Всего походов было 83 больших. Поучение владимира мономаха

    Тын – небольшая ограда.

    Городник – строитель городской стены, городни.

    Лукно – небольшая мера сыпучих тел, сравните с лукошко.

Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. С.34-54.

Любечский съезд 1097 г.

(По «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)

В 1097 г. пришли Святополк, Владимир, Давыд Святославович и брат его Олег и съехали в Любиче для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы наши земли разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, пусть каждый держит отчину свою: Святополк – Киев... Владимир - Всеволожову [вотчину], Давыд, Олег и Ярослав - Святославлю... И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный»...

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.76.

Княжеские села

(По Ипатьевской летописи)

Бились они до вечера; пойдя оттуда, остановились у села Мельтехова и оттуда послали и ограбили стада Игоря и Свято­слава, в лесу по (реке) Рахне: стадных кобыл 3000, а ко­ней 1 000; разославши по селам, сожгли житницы и дворы...

Пошли на сельце Игоря, где он устроил хороший двор; там было много запасов в амбарах, в погребах - вина и медов, и много тяжелого добра всякого - железа и меди; не смогли от множества всего того вывезти. Давыдовичи же велели накладывать возы себе и воинам, а потом - зажечь двор, церковь мятого Георгия и гумно его, а в нем было девятьсот стогов...

И тогда двор Святослава поделил на 4 части и казну, и ам­бары, и имущество, которое нельзя было сдвинуть, а в погребах было 500 берковцев (1) меду, а вина 80 корчаг; церковь святого Вознесения всю ограбили: сосуды серебряные, церковные одеж­ды, облачения служебные, все шитое золотом, две кадильницы, евангелие окованное, книги и колокола, не оставили ничего кня­жеского, но все поделили, а также челяди семьсот (человек).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.83.

Примечание

1. Берковец – мера массы или веса, равная 10 пудам (более 160 кг).

Поучение владимира мономаха

(По Лаврентьевской летописи)

«Поучение к детям» или "Завещание"князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 г. «Поучение» соединяет в одном ряду различные жанры - автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание - и представляет собой образец средневековой княжеской этики. Неполный текст "Поучения" сохранился только в Лаврентьевской летописи, составленной в концеXIVв. Монахом Лаврентием как очередной редакции «Повести Временных лет».

О поведении князя

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте и ночью, всюду нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в полях, ни в селах, чтобы не начали вас про­клинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, на­кормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подар­ком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять че­ловека либо добрым, либо злым по всей земле.

Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот, как отец мой... овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность все­му (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

О княжеских походах

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с по­ловецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца. Да­вал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьей... а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал... и других славных воинов молодых - 15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; по­степенно было избито в то время около 200 знатных.

Княжеская охота

А вот мои труды во время охоты... А вот в Чернигове, что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Руси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и два лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник (1) укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не щадя головы своей... На войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь, ни на посадников, ни на биричей (2), сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о со­колах и о ястребах (сам заботился).

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.81.

http://www.proshkolu.ru/user/ovplugatarenko/file/463867/ 2010-2011

Всероссийская олимпиада школьников по истории

(школьный этап)

9 класс

Ф.И.О. учащегося (полностью)___________________________________________________

Школа_________________ Класс 9 _____ Дата « ____ » октября 2010г

Ф.И.О. учителя_____________________________________ Балл (макс. 40 б.) __________

10
I. Выполните тестовые задания:

1. Кому из князей принадлежат следующие слова:

«Всего походов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать…»?


  1. Ярославу Мудрому 3) Всеволоду Большое Гнездо

  2. Владимиру Мономаху 4) Владимиру Святому
2. Одной из характеристик эпохи раздробленности является

1) прекращение княжеских распрей 3) развитие в княжествах культуры

2) усиление киевского престола 4) развитие торгового пути «из варяг в греки»

3. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения

1) соседская община 2) вотчина 3) хутор 4) поместье

4. Утверждение Москвы как ведущего центра русских земель в борьбе за независимость от Орды

связано с


  1. Битвой на Калке 2) Куликовской битвой 3) стоянием на реке Угре 4) Невской битвой
5. Какие из указанных мероприятий были проведены Иваном III

А) было окончательно свергнуто ордынское иго

Б) произошло разделение земли на земщину и опричнину

В) был принят новый титул «Государь всея Руси»

