Если просить бога он поможет. Как просить помощи у бога

Наш мир Святая Церковь сравнивает с бурным потоком, большой водой, называя жизненный путь «житейским морем». Мы в нем - маленькие утлые суденышки, брошенные посреди океана.

Но милосердный Бог мудро устроил дело нашего спасения, Он оставил нам, через Сына своего, истинную веру и истинную Церковь.

Каждый человек может помолиться, чтобы Господь помог ему справиться с трудностями и невзгодами, достойно пройти жизненную пучину и войти в тихую гавань Царства Небесного.

На пути нас подстерегает великое множество трудностей и опасностей - безденежье, неуверенность в завтрашнем дне, страх за близких, - редко кому удается избежать этих бушующих волн. Помощи Бога требует слабый и немощный человек, и получает от Бога избавление и облегчение, стоит только помолиться искренне, и попросить, чтобы Он помог.

Молиться действительно можно обо всем (кроме причинения вреда, и вообще всего того, о чем не поворачивается язык просить Царя Небесного). Лучше же всего молиться о предании всех своих чаяний в руки Господа - что мне полезно, то пусть и призойдет.

Как правильно молиться?

Учитывая многообразие жизненных ситуаций, в которых человек может помолиться Богу о помощи, Молитвослов содержит большое количество разнообразных молитв - от оберегания от нечистой силы, от скорби и немощи, от болезней, от врагов - нет числа молитвам, словами которых можно попросить, чтобы Господь помог в каком-либо деле.

Молиться Богу нужно всегда с благоговением, понимая серьезность такого обращения, сознавая свою недостойность и Его снисходительность.

Даже если Вы просите о помощи, не зная слов молитвы, но при этом очень желаете, чтобы Господь помог вам, он поможет.

Самая искренняя и горячая, а значит, наиболее угодная Богу молитва, содержит, как правило, слово «пожалуйста», хотя молитвослов его и не упоминает. «Пожалуйста » - значит, Вам действительно нужна помощь, у Вас нет времени искать слова молитвы в книге или в памяти.

Молитва Господу Богу

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и
тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва Богу о помощи - не панацея и не магическое заклинание, относитесь к ней соответственно. Молиться можно всегда и везде, для этого нет необходимости покупать определенное число свечей, расставлять их в определенном порядке и производить иные странные манипуляции.

Нельзя молиться о злом, нельзя просить Бога помочь совершить нехорошее дело, кому-то навредить, кого-то покарать. Бог сам знает, кто чего стоит, и кто чего достоин - подсказывать ему нет никакой необходимости, тем более не стоит требовать «справедливости».

Чего ждать от молитвы?

Молитва Господу о помощи обычно не остается без внимания. Если Вы решили помолиться - не думайте, что результат будет мгновенным. Это не магия и не чары - Бог помогает своими способами, учитывая Вашу наибольшую пользу. Если сейчас Вам не будет полезно то, о чем Вы упорно просите, о чем решили помолиться - не искушайте судьбу, не гневите Творца.

Нужно проявить смирение и покорность Святой Воле Господа, молиться о даровании Вам мудрости для лучшего понимания действительности, просить в молитве о способности отличения полезного от неполезного, истинно доброго от лишь притворяющегося добрым.

Некоторые люди рассказывают о таком последствии молитвы, как «благодать» - специфическое внутреннее ощущение.

Это действительно возможно. Описать и объяснить благодать невозможно - ощущение свободы, покоя, умиротворённости, невозможно спутать ни с чем. Вы сами поймете, если ощутите ее, в храме или после молитвы. Но и здесь нужно быть очень осторожным, нельзя обманываться - молитва, как было уже неоднократно сказано, не оберег, а гордыня от собственной избранности и благодатности - проторенная дорожка в душу для бесов.

Молите смиренно Бога о помощи и содействии, и поменьше копайтесь в своих ощущениях - Господь Вас не оставит и поможет в любом Вашем добром начинании!

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то "окопай меня", то "побели меня", то "напои меня", то "отведи излишнюю влагу от меня", то "заслони меня от жаркого солнца", то "дай мне больше света". А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: "Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!"

Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а
доброй - только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.

И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним
видом ничьего внимания не привлекала.Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды,
которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина,
укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: - Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и
сделала - стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.

Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. "Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!" - говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину - Богу, "Господину жатвы", о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте."Господь наш есть Господь Даритель", - говорит святой Иоанн Златоуст. Он
любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: "Ищите прежде всего
Царствие Божие, а остальное вам добавится". И еще Он велит: "Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется". И еще Он говорит: "Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!"

Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем - Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы
просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.

Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь!.." Но эта молитва в "Отче наш" стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага - из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости
Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как
миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить
Бога.

КАК ПОПРОСИТЬ БОГА О ПОМОЩИ

Что мы знаем о Боге?
Как научиться молиться?
Как понимать Евангелие?

Язык, на котором люди говорят с Богом

епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

В моей жизни был один эпизод, о котором я не хотел бы подробно рассказывать. В общем, я попал в беду, и беда была серьезная. Я сам был в этом виноват. И вот, мне надо было быстро бежать, чтобы меня не догнали. Я бежал и просил сам не знаю Кого, чтобы Он мне помог.

Он помог и я убежал. Я убежал, и вся эта история не имела потом в моей жизни никаких последствий, что кончено было чудом, потому что это могло кончиться для меня очень печально, и след остался бы на всю жизнь потом.

Чтобы попросить Бога о
чём-то, нужно с Ним хотя бы немного познакомиться

Но прошло немного времени и это мое первое обращение к Богу забылось. Я опять перестал в Него верить, перестал Его о чем-либо просить. Уже позже, когда вера коснулась моего сердца, я стал просить Его уже регулярно. И, должен честно сказать, что не всегда был услышан.

Помню, как на кухне коммунальной я встал на колени, лбом уперся о кухонный столик, и не просил, а требовал от Него, чтобы Он наконец-то открылся мне и явил Себя. Ответом было полное молчание...

Бог отвечает не так, как мы ожидаем. Бог – это не просто тянуть какой-то жребий с записанными бумажками «да» или «нет». Он не скажет ни «да», ни «нет», а скажет по-другому. Бог может ответить так, чтобы вывести нас из условий, в которые нас поставила та или иная проблема, и нам не нужно будет отвечать на наши вопросы.

Бог действует в каждой человеческой душе, и каждая душа, как бы она ни была закрыта грехом, для Него открыта. Он иногда отвечает тем, что просто снимает наши вопросы. Иногда приходит мысль, я думаю, что от Него, конечно. И эта мысль вдруг поясняет то, что мы хотели бы очень понять. И оказывается, что надо задать вопрос по-другому. Оказывается, что и вопроса нет. В моей жизни так часто бывало, что получив ответ на какой-то вопрос, я потом снова задавал следующий вопрос. Мое понимание мира, себя, Бога выходило на какой-то новый уровень, - и Бог снова отвечал.

Но нужно помнить, конечно, что отношения с Богом не могут быть похожи на отношения с продавщицей в магазине : я молился, я спросил – мне ответили, я попросил, заплатил, сделал что-то: сделал поклон, прочитал три акафиста, поставил свечку, перестал курить, и Бог обязательно должен ответить на мой вопрос. Нет. Бог - Он не ровня нам. Мы не можем с ним строить отношения панибратски, мы не можем похлопать Его по плечу, не можем между делом потребовать ответа на какие-то свои вопрошания. Он Бог. Он – ДРУГОЙ. Не такой как мы.

