давали залп из носовых орудий. Затем с концов рей обеих мачт сбрасывались специальные «приступные якоря» , которыми галера сцеплялась с вражеским судном, и команда галеры высаживалась на палубу врага. Однако, как мы увидим, за всю войну со шведами галеры шли на абордаж в единичных случаях. В нашем Балтийском флоте галеры в основном использовались в качестве войсковых транспортов и десантных судов.

В Османской империи, Франции, Венеции, Швеции и других государствах гребцами обычно были каторжники . Кстати, и слово каторжник произошло от названия гребного судна «каторга» . Поначалу так и было на первых русских галерах. Так, в ноябре 1704 г. контр-адмирал Боцис составил перечень всех чинов, потребных для укомплектования галер командами. Согласно этому списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей, 150 солдат абордажных команд и 250 невольников-гребцов. Но вскоре выяснилось, что для сотен галер потребуются десятки тысяч каторжников. В бою каторжники представляют определенную опасность - в любой момент они могут учинить бунт или просто перестать грести. Поэтому Петр решил заменить каторжников солдатами пехотных полков.

Невольники на галерах ночевали между банками, как говорится, на рабочих местах. Петровские солдаты проводили так ночь только в исключительных случаях. Русские галеры редко выходили в открытое море, а обычно передвигались среди Финских шхер, где они были недоступны для шведского корабельного флота. Поэтому вечером галеры приставали к берегу, и большинство членов команды ночевало на берегу.

В апреле 1714 г. в Санкт-Петербурге на Галерной верфи спустили на воду три первых в России конных галеры (скампавеи) . Каждая такая галера предназначалась для перевозки 25 лошадей. По вечерам или на дневных стоянках лошадей выпускали пастись на берегу.

Благодаря изрезанной береговой линии Финляндии, сложному рельефу ее местности, а также плохим дорогам галеры стали оптимальным средством переброски войск.

В царствование Екатерины II на 25-баночных галерах на 1 весло приходилось 5- 6 гребцов, на 22-баночных - 5 гребцов, на 20- и 16-баночных - 4 гребца. На 20-баночных галерах всего 160-200 гребцов, на 16-баночных - 128 гребцов.

13 скампавей. Длина по килю 17,4 м, по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м. По другим источникам, это полугалеры. 1 мачта. 10-12 балок. Заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи, спущены в 1704 г. Строитель Я. Кол.

Галеры типа «Святой Пётр» (7 единиц). 16 банок. Длина 35-39,2 м. Ширина 4,9- 6,7 м. Осадка 1,1 м. 2 мачты. Построены на Олонецкой верфи.

«Святой Пётр». 19 пушек. Заложена 29 июля 1703 г., спушена 21 мая 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Золотой Орёл». 19 пушек. Заложена 22 октября 1703 г., спущена 10 июня 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Святой Фёдор Стратилат». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 18 июня 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Александр Македонский». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 25 июля 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Надежда». 18 пушек. Заложена 3 декабря 1703 г., спущена 24 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Любовь». 18 пушек. Заложена I октября 1703 г., спущена29 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Вера». 18 пушек. Заложена 22 октября 1704 г., спущена 17 июля 1705 г.

«Наталья». 21 банка. Длина 53,64 м. Ширина внизу 3,66 м, вверху - 7,62 м. Осадка 2,59 м. Заложена 8 февраля 1708 г. на Олонецкой верфи.

Строитель Н. Муц.

Вооружение: I-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12 басов на вертлюгах.

Галеры типа «Святая Анна» («Святая Анна», «Святой Александр», «Святой Фёдор Стратилат»). 20 банок. Заложены в 1710 г. на Выборгской

Верфи, спущены в 1711г. Строитель Ю.А. Русинов.

Вооружение: 1 - 12-фн пушка, 2-6-фн пушки.

13 скампавей. Заложены в 1710 г. на Выборгской верфи, спущены в 1711 г. Boo ружение: 1-6-фн пушка, 2-3-фн пушки, 4 фальконета. Строитель Ю.А. Русинов.

50 скампавей. Заложены в октябре 1712 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1713г. Строитель Ю.А. Русинов.

В том числе: «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст».

30 скампавей . Заложены в сентябре 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

30 скампавей. Заложены 6 июня 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Н. Муц.

1 большая полугалера. Заложена 15 октября 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущена в мае 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

«Вальфиш» («Кит» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г . Хранилась в память о Ганугтской победе на берегу в Кронверкской гавани . К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от27 августа 1742 г. была разобрана.

«Геден» («Щука» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Грипен» («Грифон» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Лаксен» («Лосось» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутскогосражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению

Адмиралтейств- коллеги и от 27 а шуста 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Трана» («Серый журавль» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Эрн» («Орел» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-36-фн и 14-3-фн пушек.

7 больших полугалер . Заложены в октябре 1714 г на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1715 г. Строитель Ю.А. Русинов.

26 малых полугалер. Заложены в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1715 г.

7 больших полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1716 г.

14 малых полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1716 г.

В документах встречаются названия 23 полугалер, построенных в 1716 г. в Петербурге: «Ангужигули», «Бавуло», «Бачан», «Вырезуб», «Дунжело», «Кабан», «Капороцул», «Колпица», «Лобра», «Лосось», «Лох», «Минуло», «Морж», «Нева», «Осётр», «Пескарь», «Райна», «Севрюга», «Соловей», «Стерлядь», «Хорнус», «Шерешпёр», «Эхт».

20 галер. Заложены в 1716 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1717 г.

В том числе: «Анстиза», «Дельфин», «Коломарь», «Колумба», «Лауст», «Раза», «Своило», «Сепа», «Скобра», «Фолно», «Шубра».

Галеры «Багуля», «Голубь», «Зуй», «Канарейка», «Лангвила», «Орёл», «Треска», «Ферикс». Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1719 г.

20 галер. Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1720 г.

В том числе: «Виктория», «Гарбора», «Констанция», «Постоянство», «Сёмга», «Щёголь».

10 конных галер. Заложены в Або, спущены в 1720 г.

В документах встречаются названия 11 конных галер постройки 1720г.: «Ворона», «Копчик», «Ларузет», «Мушула», «Пасарим», «Пица», «Пустельга», «Реполов», «Сойка», «Судак», «Утка».

Конные галеры предназначались для перевозки лошадей.

«Двина». 15 пушек. 25 банок. Длина 48,5 м. Ширина 9,6 м. 3 мачты. Построена в С.-Петербурге в 1721 г. по «венецианскому маниру» . Вооружение: 1-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12-3-фн фальконетов.


Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.