Г) была одержана победа над крестоносцами

Д) был установлен единый срок перехода крестьян – Юрьев день

1) АБГ 2) БВД 3) ВГД 4) АВД

6. Элементы реализма, наблюдавшиеся в иконописи XVII в., наиболее четко проявились в творчестве

1) Дионисия 2) Андрея Рублева 3) Симона Ушакова 4) Феофана Грека

7. О последствиях каких военных действий историк С.М. Соловьев написал такие строки:

«Война эта, окончившись таким блистательным миром для России, изменяла положение Европы: подле Западной Европы для общей деятельности с нею явилась новая Европа, Восточная, что сейчас же отразилось в европейском организме…».

1) о Северной войне 2) о Крымской войне 3) о Прутском походе 4) о Ливонской войне

8. Два поражения русских войск подтолкнули Российскую империю к союзу с Наполеоном I

1) у Плевны и Пловдива 3) у Ватерлоо и Лейпцига

2) у Кунерсдорфа и Грос - Егерсдорфа 4) у Аустерлица и Фридланда

9. Верны ли следующие суждения?

А). В конце XIX в. причинами замедления в развитии сельского хозяйства являлись малоземелье

крестьян и произвол помещиков – крепостников.

Б). Отходничество крестьян может служить примером найма рабочей силы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

10.Какая из указанных структур не была создана в 19в.?

1) Государственный Совет 2) Сенат 3) суд присяжных 4) Редакционные комиссии

II. Задания повышенного уровня сложности.

2.1. Проанализируйте данный текст. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да», если утверждение верно, и «нет», если оно ошибочно.

Венский конгресс восстановил свергнутые Наполеоном династии(1). Россия присоединила к себе Бессарабию (2) в статусе автономии с конституцией и собственным парламентом (сеймом). Кроме того, был заключен Священный союз России, Австрии и Болгарии(3), гарантировавший Европе мир и незыблемость порядков.

Участие в конгрессе принимал и Александр I (4). Он был сторонником консервативных идей(5), человеком довольно открытым, не умеющим скрывать свои мысли (6). Наполеон же о нем говорил так: «…Рядом со столькими умственными дарованиями и с необыкновенной обворожительностью обращения, во всем его существе есть, однако, что – то неуловимое, чего даже я определить не сумею иначе, как сказав, что у него во всех отношениях чувствуется недостаток «чего – то». И самое странное при этом то обстоятельство, что никогда нельзя заранее предвидеть, чего именно в данном случае и в данных условиях не хватит, а равно и то, что недохватывающий кусочек видоизменчив до беконечности». Как тут не вспомнить слова П. Вяземского об Александре (7): «сфинкс, неразгаданный до гроба»!


1

2

3

4

5

6

7

6
2.2. Кто (или что) является лишним в данном логическом ряду? Объясните свой ответ.

2.2.1. Уложенная комиссия, губернская реформа, просвещенный абсолютизм, создание коллегий, печатание бумажных денежных ассигнаций


2.2.2. Репин И.Е., Крамской И.Н., Васнецов В.М., Мусоргский М.П.

____________________________________________________________________________________

2.2.3. 1581г, 1550г, 1649г,1861

Ответ: _________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________

4
2.3. Все мы слышали высказывание И. С. Тургенева о том, что русский язык «великий,

могучий». Один из способов достижения богатства нашего языка – это изучение фразеологизмов, поговорок, пословиц. Допишите в приведенных фразеологизмах пропущенные слова.

Копья _________________ - спорить, отстаивать что – либо.

Положить в ________________________ - отложить что – либо на неопределенное время.

Кричать во всю __________________ - кричать громко, во весь голос.

Грамота - ничего незначащий документ.

4
2.4.Проанализируйте текст. Укажите о каком правителе идет речь?

2.4.1. «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования». (В.О. Ключевский).

Ответ: ____________________________________________________________________________

2.4.2. Он, «… дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига… - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

(Г.В. Вернадский).

Ответ:____________________________________________________________________________

2.4.3. Царь Иван ученым был,

Книжки царь Иван любил,

И надумал царь суровый

На Руси ввести печать,

Чтоб народ по книжке новой,

По печатной обучать.