Само слово «святой», которое мы прилагаем к Богу, означает «иной». Он совсем иной, чем все то, что есть в этом мире. Он иной, чем мы. Иной, чем солнце. Иной, чем наше понимание красоты, наше понимание любви и справедливости. И для того, чтобы понять его, услышать его, нам самим надо стать хотя бы немного иными - святыми, хотя бы чуть-чуть. И когда человек старается стать иным, другим, в чем-то подобным Богу, тогда у него получается с Богом беседовать. Тогда он начинает в тишине и в молчании слышать Его ответы, которые приходят иногда через слова других людей, приходят как неожиданное разрешение какой-то трудной ситуации или как ответ через какую-то книгу, или иным образом. Но вот жить в этом постоянном общении с Богом, конечно, нужно, важно и необходимо. И нельзя его о чем-то попросить, а потом о нем забыть. Можно жить с ним и тогда он сам будет давать тебе все то, что тебе нужно, и даже без твоих вопросов. Он сам знает твою нужду. Это не значит, что мы ни о чем не должны просить: кончено, мы можем попросить его, и должны выражать перед ним свои чувства, свои желания открывать, ожидая от него, что он сделает все, что полезно для нас, как он это понимает, а не так как мы. В этом случае можно надеяться на ответ.

Конечно, для того чтобы попросить Его о чем-то, нужно с Ним хотя бы немного познакомиться . Нужно узнать о том, как в Него веровали святые люди, которые жили прежде нас. Что они знали о нем? Он открывал себя особым людям, людям святым. Эти откровения записаны в Библии, об этих откровениях говорят жития святых. О том, как Он пришел на Землю и стал явным для всех, нам говорит . И поэтому очень важно узнавать об этом из этих священных текстов: из Библии, Евангелия, из творений и житий святых. Очень важно узнавать об этом и постараться приложить это к своей жизни, постараться понять, как мне нужно жить, чтобы мне тоже стало явно то, что видели, ощущали они, что было им открыто. Как мне жить, чтобы тайна веры открылась мне, чтобы я к этой тайне приобщился?

Очень важно, конечно же, всегда помнить о том, что всякое дело нуждается в усилии, чтобы научиться. Ну, нельзя, скажем, сесть за рояль и сыграть какую-нибудь там симфонию Баха, какие-нибудь этюды Шопена, вряд ли получится. Чтобы научится играть на фортепиано, надо потратить долгие годы. Чтобы научится иностранному языку, нужно жить среди людей, которые этим языком владеют. Мы, живя среди людей, далеких от Бога, не владеем языком общения с Богом – этим языком владеют святые. И поэтому очень важно учить тексты, записанные святыми. Если мы учим английский язык, мы учим наизусть топики, читаем тексты на английском, слушаем, как говорят англичане, стараемся подражать их интонации. И эти тексты как бы входят в нас, и мы начинаем говорить по-английски.

Также и тексты молитв, которые нужно, конечно, обязательно читать, для того, чтобы научится языку, на котором нужно говорить с Богом . У этого языка есть свои правила. Они не подобны правилам грамматики, но они есть. Эти правила достаточно простые, все эти правила содержатся в одной молитве «» . Когда Христа – Бога, пришедшего на Землю, спросили: «Как нужно молиться?», - он сказал «Молись так» и прочитал молитву «Отче наш». Сама эта молитва есть учебник разговорного языка, с Богом, есть учебник молитвенного обращения к Богу. Сама последовательность прошений, семи прошений этой молитвы, объясняет, о чем нужно просить в начале, а потом в конце. Она учит, от кого мы должны обращаться к Богу: не от себя, а от всех людей, которые живут на Земле. Это очень важная и самая главная молитва, читать которую нужно каждый день.

Есть и другие молитвы, которые составлены святыми. Составители молитв, святые люди, не просто сидели, думали и записывали всё то, что им приходило в голову, выдумывали какие-то слова. Через них говорит Сам Бог . Когда человек молится, то Сам Бог помогает ему в молитве, и он молится в Духе Святом. Вот эти замечательные, удивительные слова, лучше глубже и мудрее самых прекрасных стихов. Эти слова преисполнены удивительной силы. Эти слова, в которых сокрыта глубочайшая мудрость, конечно, их нужно обязательно повторять, заучивать наизусть, читать их каждый день, чтобы они вошли в плоть вашей души. Это поможет нам научиться правильному общению с Богом , поможет нам освоить этот правильный язык, на котором можно с Богом говорить.

Молитва - это дыхание души, молитва – это жизнь будущего века. И если мы хотим войти в радость вечной жизни после смерти, мы должны уже здесь приобщиться к этой радости, ее полюбить. Для современного человека это не так просто. Но, если трудится, если стараться молиться всегда, если читать утром и вечером молитвенные правила, если ходить в храм по воскресеньям, тогда душа приобщится к этой радости. Той радости, ради которой многие мудрые святые люди оставляли мир, уходили в пещеры, чтобы ничто не мешало им молиться Богу. Приобщиться к этой радости можно и нужно. И конечно, это получится и у вас, если вы попробуете .

Протоиерей Андрей Ткачев:

«...Если Вы чувствуете, что Вам нужна помощь - зовите Бога, верьте Ему, расскажите, что Вас тревожит, и Он Вас услышит. Но, получив просимое, будьте готовы менять жизнь на встречу Ему... »

Протоиерей Андрей Ткачёв о том, как получить помощь от Бога

Священник Пётр Иванов: «Хотите увидеть чудо?»

Что нужно для счастья? Божии заповеди блаженства

На одной встрече с детьми, родителями и учителями я начал им рассказывать про заповеди, которые нам дал Бог. На встрече было 39 человек в возрасте от 8 до 60 лет. Все вместе они сумели назвать только 6 заповедей. В основном, это были ветхозаветные заповеди: «не убий», «не укради», «не завидуй». Я уже не удивляюсь тому, что почти никогда даже те люди, которые посещают церковь, не называют заповеди, о которых говорится в Евангелии. А ведь это заповеди, без исполнения которых невозможно настоящее счастье. Они так обычно и называются - заповеди, данные нам для достижения радости, счастья в высшей степени - БЛАЖЕНСТВА; или их называют кратко - ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА (см.: Мф. 5, 3 – 11). Удивительно! Все хотят быть счастливыми, а этих правил, данных Богом, Который открывает секрет достижения счастья, не знают и не выполняют!

Первая заповедь звучит непонятно. Я ее прочитал впервые в 10 классе, ничего не понял, но она мне показалась очень красивой, хотя и очень таинственной: БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ (Мф. 5, 3). С момента моего знакомства с ней прошло больше 45 лет, и я прочитал очень много, чтобы понять ее смысл, но не могу сказать, что понял до конца. Не могу сказать, что я ее исполнил. Хотя Господь, попуская скорби и болезни, и помогает нам выполнить ее. В этой заповеди Богом заложен очень глубокий смысл, и разные святые и мудрые люди по-разному объясняют его. Я постараюсь рассказать только о самом любимом мною толковании этой заповеди. Она говорит о том, что счастливы люди, чей дух - высшая часть души - не привязан ни к чему земному. Нищ от всего земного. Только тогда духу человека открывается Царство Небесное, высшая радость и совершенное счастье.

«Блаженны нищие духом!» Не «духовно нищие», а «нищие духом». Если мы чем-то обладаем, это «что-то» обладает нами. Если у тебя в руках два чемодана с вещами, ты не можешь на лугу собирать цветы. Не можешь взять за руку ребенка, не можешь никого обнять. Как-то в «Клубе кинопутешествий» я видел сюжет про то, как где-то в Африке, или Полинезии, ловят обезьян. В высушенной тыкве делают небольшую дырочку и кладут туда какое-нибудь обезьянье лакомство. Тыкву крепко привязывают к дереву. Обезьяна запускает руку в тыкву, но дырочка очень маленькая и обратно ее лапка с зажатой в кулачке приманкой не пролезает. Глупая обезьяна не разжимает руку даже тогда, когда видит охотников, которые ее ловят. Так и мы привязываемся духом к житейским радостям, и наша душа не хочет расстаться со своими привязанностями даже под угрозой смерти. Как нищие на улицах просят милостыню, так и человек, осознавший свою духовную недостаточность, просит милости и дара Духа у Бога. И он блажен, потому что Милостивый Бог «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13). Чаще всего, когда объясняют смысл слов «нищие духом», говорят, что это – смиренные; те, кто видят свою нищету, свою недостаточность. Святые отцы говорят, что если ты увидел свои грехи, как песок морской, - ты положил начало своему спасению. Вот как они объясняют, почему путь к настоящему счастью начинается с исполнения этой заповеди.

Как научиться любить Бога

Новозаветные заповеди отличаются от 10 ветхозаветных своей формой. Если в Ветхом Завете заповеди - это требование, почти приказ - «не убий!», не укради!», «помни!», то в Новом Завете Бог призывает нас, но не требует. Он не говорит: «будьте нищи духом!», «плачьте!», «будьте милостивы!». Он говорит о счастье тех, кто исполняет Его слова. Есть в Евангелии место, где Он говорит о горе тем, кто не слушает Его: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… » (Мф. 23, 13). Чтобы выполнить приказ, нужно усилие воли. За неисполнение приказа может грозить наказание. А как отозваться на призыв? Не страх, а любовь ко Христу может помочь. Как научиться этой любви? Не любви к ближнему, которого ты видишь; о нуждах, которого ты знаешь; а любви к Богу? Заповедь о любви к Богу больше, чем заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф 27, 37-38). Как полюбить Того, Кого ты не видишь? Того, Кто не нуждается ни в чем? Это не любовь-жалость, не любовь-сострадание; а любовь-преклонение, любовь-восхищение. Чтобы любить, надо знать Того, Кого ты любишь. Как можно говорить о любви к Богу тем, кому неведом Христос? Бог словами одного великого русского святого обращается к тем, кто не хочет знать Его:

Почему ты, человек, Меня оставил?

Почему от тебя Возлюбившего отвратился.

Почему снова пристал к врагу Моему?

Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.

Вспомни, что ради тебя Я Плотью был.

Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.

Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем.

Вспомни, что ради тебя Я смирился.

Вспомни, что ради тебя Я обнищал.

Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил.

Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел.

Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны,

Заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием,

Страдания принял.

Вспомни, что ради тебя Я «к злодеям причтен» (Лк 22:37).

Вспомни, что ради тебя Я поносною смертью умер.

Вспомни, что ради тебя Я погребен был.

Помощи ли ищешь?

Кто поможет, кроме Меня?

Врача ли ищешь?

Кто исцелит, кроме Меня?

Веселия ли ищешь?

Кто увеселит, кроме Меня?

Утешения ли в печали ищешь?

Кто утешит, кроме Меня?

Покоя ли ищешь?

У Меня обретешь покой душе твоей.

Мира ли ищешь?

Я есмь мир душевный.

Жизни ли ищешь?

У Меня источник жизни (см. Пс.35:10).

Света ли ищешь?

«Я- Свет миру» (Ин.8:12).

Истины ли ищешь?

Я - «Истина» (Ин 14:6).

Пути ли ищешь?

Я - «Путь» (Ин 14:6).

Вождя ли к небу ищешь?

Я Вождь верный.

Итак, почему не хочешь прийти ко Мне?

Приступить ли не смеешь?

К кому удобнее приступ?

Просить ли опасаешься?

Кому Я просящему с верою отказал?

Грехи ли не допускают тебя?

Я за грешников умер.

Смущает ли тебя множество грехов?

Более у Меня милосердия.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Свт. Тихон Задонский. Откровение Господа. Христос грешную душу к себе призывает.
Текст приводится в сокращении.

Милосердие - выражение любви к Богу

Блудница принесла ко Христу драгоценное миро и отерла Его ноги своими волосами, а что можем мы?
Как мы можем выразить свою любовь к Богу?

Проповедь епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в Великую Среду

Как узнать волю Божью? (+ видео)

Воля Божья - это то, что Бог хочет нам открыть. Нам кажется, что воля Божья - некая тайна за семью печатями, и мы добиваемся ее узнать, а Бог хочет как-нибудь скрыть ее от нас.

На самом деле воля Божья - это то, что Бог хочет открыть нам и открывает. Не то, что мы живем, а есть некая воля Божья, которая является тайной и секретом, и мы потеем, стараемся узнать ее. Хотя, в каком-то смысле, может быть, Бог и хочет, чтобы мы решили трудную задачу, приложив усилия. Тем не менее воля Божья - это то, что открывается легко. И недоступна она нам, потому что мы отворачиваемся от нее.

Главным условием познания воли Божьей является отказ от своей собственной воли. Вот в чем смысл послушания. Вот почему ребенок должен слушаться своих родителей - он должен научиться отказываться от своей воли, невзирая на то, какие у него родители - благочестивые, неблагочестивые, умные, глупые. Почему жена должна слушаться мужа, невзирая ни на что? Я иногда спрашиваю женщин, когда они на исповедь приходят, пожилая женщина приходит, спрашиваю: как вы, слушаете мужа? «Ну вот, стану я этого старого дурака слушаться». Но какой бы он ни был - он же муж.

Когда учишься слушаться кого-то – учителя, мужа, родителя, духовника - ты отказываешься от воли своей.

Многие послушники уходили к очень строгим духовникам. И строгость их духовников восполняла их жажду страдания, жажду послушания, жажду засвидетельствовать перед Богом свою готовность даже до крови пострадать и отказаться от своей воли.

То есть начинать познание воли Божьей нужно с умения отказываться от своей воли. Если человек не умеет отказываться от своей воли, если она сохраняется у него, то никакие средства ему не помогут. Бог наоборот будет скрывать от него Свою волю. Потому что если он узнает Его волю – будет противиться ей. Как любящий Отец, Он не хочет нас подвергнуть более строгому наказанию за то, что мы знали, но не сделали. Он лучше это скроет от нас, чтобы мы не знали, чтобы меньше нас наказывать.

Если же человек отказывается от своей воли, то воля Божья открывается ему часто. Даже ребенок может возвестить Его волю. Он может узнать волю Божью из чтения Евангелия, из слов духовника. И – это самое важное, наверное, здесь – есть, конечно же, особые старцы, особые святые, которым открыта воля Божья. Явно открыта.

Таким старцем был отец Павел Троицкий, о котором, может быть, нужно будет как-то вам рассказать. Когда он был жив, мы получали от него письма, в которых было ясно написано: в этом воля Божья. Сделать то-то и то-то. Нет воли Божьей на этот брак. И мы знали, что это действительно так. И когда человек поступал по-другому, то с ним случались всякие несчастья, беды. Очень легко было узнавать волю Божью таким образом. Но и страшно. Потому что воля Божья вполне может противоречить нашей воле.

Но отец Павел не всегда открывал эту волю Божью своим посулом. Такая вот есть в Москве, в Зачатьевском монастыре, игуменья Иулиания. Когда-то она была Машей и работала медсестрой в отделении детской реанимации. И она решила выйти замуж. Ее благословил духовник, благословили родители, и она не спросила отца Павла, есть ли на это воля Божья. Она написала ему письмо, где сообщала о том, что происходит, и он ей написал: я буду за тебя молиться, но только ты своему мужу будущему не говори ничего обо мне. Он не написал, что есть воля Божья на этот брак. Она его не спросила, он и не написал. Потому что воля Божья открывается тому, кто ее ищет.

Ну, она очень мучилась, эта Маша. Мучилась и не знала, как ей быть. И написала все-таки письмо, хотя два раза у отца Павла нельзя было спрашивать одно и то же. Написала ему - есть ли воля Божья? Отец Павел ей ответил, что он долго молился Богу, он просит прощения у нее, у ее родителей, у ее духовника, он понимает, что он их очень расстроит, но воли Божьей на брак нет.