Ответ: ___________________________________________________________________________

2.4.4. «Если он ошибался, то явно сознавался в ошибке и исправлял ее по – царски, но не прощал обмана, криводушия, лихоимства, непослушания. Государь начал улучшения с войска. Все так называемые тогда лежни, то есть матушкины сынки и бабушкины внуки, записанные в военную службу и получавшие чины, не видав сроду своего полка, были исключены из службы. Кто хотел служить, тот должен был явиться в полк и исполнять все предписания военной дисциплины, нести все обязанности военной службы… Это возвысило дух в войске». (Фаддей Булгарин).

Ответ: _____________________________________________________________________________

2.5.Определите, кто был современником. Найдите соответствие между именами отечественных и зарубежных политических деятелей. Результаты занесите в таблицу.


  1. Княгиня Ольга А) Вудро Вильсон

  2. Александр I Б) Франсуа Мари Аруэ Вольтер

  3. Иван Грозный В) Константин Багрянородный

  4. Николай II Г) Елизавета I
5) Екатерина II Д) Наполеон I

1

2

3

4

5

4
2.6. Решите исторические задачи. Запишите ответ.

2.6.1. Против кого был направлен заговор?

В 1493г на Москва – реке были сожжены в клетке литовский князь Иван Лукомский да Матвей Поляк, латинский переводчик. Лукомского послал в Москву еще Казимир, взявши с него клятву, что он или убъет великого князя, или ядом окормит, причем Казимир прислал к нему свой яд, который был найден и послужил уликой; схваченный Лукомский оговорил еще несколько человек, которые были также казнены, и таким образом гнездо литовских доброхотов в Москве было в корне разрушено.

________________________________________________________________________________________

2.6.2. В начале… года случилось солнечное затмение и умер в этот год князь Святополк. Началось восстание. Киевляне хотели видеть на престоле Владимира Мономаха. Владимиру Мономаху тогда было 60 лет. Сел он на престол. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда умер его дед – Ярослав?

Ответ: __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Критерии оценки олимпиады по истории (школьный этап). 9 класс.

Максимальный балл – 40


п/п


Типы заданий

Критерии

Макс. балл

I.

1-10


Тестовые задания

Базовый уровень (один верный ответ из четырех предложенных)


За каждое правильно выполненное задание -1балл

10 б.

II. Задания повышенного уровня сложности

2.1

Анализ текста с указанием верных и ошибочных утверждений

За каждый верный ответ 1 балл

7 б.

2.2

Определение лишних элементов логического ряда. Объяснение причин выбора ответа.

2 балла за полный ответ.

1 балл за верный ответ без объяснения причины выбора.


6б.

2.3

Анализ написания фразеологизмов. Дополнение пропущенных слов.

1 балл за каждый верный ответ

4 б.

2.4

Определение исторических персоналий на основе характеристики

1 балл за каждый правильный ответ

4 б.

2.5

Задания на нахождение соответствия, знание материала об исторических персоналиях и хронологии.

1 балл за каждое верное соответствие.

5б.

2.6

Исторические задачи.

2 балла за верное решение каждой задачи

4б.
Хрестоматия по истории СССР. Том1. Автор неизвестен

35. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Отрывки из «Поучения Владимира Мономаха» даются из «Лаврентьевской летописи».

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ

В дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящий к вам и дому вашему, ни обеду вашему. На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вой, тоже лязите, а рано встанете; а оружья не снимайте с себе вборзе, не розглядавше ленощами, внезапу бо человек погыбаеть. Лже блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чюжим, ни в селех, ни в житех, да не кляти вас начнуть. Куда же пойдете, идеже станете, напойте, накормите унеина; и боле же чтите гость, откуду же к вам придеть, или прост, или добр, или сол, аще не можете даром, брашном и питьем: ти бо мимоходячи прославять человека по всем землям любо добрым, любо злым…

Аще забываете сего, а часто прочитайте - и мне будет без сорома, и вам будет добро. Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отеиь мой (дома седя, изумеяше 5 язык, в томь бо честь есть от инех земль. Леность бо всему… мати - еже умеет, то забудет, а его же не умееть, а тому ся не учить. Добро же творяще, немозите ся ленити ни на что же доброе…