После этого она отказала своему жениху. И вот, после этого она стала спрашивать отца Павла, как ей дальше быть: можно ли ей знакомиться с молодыми людьми, можно ли думать о замужестве? И он ей написал: ты сама ни с кем не знакомься, но если что-то предложат, то можно поговорить об этом. В конце концов она его спросила, есть ли воля Божья ей вообще выходить замуж? И он ей написал, что вообще-то тебе воли Божьей выходить замуж нет. Почему? Потому что она должна была стать игуменьей Зачатьевского монастыря. Но открылось это не сразу.

И нам Бог не сразу открывает – это скорее не воля Божья, это более широкое понятие – наше предназначение, не сразу открывает наше будущее. Если бы кому-то из вас открылось все то, что придется претерпеть в жизни, вы, наверное, впали бы, может быть, в уныние какое-то или еще что-то. Так что это постепенно открывается.

И вообще, как яблоко едят по кусочкам, так и человек постепенно приобщается к духовной жизни. Но когда есть такой старец, то, конечно, волю Божью можно узнать. Когда такого старца нет, то тогда узнавать волю Божью помогает нам Евангелие, помогает нам духовник.

Почему вот мы говорим, что хорошо бы, чтобы был духовник. Я когда служил в Москве, то говорил нашим сестрам, которые учились у нас в училище, и они знали ответ на все недоуменные вопросы. Вот они спрашивали: «Что делать, если там вот то-то и то-то? А как поступить, если то-то и то-то случается?» Они всегда знали, что ответ такой: «Нужно спросить у духовника».

Но теперь здесь, в Смоленске, я мало знаю духовников и не могу вам сказать, что о чем-то нужно спросить у духовника. Как-то я стал в этом сомневаться в последнее время, что священник, у которого ты исповедуешься – не духовник, не духовный человек, а любой священник, у которого ты исповедуешься, – даст тебе ответ на этот вопрос. Поэтому я тоже так отвечать не советую, дорогие друзья.

Воля Божья узнается, исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать, и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается - верим, что нет.

Но, конечно же, бывает так, что ты сначала думаешь, что воли Божьей нет, потом начинаешь думать, что все-таки есть. И потом опять. И, так бывает, много раз меняется твое мнение об этом. Поскольку мы люди не духовные, переменчивые, у нас от нашего настроения зависит решение, есть ли воля Божья на то или на другое.

Но одно нужно сказать, что узнавать волю Божью нужно учиться.

Отец Павел писал письма отцу Всеволоду Шпиллеру. И в этих письмах тоже очень часто писал: воля Божья есть на то-то, воли Божьей нет на это. И эти письма читал сын отца Всеволода Ян Всеволодович Шпиллер – дирижер такой был. И вот однажды он нашел такую книгу, которая называется «Илиотропион», и решил ее прочитать и уж научиться узнавать волю Божью.
А отец Павел ему написал, что воля Божья не узнается из книг, тем более молодому человеку воля Божья так не откроется.

Мы можем успокоится на том, дорогие друзья, что мы должны стремиться познавать волю Божью. Как ее познавать? Вот если нам предстоит что-то сделать, и мы не знаем, так поступить или нет - во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны. Жить или умирать, болеть или выздоравливать, выходить замуж или не выходить или еще какой-то другой вопрос мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений.

И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать.

Я не уверен, что мы всегда поступим по воле Божьей. Но все-таки в этом делании, отказе от своей воли, молитве к Богу, вспоминании каких-то Евангельских слов – в этом возникает некая опытность, некое умение различать, что плохо, а что хорошо. Но дается это не сразу - есть некий путь.

Чтобы узнать волю Божью, нужно прожить долгую жизнь, наверное, научиться отказываться от своей воли, научиться молиться. Тогда воля Божья откроется.

Но, конечно же, если мы хотим научиться исполнять волю Божью, еще очень важно - исполнять то, что уже нам известно как воля Божья.

Молиться по утрам есть воля Божья? А что же мы этого не делаем иногда? Есть воля Божья не гневаться? Но мы же часто гневаемся. Есть воля Божья поститься? Нельзя нарушать пост. Есть воля Божья не сидеть в интернете до середины ночи? Ясно, что есть воля Божья.

Если мы будем то, что нам уже известно, исполнять, тогда Господь, конечно же, откроет нам волю Божью и в других случаях. А если мы то, что нам известно, не делаем - то какая же это воля Божья?
И закончу эти пространные рассуждения о воле Божьей одним интересным случаем, который был у нас на Афоне. Мы как-то с отцом Владимиром Воробьевым и с отцом Анатолием Фроловым пошли из монастыря Заграф в монастырь Хиландар.

Спросили, какая туда дорога, выбрали неправильный путь и смело пошли по нему, думая, что мы находимся на правильном направлении. Нам встетился какой-то человек, одетый в мирскую одежду. Это был болгарский священник – там многие болгарские священники приезжают в монастырь немного подработать. Он спросил нас, куда мы идем, мы сказали, что в Хиландар. Он сказал, что мы не по той дороге идем, не успеем, монастырь закроют, и нам придется ночевать на улице. Нам надо вернуться обратно.

Но мы, совершенно уверенные, что идем по правильной дороге, потому что нам указали, стали говорить, что это не так, что мы идем туда, стали с ним спорить. А он хотел нам помочь и стал спрашивать: ну, как так? на что же вы надеетесь? И один из нас сказал: «Надеемся на волю Божью». И он нам на это ответил: «Какая дуракам воля Божья?»

Ну, дуракам – в смысле людям не смиренным. Дураки, конечно, разные бывают. Смиренный дурак лучше любого гордого умника.

Поэтому, конечно, если мы хотим узнать волю Божью, нужно напрягать свой ум, приобретать смирение и уметь отказываться от своей воли. Тогда, конечно, воля Божья обязательно откроется.

О МОЛИТВЕ

Бог слышит молитвы тех, кто помогает своим близким (+видео)

«Если мы, помогая кому-то в больнице или на улице, не обращаем внимание на человека, который находится рядом, мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать великие дела, забывая о малом, но необходимом».

Мне недавно, дорогие братья и сестры, подарили очень хорошую книгу, которую я всем вам рекомендую прочитать. Может быть, кто-то из вас ее уже читал. Это 6 том поучений старца Паисия: «Поучение о молитве ». В этой книге есть замечательный рассказ о том, что такое молитва, что ей мешает и что нужно сделать, чтобы сердце согревалось молитвой. Чтобы сердце вышло из того состояния окаменения, в котором оно часто у нас находится.

Старец Паисий рассказывает, когда он жил в монастыре он помогал в трапезной. А в этом монастыре был один старый монах, который часто просил принести ему еду в келью, так как сам ходить в трапезную не мог. Когда старец Пасисий стал это делать, один брат который давно там жил стал ему говорить, что так делать нельзя, потому что он разбалует этого старого монаха. Раньше тот старый монах все время его просил то одно то другое и не давал помолиться в келье - все время стучал ему в стенку и говорил: «окажи любовь - принеси мне поесть, окажи любовь - накрой меня одеялом, окажи любовь - помоги повернуться, окажи любовь - принеси мне кирпич». Горячие кирпичи у них использовались вместо грелок в холодное время. Молодой монах пожаловался Паисию, что совсем в итоге не мог исполнять свое молитвенное правило, потому что старик его все время отвлекал. А старец Паисий на это говорит, что безумные слова говорил ему тот монах. Ведь в молитве он просил у Бога милости, обращался к нему, просил, а сам, когда Господь обращался к нему через немощного старика, он отказывал Богу и не хотел отзываться на Его призыв.

И еще один замечательный случай рассказывает старец Паисий, о том когда молитва начинает действовать. Когда Паисий был на Синае. Несколько лет не было дождя. И монахи много молились о ниспослании дождя, но его все не было. Однажды они работали в саду и бедуины помогали обрезать ветви у олив. Когда они закончили свою работу, монахи взяли себе для растопки толстые ветки, а тонки оставили. Бедуины стали просить эти тонкие ветки себе для того, чтобы разогревать еду. Но монахи им отказали. А на следующий день будущий старец Паисий, тогда наверно еще молодой монах, пожалел бедуинов и отдал им эти тонкие ветки. Тогда один из бедуинов сказал ему, что вечером будет дождь. И не успел Паисий войти в монастырь, как пошел обильный дождь. Старец Паисий пишет, что тогда Бог слышит на ши молитвы, когда мы слышим просьбы наших близких, когда мы им не отказываем в помощи.

Среди нас есть много людей, которые даже не слыша просьб о помощи идут туда, где эта помощь нужна - в детские дома, в интернаты, в больницы. Это, конечно, очень хорошо. Но нужно слышать просьбы и того человека, который находится рядом с тобой. От нас не требуется ходить по городу и искать людей, которым надо помогать. Есть люди, которые чувствуют к этому особое призвание и это хорошо. Но, конечно же, это дело далеко не для всех и от этого не зависит наше спасение. Но если мы не обращаем внимание на человека, который находится рядом, помогая кому-то в больнице или на улице, мы забываем, что наши близкие тоже нуждаются в нашей помощи. Нуждаются в утешении, нуждаются в добром слове, нуждаются в улыбке, нуждаются в ободрении, нуждаются в ответе на их вопросы, нуждаются в поддержке. Тогда мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать какие-то великие дела, но забываем о самом малом, о том что необходимо.

Мы с вами живем одной общиной, живем одной семьей и мы с вами должны быть ближе друг к другу, чем наши родственники по плоти, которые не ходят в храм. Но к сожалению, нельзя сказать, чтобы эта любовь была между всеми нами. Есть у нас и ссоры, и осуждение, и недовольство друг другом. Мы не умеем друг друга любить. За это, прежде всего, нам нужно просить друг у друга прощения. Потому что ближе тех людей, которые сейчас собраны в храме, у нас никого нет. Конечно, у кого-то есть муж или жена, есть венчаный брак и малая церковь. Конечно, у многих есть дети. Но все-таки те люди, которые ходят с нами в храм, в одну общину, которые причащаются с нами из одной Чаши, которые молятся рядом с нами годами и видят дивные дела Божии, получают от Бога помощь, провожают родственников умерших, присутствуют на крещальных литургиях - эти люди для нас очень близкие. Мы должны думать о том, как им помочь, как их порадовать.

В 21 веке жизнь, конечно, не простая. Не простая жизнь в этом городе. И неизвестно что нас ждет дальше. Нас постигнут и скорби и трудности и если мы не будем друг друга любить, не будем друг о друге помнить, не будем друг друга радовать. Грош цена тогда всей нашей вере и грош цена всему нашему милосердию. Потому что если в душе осуждение, ирония и насмешка над другими. Если в душе нет теплоты, сострадания, сочувствия, нет радости от того, что вы вместе - тогда в ней нет любви. Любовь - это радость. Путь к этой радости трудный. Не всегда человек, который рядом, нас радует. Но нужно учиться этой радости, нужно молиться о ней. Увидеть в нем тот Образ Божий, который есть в каждом человеке.

«ОТЧЕ НАШ»: что стоит за словами молитвы

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго»

Тайная молитва

Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне...» (Мф. 6, 6).

Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом. Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии - есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам - каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.

Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7 – 8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны, - в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.

Наш Отец

Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На Литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «...и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.

Смиренно, с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» - называем Бога Отцом.

Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.

В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» - общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.

Но, хотя мы и обращаемся к Богу как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.

Три общих прошения

Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога, - чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, - это не просто слова. Имя Бога - это то, через что Бог являет Себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.

Потом мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие. Однажды я спросил студенток нашего училища, хотят ли они прямо сейчас оказаться в Царствии Божием? Они ответили мне: «Нет, владыка, мы еще пожить хотим!» Но тем не менее мы просим в молитве «Отче наш», чтобы пришло Царство Божие. Царство Божие - это ведь не обязательно смерть. Во время совершения Литургии приходит Царство Божие. Или когда мы встречаемся со святыми людьми - тоже приходит к нам Царство Божие. Оно является в нашей душе, когда мы читаем духовные книги. Оно может внезапно озарить нашу душу, наше сердце смыслом. Так тоже бывает. И вне этого Царства нет жизни. Вне его - мрак. Вне Царства Божьего умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло. Не надо вкладывать в эти слова такой смысл, будто мы хотим завтра умереть и оказаться в Царствии Божием. Нет. Это у нас не получится, туда нельзя войти не готовым. Но это Царство должно прийти и принести мир и покой в нашу мятущуюся душу, ведь там, где мир, там и Царство Божие. Оно должно прийти к нам радостью, благодатью. Об этом мы просим.

Читая молитву «Отче наш» (следующее наше прошение), мы просим, чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» - очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба - все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля - это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.

Три личных прошения

Только после того, как мы просили о том, чтобы святилось Имя Божие, после того, как мы просили о пришествии Царствия Божьего и о том, чтобы была Воля Божия, - только после этого мы просим о наших житейских нуждах. Господь хотя и говорит о том, что знает нашу нужду, но все-таки, как мы видим, заповедует нам просить о насущном хлебе на каждый день. Есть разные толкования этих слов. «Хлеб насущный» может означать все потребное для жизни - крышу над головой, одежду, воду, все необходимое, чтобы прожить сегодняшний день. Причем обратите внимание - именно сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Мы просим не сверхнеобходимое, а необходимое. Эти слова должны нас устыдить и напомнить о том, что здесь на земле нельзя жить роскошно. Чем роскошнее ты живешь на земле, тем больше вероятность того, что ты будешь лишен небесной радости, как произошло с богатым человеком в притче о богаче и Лазаре. Помните? Он был ввержен в геенну огненную. На земле он жил роскошно, он имел не только необходимое, но и многое сверх этого. Эти слова молитвы должны напоминать нам, как нужно жить. Они должны не только помочь нам научиться просить чего-то у Бога, но и подсказать, как строить свою жизнь. Есть еще такое толкование, что «хлеб насущный» - это Причастие Святых Христовых Тайн. То есть мы просим Бога, чтобы нам был дан этот дар, без которого мы не можем жить. Господь отвечал дьяволу словами из Священного Писания - «не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». То есть хлебом для нас являются и слова Священного Писания, которые питают наше сердце.

Следующее прошение тоже очень важно - мы просим у Бога простить нам грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. Я часто сталкиваюсь на исповеди с людьми, которые не могут кого-то простить. В житиях я встречал рассказ о том, как один святитель остановил службу и не разрешил человеку петь эти слова из «Отче наш», потому что тот не прощал своему должнику. А другому человеку, который тоже не хотел прощать своего ближнего, святой сказал, чтобы он не читал эти слова в «Отче наш» - пропускал бы их, если не может простить. Ведь как он может надеяться на прощение своих грехов, если не прощает другому? Нас эти слова должны устыдить, мы должны бояться не простить людям то, что они нам должны. Бояться не простить тем, кто взял в долг и не отдает, бояться не простить своим детям, которые, как нам кажется, нам должны - ведь мы их воспитывали, а они не заботятся теперь о нас. Но мы обязательно должны простить им это, если хотим получить прощение от Бога. А у нас у всех долг перед Богом неоплатный. Оплатить его никто из нас не может. Вы же помните причту о должнике, который был должен сто тысяч талантов. Когда ему был прощен его большой долг, он стал требовать со своего должника сто динариев - мизерную сумму - и не хотел ему простить. Тогда с него был взыскан весь тот огромный долг, который раньше был ему прощен. Так и наши огромные долги перед Богом, наши грехи, которые Бог нам простил, могут быть снова взысканы с нас, если мы не будем прощать все маленькие и кажущиеся большими долги других людей.