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А се вы поведаю, дети моя, труд свой, оже ся есмь тружал, пути дея и ловы с 13 лет. Первое, к Ростову идох, сквозе Вятиче посла мя отець, а сам иде Курьску; и пакы второе, к Смолиньску со Ставкомь Скордятичем, той пакы и отъиде к Берестию со Изяславом, а мене посла Смолиньску; то и Смолиньска идох Володимерю тое же зимы. То и посласта Берестию брата на головне, иже бяху пожгли, той ту блюд город тех… Та посла мя Святослав в Ляхы; ходив за Глоговы до Чешьскаго леса, ходив в земли их 4 месяци… та оттуда Турову, а на весну та Переяславлю, таже Турову. И Святослав умре, и яз пакы Смолиньску, а и Смолиньска той же зиме та к Новугороду; на весну Глебови в помочь; а на лето со отцемь под Полтеск, а на другую зиму с Святополком под Полтеск; ожгоша Полтеск; он иде Новугороду, а я с Половци на Одрьск воюя; та Чернигову… И пакы и Смолиньска же пришед, и пройдох сквозе Половечьскыи вой, бьяся, до Переяславля, и отца налезох с полку пришедша; той пакы ходихом, том же лете, со отцемь и со Изяславомь биться Чернигову с Борисомь, и победихом Бориса и Олга. И пакы вдохом Переяславлю, и стахом во Оброве, и Всеслав Смоленск ожъже, и аз всед с Черниговци и двою коню, и не, застахом в Смолиньске; те же путем по Всеславе пожег землю и повоевав до Лукамля и до Логожьска, та на Дрьютьск волюя, та Чернигову. А на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци на Десне изъимахом- князя Асадука и Саука и дружину их избиша; и на заутрее за Новым Городом разгнахом силны вой Белкатгина, а се мечи и полон весь отъяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его… Томже лете гонихом по Половьцих за Хорол, иже Горошин взяша. И на ту осень идохом с Черниговци и с Половци, с Читеевичи, к Меньску: изъехахом город, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины…

А всех путий 80 и 3 великих, а прока не испомню менших. И миров есм створил с Половечьскыми князи без одиного 20, и при отци и кроме отца, а дая скота много и многы порты свое; и пустил есм Половечскых князь лепших из оков толико: Шаруканя 2 брата, Багубарсовы 3, Овчины братье 4, а всех лепших князий инех 100; а самы князи бог живы в руце дава: Коксусь с сыномь. Аклан, Бурчевичь, Таревскый князь Азгулуй, и инех кметий молодых 15, то тех живы вед, исек, вметах в ту речку в Славлий; по чередам избьено не с 200 в то время лепших…

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А се тружахъся ловы дея; понеже седох в Чернигове, а из Чернигова вышед, и д… о лета по сту уганивал и имь даром всею силою кроме иного лова, кроме Турова, иже со отцемь ловил есм всяк зверь. А се в Чернигове деял есм: конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по Роси ездя имал есм своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси один ногами топтал, а другый рогома бол; вепрь ми на бедре мечь оттял; медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже; и бог неврежена мя съблюде. И с коня много падах, голову си разбих дважды, и руце и нозе свои вередих, в уности своей вередих, не блюда живота своего, ни щадя головы своея. Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя: на посадникы не зря, ни на биричи, сам творил что было надобе, весь наряд и в дому своемь то я творил есмь; и в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех и о ястребех.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (Перевод)

О ПОВЕДЕНИИ КНЯЗЯ.

В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам ни дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напойте, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пишей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям.

Если забываете это, то чаще прочитывайте - и мне будет без срама, и вам будет хорошо. Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, находясь дома, овладел пятью языками; это-то вызывает почтение от других стран. Ибо леность всему (злому) мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ И ПОХОДЫ

А теперь расскажу вам, дети мои, о трудах своих, как я трудился, совершая походы и охотясь с 13 лет. Прежде всего к Ростову пошел, через (землю) вятичей - послал меня отец, а сам он пошел к Курску; затем - к Смоленску со Ставком Скордятичем; он опять ушел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; от Смоленска я пошел к Владимиру (Волынскому). В ту же зиму послали меня братья к Берестью на пожарище, где пожгли, там охранял их город… Тогда послал меня Святослав против ляхов, ходил я за Глогову, до Чешского леса, ходил по земле их 4 месяца… оттуда - к Турову, весной - к Переяславлю и также к Турову, Святослав умер, и я опять ходил в Смоленск, а из Смоленска в ту же зиму к Новгороду: весной Глебу на помощь, а летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму - со Святополком под Полоцк, сожгли Полоцк; он (Святоподк) пошел к Новгороду, а я с половцами на Одрьск воюя, а оттуда к Чернигову… И снова я пришел из Смоленска и прошел с боем сквозь половецкие войска до Переяславля и нашел отца, пришедшего с похода. Ходили мы в том же году с отцом и Изяславом к Чернигову биться с Борисом (Вячеславичем) и победили Бориса и Олега. Снова пошли мы к Переяславлю и остановились в Оброве, а Всеслав сжег Смоленск; и я вместе с черниговцами пошел ему во след, сменяя одного коня другим, но не захватили (Всеслава) в Смоленске; на этом пути, преследуя Всеслава, я опустошил землю и разорил от Лукомля до Логожьска; оттуда пошел воюя на Друцк, а оттуда (вернулся) в Чернигов. В ту зиму половцы разорили весь Стародуб, а я пошел с черниговцами и половцами, и на Десне мы захватили князей Асадука и Саука и дружину их перебили, а на другой день за Новым городом мы разогнали сильное войско Белкатгина: мечи и пленников всех отобрали. На вятичей я ходил две зимы - на Ходоту и на его сына… В том же году мы гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. Той же осенью мы ходили с черниговцами и с половцами, читеевичами, к Минску: захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

Всех походов больших было 83, а остальных меньших не припомню. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20 и при отце и без отца; давал много скота и много одежды своей и выпустил из тюрьмы половецких знатных князей Шаруканя 2 братьев, Багубарсовых - 3, Овчиных - 4 братьев, а всех других знатных князей - 100. А князей, которых бог живыми в руки дал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и других славных воинов молодых-15, то их живыми увел в плен, побил и побросал в речку Славлий; постепенно было избито в то время около 200 знатных.

КНЯЖЕСКАЯ ОХОТА

А вот мои труды во время охоты… А вот в Чернигове что делал: коней диких своими руками связывал, в пущах по 10 и 20 живых, а сверх того, ездя по Роси, тоже ловил своими руками диких коней. Два тура меня бросали на рогах, вместе с конем; олень меня один бодал, и 2 лося - один ногами топтал, а другой рогами бодал, вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь у меня у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня вместе со мной повалил. Но бог невредимым меня сохранил. С коня много раз падал, голову свою дважды разбил, рукам и ногам своим причинял вред в юности своей, повреждая их, не охраняя жизни своей, не щадя головы своей. Что нужно было делать отроку моему, то я сам делал, на войне и на охоте, ночью и днем, на жаре и морозе не давал себе покоя; не полагаясь ни на посадников, ни на биричей, сам делал, что было нужно: весь порядок в доме своем устанавливал; ловчий наряд я сам держал, о конюхах, о соколах и о ястребах (сам заботился).

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

90. Две заслуги Владимира Мономаха Народное возмущение привело на золотой стол киевский Владимира Мономаха, который был не только талантливым полководцем, но и прозорливым политиком. Он понял, что лучше и легче жить в согласии со своим народом, нежели вечно запугивать его

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

«Поучение» Владимира Мономаха …Помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

6. Сочинения Владимира Мономаха В XI в. древнерусские книжники создали произведения во всех ведущих жанрах средневековой христианской литературы: историко-повествовательном (летописном), агиографическом и в жанре церковной проповеди (помимо «Слова о законе и благодати»

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Итог деятельности Владимира Мономаха В мае 1125 года Владимир Мономах тяжело заболел и поехал на место, которое было для него святым, - на берег реки Альты, где когда-то пролилась кровь Святого Бориса и где Мономахом была построена церковь.Он был очень набожным и

Из книги Полководцы Древней Руси. Мстислав Тмутараканский, Владимир Мономах, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий автора Копылов Н. А.