В конце мы просим у Бога, чтобы Он не ввел нас во искушение. Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Конечно, Бог нас никогда и не вводит в испытания, которые выше наших сил. В эти испытания нас вводит наша гордость. Когда мы так говорим, мы не просим Бога не делать того, что Он не сделает ни в коем случае, но мы напоминаем себе, что по нашей гордости можем взять на себя больше, чем способны понести, и тогда, потеряв смирение, рискуем войти в какое-то тяжелое и страшное искушение. Иногда Бог допускает искушение из педагогических целей, желая нас чему-то научить. Мы просим здесь, чтобы те скорби, которые должны быть в нашей жизни (а без скорбей нельзя приобрести страх Божий, нельзя научиться смирению), чтобы они все-таки были посильны нам и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола, избавил нас от его сетей, которые, как вы знаете, разбросаны по лицу земли. Когда преподобный Антоний увидел эти сети, он сказал Богу: «Кто же может спастись?!» И был ему ответ, что к смиренному человеку эти сети даже не прикасаются. Так что в этих словах для нас есть напоминание о том, что избавиться от лукавого, от его сетей можно только смирением. А смирение заключается в том, чтобы всегда молиться Богу, чтобы всегда просить Его помощи. В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». В современной практике этими словами молитву заканчивает священник, если мы читаем ее в храме.

К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва - это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва - это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» - это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный Самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Что можно просить у Бога? Должна ли я множество раз обращаться по одному поводу или надо просить только один раз? Как знать, услышал ли Господь мои слова?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

По определению преподобного Иоанна Дамаскина, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. XXIV). Мы можем просить в молитвах все благое – небесное и земное, но на первом месте в наших молитвенных прошениях должно быть спасение.

Нужно вырабатывать в себе навык постоянного молитвенного обращения к Богу. Сам Господь дает нам образ неустанной и упорной молитвы в притче о вдове. «В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему [судье], говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 3–7).

Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога. Мы должны делать это не только получив просимое. Уже сама возможность общения со своим Небесным Родителем есть великое благо. Если ребенок лишен возможности общаться с отцом и матерью, то он печалится и страдает.

Господь все наши слова молитвы слышит, а исполняет прошения по Своей Премудрости. Надо молиться и верить. Узнаем мы о том, что Господь принял наши прошения, по плодам нашей молитвы. Если даже не получили того, что просили, но обрели внутреннее спокойствие и мир душевный, значит, молитва не осталась бесплодной.

И на самом деле, когда? Из Писания мы знаем: просите, и дастся вам. Посему просим, и просим, как нам кажется, нужного не получаем. Может быть, мы действительно не понимаем, что нам нужно. Ведь не зря апостол говорит: «О чесом бо помолимся, не вемы». Если уж великий Апостол не знал, что просить у Господа, то что можем знать мы, приземленные и окутанные непрестанной и часто пустой суетной жизнью?

Однако каждый верующий из личной жизни знает, как милостивый Господь не оставляет его в просьбах. Сколько изливается у человека ко Господу просьб, столько же и много больше следует от Него счастливых и утешительных ответов.

Да, бывают просьбы, которые остаются без ответов. Когда? Разве несчастная мать не знает, что нужно для ее непутевого сына: наркомана, пьяницы, разгульного дебошира? Знает и просит. А сын остается, к ее слезам и горю, прежним, если не хуже. Часто матери утверждают, что сын хочет оставить свои проступки и не может. «Я, батюшка и молюсь, а Господь не помогает. Может, неправильно молюсь?» Что в утешение скажешь разочарованной во всем матери? В своем отчаянии у нее уже слышен ропот на Господа: «молюсь, а Господь не помогает».

– Знаю, мать, что молишься. Но сын льстит тебе, жалобит тебя своим притворством, но оставить прежней жизни не хочет. Поэтому скажу тебе: продолжай, мать, молиться. Молитва матери не может быть не услышана, и она сделает свое дело, пусть это будет, может быть, даже после твоей смерти. Прошение матери, любящей свое дитя даже до смерти, умолит Господа, и Он вразумит заблудшее чадо. Приведи-ка его на службу, после службы мы с ним побеседуем.

– Не могу уговорить, батюшка, не хочет.

Вот весь ответ на слезный вопрос. Ах, если бы молитва была обоюдная!

Знаем из Ветхого Завета, как согрешили два израильских царя, Саул и Давид. И оба просили пророков помолиться о них. Но первому пророк повелел сдавать царские дела, так как он, согрешив, больше не может быть царем Израиля, а другому, гораздо более согрешившему, на первое же прошение о молитве, пророк ответил: «Отъят грех твой!»

На первый взгляд просматривается как бы несправедливость. Ведь оба просят, и просят пророка, человека, имеющего, если можно так выразиться, прямой выход к Богу. А ответ различен: Давид помилован, а Саул отвержен в своей просьбе. Почему? Потому что один из согрешивших, посыпав пеплом голову, стенал и молился о помиловании, а другой продолжал богопротивный образ жизни, желал, чтобы кто-то иной за него просил и молился.

Но в жизни встречаются и буквально дикие случаи. Врачи из прихожан заметили за мной, что их старенький батюшка слабеет здоровьем и отправили меня в местные Уральские санаторные здравницы отдохнуть, подкрепить силы. Так получилось, что рядом, на базе отдыха «Медик» находилась на каникулах студентка Челябинского мединститута Машенька Шмакова со своей мамой. Семья верующая. Было это 4 августа, в день памяти Марии Магдалины. И мы по-походному, отметили день Ангела Машеньки. Пропели, как и полагается, «многая лета». Мелькнула мысль: наверное, в этом месте первый раз в жизни прозвучала молитва многолетия. А когда шли в свою здравницу «Утес», попали на водосвятный молебен в часовне в честь иконы Божией Матери «Целительница». После молебна пошли отдохнуть на квартиру, которую предоставили нам добрые люди. Проходя мимо продуктового павильона, матушка зашла в него купить чего-нибудь к ужину, а я присел на стульчик у столика павильона. Из павильона вышел высокий молодой парень, бесцеремонно подсел рядом и неожиданно довольно грубо заговорил:

– Откуда ты взял, что Бог есть?

– А откуда ты взял, что он есть?

– А откуда ты взял, что Его нет?

– Я тебе глаз выбью, я два года отсидел, вот видишь, – и показывает рогатый кулак с оттопыренными кривыми пальцами.

– От этого ничего не изменится. В моей тюрьме, которую я духовно окормляю, где более трех тысяч таких же ребят, никто мне подобного не обещал, а теперь у моих ребяток появится новичок для веселой тренировки и развлечений. Но вся беда в том, что ты никогда не слушал свою мать, потому что не любил ее.

– Я бы вас всех перестрелял! – в злобе выкрикнул и ушел пьяной походкой.

– Матерь Божия, исцели, удали из этого мальчика духа злобы, как они скоро чувствуют противоположный им Дух Божий в людях!

Кто помолится о таком? Что его ожидает? Один Господь знает.

Но отрадно и, можно сказать, наградно то, что чувствует верующий человек, просящий у Господа помощи. Просьбы таковых исполняются тут же.

С позволения терпеливого читателя моих записок приведу одно-другое Божие воспоможение моим просьбам, которые ясно показывают, какие наши просьбы приличны Богу для исполнения. Желаю прежде пояснить, что помощь Божия, оказанная мне, была не за мое достоинство, а за то, что просьба моя оказалась угодной Богу, о чем я уразумел, к моему стыду, спустя много лет, будучи уже священником.