Великое княжение Владимира Мономаха В 1113 г. свершилась заветная мечта Мономаха. Он наконец стал великим князем киевским. Причем сел Владимир на киевский трон своего отца и деда не путем заговора, а решением народа. Смерть великого князя Святополка II вызвала в Киеве

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Чудеса времен Владимира Мономаха Во времена Владимира Мономаха (1113–1125) чудеса волхвов на Руси сменяются новыми чудесами, связанными с христианскими подвижниками (не только русскими), и некоторые из них, многократно описанные в летописях и подтвержденные

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА{73} (извлечение) ...А всего походов было 80 и 3 великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного 20, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей......убогую вдовицу не давал в обиду

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.7. Тяжела ли «шапка Мономаха»? (государственная деятельность Владимира II Мономаха) Наиболее известны читающей публике такие персонажи, как Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Грозный и т. п. Рядовые «труженики престола» в нашей стране привлекают куда меньшее

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Византийский дух Владимира Мономаха Всеволод I был образованным монархом; говорили, что он знал пять языков и поддерживал тесные связи с Византией и западным миром. Он женился на дочери императора Константина Мономаха; его сын Владимир стал мужем дочери Харальда

автора Мономах Владимир

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. Здесь оно искусственно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

УСТАВ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Введение Устав Владимира Мономаха (Устав о резах) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)».Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Приложение 4. ТРУДЫ И ДНИ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Ниже приводится краткая сводка фактов жизненного пути Владимира Мономаха, а также событий, происходивших в его время и имевших непосредственное отношение к нему самому или к общественно-политической жизни Русского

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Приложение 5. РОДОСЛОВИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Предки, потомки и ближайшие родственники Владимира МономахаДед по отцуЯрослав Владимирович (978 – 20 февраля 1054) – сын св. Владимира, крестившего Русь, и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Князь ростовский (987-1010),

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери –

Русский крестовый поход в степь. Смуты на Руси усиливали активность половецких орд. Они ежегодно предпринимали набеги на русские земли. Князья же попытались сплотить свои силы для борьбы с кочевниками. В 1100 г. на съезде в городе Витичеве князья решили предпринять совместный поход против степняков. Но прошло еще три года, прежде чем они окончательно договорились между собой. В 1103 г. князья с дружинами встретились на Долобском озере, чтобы организовать поход.

Наступила весна, самое удобное время для похода, так как к этому времени кони половцев после зимы еще не набрали силу и выносливость на только что зазеленевших пастбищах. Но Святополк предлагал отложить поход, заявив, что невыгодно отрывать смердов от весенних полевых работ и губить лошадей в походе. Его поддержали некоторые князья и бояре. И тогда слово взял Владимир Мономах. «Дивлюсь я, дружина,— сказал он,— что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

Карта. Поход Владимира Мономаха .

Выступление Мономаха положило конец спорам и колебаниям. Объединенное войско двинулось в путь. В походе не принял участие лишь давний друг половцев Олег, сославшись на болезнь. Русские дружины наголову разбили врага и пошли по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу. На три года после этого затихли половцы, но в 1106 г. их войско вновь двинулось на Русь, стремясь отомстить за свои прежние поражения. Русская рать встретила половецкие силы и в ожесточенном бою разгромила их.

Князья не стали ждать, пока половцы вновь наберутся сил, и предприняли в 1111 г. новый грандиозный поход в степь. Цель этого похода заключалась в том, чтобы достичь сердца половецких владений, захватить их главный город Шарукань. Для того чтобы обеспечить себе поддержку близких половецких орд, Владимир Мономах и Олег побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки и женили своих сыновей — Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.

Придал этому походу значение крестового похода. К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира, Святополка и Олега, сын Анны Ярославны, брат французского короля Филиппа I, граф Гуго Вермандуа. Сведения об этом крестовом походе были уже широко известны на Руси.

Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к их столице — степному городу Шаруканю. Город сдался на милость победителя. Другой город, Сугров, отказался сдаться и был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: «Здесь смерть нам, станем тверды» , а потом ударили на врага, и половцы побежали.

Основные силы сторон сошлись через три дня —27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили, точно великий лес». Но Мономах не стал ждать окружения, а сам повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке, и «столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов» — так говорится в летописи. В этой толчее половецкая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою не было равных русским воинам. Но и половцы сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. «Чело» русского войска — киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором врага, превосходившего их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили. В этой битве пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их ушла в степь.

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.