Я подрос, и меня взяли в армию. Мама осталась одна жить в бараке, в который нас привез мой папочка в 1939 году в шахтерский поселок Роза Коркинского района. За мое пребывание в армии барак попал под снос, и маме в двухэтажном доме дали комнатку на подселение в 12 кв. метров.

Когда я вернулся из армии, меня отказались прописывать, поскольку норма жилплощади на человека была в 9 кв. метров. У нас площади явно не хватало. Парадокс был решен пропиской. Подошло время создания семьи. Жену не хотели прописывать по этой же причине, но все-таки прописали.

Заканчиваю горный техникум, работаю в шахте механиком на добычном участке. Родился ребеночек, затем второй. Резко чувствуется нехватка жилья, но шахта жилье не дает. Горисполком информировал шахту о крещении моих детей, и я попал в число неблагонадежных. Меня много раз внаглую тасовали из первоочередных в последние. В бригаде слесарей-ремонтников ко мне было очень хорошее отношение. Люди старше меня, опытные в работе и жизни, видя мое безвыходное положение, однажды поздненько вечерком делегацией пришли ко мне домой с бутылочкой водки и положили на стол 1200 руб. денег. По тому времени это были очень большие деньги. Они все жили в своих домах.

Оказывается, они сторговали недалеко от шахты для меня дом. Я был в испуге и недоумении. Вначале было отказывался, но строгий разговор шахтеров меня остановил: «Не возьмешь, заберем назад, второй раз не предложим, и дружба наша поломается. Работаем вместе, отдашь со временем». Так я стал обладателем собственного дома, в котором прожил много лет. Было очень удобно – работа рядом.

По годам дом был старый, засыпной. Площадь достаточная, но в хороший мороз стены промерзали, и дом приходилось топить без остановки. Благо уголь был. Трудностей перенесли предостаточно и самая главная в том, что когда зимой мы с женой бывали на работе, мама часто по своей немощи пребывала в нетопленном дому.

И вот как-то я пришел из ночной смены домой. Дети в садике, Мария на работе, печь, затопленная ей, почти прогорела, мама лежит в своей комнате под толстым одеялом, рядом с ней Мария поставила термос. Стена, где лежит мама, покрыта снежным инеем. Растопил печку, напоил маму чайком и присел рядышком на краешек кровати.

Милые наши мамочки, забывая о себе, переживают о детях.

– Сынок, как у тебя дела на работе?

– Мамочка, все хорошо.

– Слава Богу. Пока ты на работе, я непрестанно молюсь о тебе.

Я взял в руки газету, и на глаза попалась заметка о том, что в этом году для благосостояния советского человека сдано в эксплуатацию столько-то миллионов квадратных метров жилья. В душе невольно вырвалось: «Господи! Мне бы из этих миллионов полуторку, для мамы. Я день и ночь в шахте, Мария на работе, мама одна в холоде. Был бы папка, вопрос был бы решен еще в моем младенчестве. На работе боюсь и голос подать о жилье. Господи, Ты наш Отец, помоги мне маму содержать в тепле, она этого заслужила».

Мама и жена мне часто говорили, чтобы я оставил работу в шахте. Но я не видел, куда себя можно было с горным дипломом приложить. Тянул, как говорят, резину, отодвигал в сторону на эту тему домашний разговор. И, как теперь я это понимаю, в этом была моя большая ошибка: непослушание маме и воле Божией. И тогда Господь ставит меня в иное положение.

В Союзе радовались открытию в Тольятти нового автомобильного завода ВАЗ. «Жигули» давались передовикам производства. У меня были блестящие производственные показатели. В то время у меня был «горбатенький» Запорожец, но хотелось «жигули». Но мое положение на получение автомобиля оказалось таким же плачевным, как на квартиру. Терпению бывает предел, и я вышел на разговор с директором шахты, считая себя обделенным.

К этому времени мой рейтинг вырос: меня перевели механиком на участок «Вентиляция». Иначе говоря, на мне лежала газовая защита шахты. Это высоко и очень ответственно. Но все мои успехи были не в счет, первым противником моих просьб был парторг шахты. Аргументы были налицо: посещение Церкви, сводки о крещении детей, морально неустойчив. И я решил уйти с шахты. Домой пришел расстроенный, мама заметила и спросила причину. Я рассказал и добавил, что если бы сейчас меня стали уговаривать остаться на шахте и предлагали «Жигули» бесплатно, я бы не согласился, считая, что променял веру на гроб с колесами. Конечно, на душе было очень плохо и болезненно, но надо было раньше слушать маму, ушел бы тихо и мирно, безболезненно. Куда пойти? Мария предлагает на строительство «Челябинской птицефабрики», где она работала на стройке, с тем, чтобы впоследствии перейти ветврачом. Решили. Решение принимали втроем: я, мама и Мария. Ни дети, ни родня ничего не знали. Договорились, что пока не устроюсь на работу, никому не скажу ни слова, куда иду. Так внушил Господь.

– Авва, мы с тобой в глубокой пустыне, в твоей пещерке находимся одни, нас никто не слышит, для чего же нужно было писать записку, да еще сжигать ее?

– Наш разговор слышит лукавый.

– Нет, не мог. Он не обучен этому. К тому же читать записку написанную человеком Божиим, ему не позволит его первобытная гордость.

Вспомнив совет дивного старца, мы решили иметь свою семейную тайну.

Итак, я подал заявление на увольнение. После подписи директора, заявление должен был подписать мой начальник участка «Вентиляция». Ярый коммуняка. Меня терпел только в силу того, что у меня была чудная дружба с РГТИ (горнотехническая инспекция), перед которой трепетали все. В этом была воля Божия, которая держала меня перед ненавистниками на плаву. И вот, мой дорогой начальник, подписывая заявление, спрашивает:

– Куда идешь?

– Мне дадут квартиру.

– Будешь механиком?

– Нет. Сантехником.

– Почему?

– Я же говорю, что мне дадут квартиру. Вы же не даете!

– Ты не получишь квартиру.

– Получу. Иначе я бы не ушел с шахты.

– Ты не получишь квартиру.

– Почему?

– Пока я депутат Горсовета, ты квартиру не получишь.

– Получу. И заранее приглашаю тебя на новоселье.

– Я не пойду к тебе.

– Почему же? Я приглашаю.

– Мы с тобой идеологические враги.

– Ну, мое дело пригласить.

Первый раз в жизни я сказал неправду. Должно быть – ложь во спасение. Получив полный расчет, в этот же день я устроился на строящуюся птицефабрику инженером КИПиА. Отработав смену, при разговоре с шахтерскими друзьями, сказал, что устроился на птицефабрику. Фабрика от нас была в 15-ти километрах, связи не было никакой. Был 1974 год. Выхожу на третий день на работу, объясняю своим электрикам фронт и цель работы, и вдруг меня отзывает в сторону мой главный энергетик птицефабрики и взволнованно спрашивает:

– Сергей Иванович, меня прислал директор фабрики спросить – ты баптист?

– А в чем дело?

– Сейчас к нему приезжали с шахты, где ты работал, и сказали, «к вам устраивается Гулько Сергей Иванович. Не берите его. Он баптист и разлагает дисциплину у людей, мы с ним намучились». Сергей Иванович, скажи честно, ты баптист?

– Ты спрашиваешь, я честно отвечаю: нет. Никогда им не был, и никогда не буду.

– Спасибо. Я все понял.

И ушел докладывать директору.

Вот характерный почерк совдепии: потратить рабочее время, приехать на незнакомую стройку, зайти к незнакомому директору и предупредить, чтобы верующего человека, как врага, не брали на работу. Оболгать его, воткнуть голодный нож в спину семье того, кто и словом никого не обидел, у кого отец геройски погиб за Родину и семью. Погиб за то, чтобы его семья не умерла без кормильца-воина с голоду. Погиб за этого же бездарного и бессовестного лжеца и иже с ним.

Удивительно, но мой новый директор оказался верующим человеком и носил меня, можно сказать, на руках. Вот как Господь поддерживает своих! И если на шахте меня даже из списков на жилье вычеркивали, то на новом месте меня выбрали председателем жилищно-бытовой комиссии по распределению жилья трудящимся фабрики. За хорошую работу жилищной комиссии директор предложил мне выбрать квартиру самому. Я скромно отказался, но вопрос остался таковым.

Параллельно строительству фабрики строилось и жилье рабочим. Чтобы ускорить заселение нового дома, руководством фабрики было предложено пойти всем будущим жильцам и очистить дом от строительного мусора, чтобы строители быстрее приступили к покраске полов. Пошли и мы с детьми. Детей было трое, но ходить могли уже двое. Зашли на второй этаж в первую попавшуюся квартиру, и меньшая дочка воскликнула: «Мама, эта квартира будет нашей!» На том и остановились, квартира была четырехкомнатная и соответствовала нашей семье из шести человек.

Господь всегда дает больше, чем просишь. Просил для мамы хотя бы полуторку – получил четырехкомнатную, в которой мы прожили 5 лет. Дети стали вырастать и понадобились комнаты пообъемнее. Написали заявление на рассмотрение и забыли об этом. Меня директор упросил перейти в очень важный для птицефабрики цех – инкубатор. Я согласился. Дорогой директор внезапно умер. Другой нас совершенно не знал, да ему и не до всех нас было, своих дел много. Так мы прожили еще два года.

В нашем поселке строились двухквартирные дома для руководящего состава. Однажды, после окончания смены, выходим через проходную к автобусам, чтобы ехать домой, в это же время выходят люди из Административного управления, где заседал профсоюзный Фабком и распределял эти самые коттеджи. Знакомые ребята подошли ко мне с поздравлениями о выделении мне коттеджа. Принимал за шутку, но это оказалось правдой. Мы переехали в новый двухквартирный домик с приусадебным участком. Дом имел три комнаты и громадную веранду, которую мы переделали в хорошую четвертую комнату. Дом получил по воле Божией для того, чтобы в нем я научился читать славянский язык в голос. Прожили в нем 15 лет и переехали в Коркино уже будучи священником.

Почему такой долгий и далеко не такой уж легкий пройден путь в получении жилья? Потому что нужно было сразу услышать волю Божию в маминых словах и подчиниться: «Сынок, я все время прошу Господа, чтобы ты оставил шахту». Воля Божия была высказана словами. Я слышал это и не решался. Думал не тем местом: уйду с шахты, уйду с работы, что же со мной будет? А Господь готовил меня быть Его служителем. Какова милость Божия к нам, колеблющимся и самонадеянным!

Потом, когда немного поумнел, понял, почему мне дал Господь такое дивное жилье. Он не мне дал, Он для мамы дал. Я просил у Него из многих миллионов квадратных метров жилья теплую полуторку для мамы. А, поскольку мама жила со мной, а я с ней, в этот дар попал и я со своей семьей. Дивны дела Твои, Господи!

Может быть это сложный пример, вот пример попроще.

Итак, на 23 февраля, ко дню Советской Армии, мы получили в пятиэтажке четырехкомнатную квартиру. Идет Великий Пост, ждем радостную Пасху.

Великий Четверток. Мария с мамой выставили на стол, покрытый чистой красивой скатертью свежие пасхальные куличи и тарелку с разноцветными яичками. Перед всеми нами встал очень сложный вопрос: как освятить пасхальную трапезу? Пасхальный воскресный день в этот год объявлен рабочим днем. До Коркино не добраться, живем в глухомани. До Челябинска еще дальше, на работу явно опоздаем. «Запорожца» моего больше нет, по совету директора шахты я его должен был продать рабочему со своей шахты, чтобы меня не отнесли к спекулянтам, так как я стоял в очереди на «Жигули». Я выполнил совет, и совсем остался без колес.

Сидим дома всей семьей, любуемся красотой праздничного стола и горюем. Придется разговляться не освященным яичком. Каждый из нас друг друга успокаивает: «Ну что поделаешь, Господь видит наше положение. Разговеемся тем, что есть».

«Господи, – вырывается у меня почти со слезами, – была бы машинка, мы бы и службу отстояли, и пасочки бы освятили, и разговелись бы по-человечески, и на работу бы успели!»

Утром в Великую Пятницу, как обычно, вышли на работу. Вдруг меня вызывает директор фабрики. Оказывается, он потерял ключи от сейфа. Запасной внутри. Кто сможет открыть? Конечно, киповец. Пришел, поковырял где шилом, где изогнутым пинцетом. Бог знает как, но сейф открылся.

Директор доволен. Выхожу из управления, на крыльце стоит очень пожилой и всеми уважаемый парторг фабрики, Николай Иванович Клименко. В прошлом заслуженный председатель колхоза. Вежливо поздоровались. Он спрашивает:

– Сергей Иванович, как жизнь молодая?

Неожиданно для себя соврал второй раз в жизни.

– В прошлое воскресенье ездил в Челябинск на «барахолку», посмотрел машины, все старенькие, полугнилые, побоялся брать. Хотелось бы в выходные дни детей на природу вывезти, да и самим отдохнуть где-нибудь у воды.

– Что вы, что вы, не берите! Я видел в районе разнарядку на сельское хозяйство, у нас будут машины, возьмете новую.

С тем и расстались. Ближе к обеду по громкой селекторной связи диспетчер фабрики срочно вызывает меня к директору. Тут подбежал ко мне старший снабженец и торопит зайти к директору.

– Коля, – спрашиваю его, – что случилось? Может что-нибудь из инструмента взять с собой?

– Сергей Иванович, ничего не надо, сейчас все будет зависеть от тебя.

– Коленька, в чем дело, ну скажи по секрету.

– Как сейчас скажешь, так и будет.

Послушно иду, серчаю – тоже, друг называется. Захожу к директору, а он меня с порога спрашивает:

– Сергей Иванович, тебе что, машина нужна?

– А что же молчал? На проводе Николай Иванович, он в районе на совещании, говорит, что тебе нужна машина. Нам дают «Москвич-2125». Он дороже жигулей. Возьмешь, или лучше подождать?

– Возьму.

– Дорого. «Жигули» -5500, а «Москвич»- 7200.

– Буду брать.

Звонит парторгу Николаю Ивановичу о согласии. Отписывают нам машину. Новенький, шикарный «Москвич» комби 2125 к обеду в Великую Субботу уже стоял под нашим окном. Вечером, без номеров, с великой радостью поехали в Коркино встречать радостнейшую Пасху. Вот велия радость! Вот милость Господня к просящим у Него помощи! А каково чудо: на шахте парторг «зарубил» мою просьбу, а на селе парторг помог ей!

Почему так быстро была исполнена просьба? Потому что просьба была для славы Божией, для молитвы, для посещения в воскресные дни храма.

Вот это, нам, просящим помощи Божией, нужно обязательно помнить: что просим у Бога и для чего. Воля же Божия – любовно помочь всем.

Примером же для наших просьб пусть будет прошение Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны, которые имея безукоризненную и благочестивую жизнь, молили Бога, чтобы Он благословил их рождением ребеночка, Которого они решили отдать на службу Богу. В их слезные и горячие прошения было вложено все упование на Господа, жертвенная любовь к Нему и вся надежда: «Сними с нас, Господи, поношение неплодства, дай нам Дитя, а мы Его отдадим Тебе для Твоей славы». Думали, что Бог даст сыночка, чтобы его определить для службы Богу в храм Господень, а родилась Девочка. Но обещание свое они с радостью выполнили. Великая и неизреченная радость и для нас, что Господь дал им Девочку, Пречистую и Преблагословенную Марию, ставшую Матерью Бога и Матерью всего человеческого рода, Первой Помощницей всех плачущих и скорбящих матерей.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.