Приход Владимира Мономаха в Киев в 1113 г.
Восстание 1113 г. в Киеве. В конце XI— начале XII в. еще более значимой в русском обществе стала роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражались друг с другом и с кочевниками, обороняли города, захватывали добычу во время побед, теряли имущество во время поражений. Для поддержания их силы и могущества, их вооружения и снабжения требовались все большие средства. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Все большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам. Межкняжеские битвы сопровождались разорением городского и сельского населения, дополнительными поборами. Для простого человека все это оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи и увод пленных дополняли тяготы. К тому же смердов и горожан все чаще привлекали на бесчисленные сечи со степняками. Лежали запустевшими их пахотные земли, затухал огонь в кузнечных горнах, приостанавливал свой нескончаемый бег гончарный круг в ремесленных мастерских, страдала торговля.

Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах, прокормить семью, детей. Они шли в кабалу к богатым, продавали себя в холопы, брали в долг деньги, семена для посева, орудия труда. За это они должны были либо отрабатывать в хозяйстве своего «благодетеля» , либо за взятые деньги, кроме возврата суммы долга, еще и платить проценты, которые повышались с каждым годом. Особенно злодействовали ростовщики. Их основным занятием было ссужать нуждающихся людей деньгами за высокие проценты.

Большим «сребролюбцем» и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк Изяславич. И когда в 1113 г. он внезапно умер, это еще более обострило обстановку в Киеве. Различные боярские группировки начали борьбу за власть, стремясь посадить на престол одного из князей. В это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол, нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота.

Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор одного из бояр и ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Владимира Мономаха; только он мог унять выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в , если бы братья Святославичи, которые были старше его в роду, опротестовали это решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.

На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей. Поднялись против своих господ окрестные смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с ростовщиками, холопы вышли из повиновения господам.

И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось у князя сильнее других расчетов. Волнения быстро прекратились. Началось правление нового великого киевского князя Владимира Мономаха. В это время ему было уже 60 лет.

Владимир Мономах — великий князь. Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русское общество, т. е. прекратил его внутреннюю борьбу. Причем сделал он это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.

Сразу же после начала своего правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича» . В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов.

Владимир Мономах сумел устранить тем самым наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах. Он показал верхушке русского общества, что управлять страной и повышать ее силу и благополучие следует не насилием одних над другими, а прежде всего строгими, но разумными в тех условиях правилами. Его устав был направлен на то, чтобы уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от насилий со стороны низов общества, но одновременно обезопасить все общество от беспорядков, поддержать хозяйство смердов и ремесленников, которые составляли основу благосостояния общества.

В истории Руси он выступил как первый серьезный реформатор, т. е. как человек, осуществивший ряд серьезных преобразований в жизни общества, которые утихомирили хотя бы на некоторое время несогласия, раздоры, насилия.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей «отчиной» , он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и жестоко. Так, он подавил мятеж своего племянника Ярослава Святополчича, который правил на Волыни. Когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу.

Своих сыновей, как и его предки, великий князь рассадил по крупным городам — в Новгороде, Смоленске, Суздале. Подавил он и сепаратизм, т. е. стремление к самостоятельной политике и независимости, черниговских князей. Даже Олег Святославич беспрекословно слушался своего двоюродного брата. Нанес он удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения.

Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращения их набегов на Русь. Это уже не была оборона. Русь сама стремилась нанести удар своим врагам.
В 1116 г. великий князь сам возглавил поход в степь, хотя был уже немолод. Затем он посылал против половцев своих сыновей, и в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка.

Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Он, как когда-то Святослав, попытался утвердиться на Дунае. На юг было послано русское войско, а Мономах даже утвердил своих посадников — управителей в дунайских городах. Но Византия поспешила уладить отношения миром. На Русь было послано посольство с богатыми дарами и просьбой не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой «шапке Мономаха» . В реальности же «шапка Мономаха» , которая ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораздо позднее.

В конце жизниВладимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение» , в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми. Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро восторжествует. «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящим хлеба».

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Он имел русскую и европейскую славу. При нем Русь была сильна, едина и могуча, как никогда. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т. е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен» .

Мстислав Великий. Начало новой усобицы. В последние годы своей жизни Владимир все меньше лично занимался делами государства и военными походами. Многое он доверял своему старшему сыну Мстиславу. Он перевел его из Новгорода, где тот княжил долгие годы, к себе в Киев и постоянно держал при себе.

Когда же старый князь умер, то Мстислав взял власть в свои руки. Тем самым завет Ярослава Мудрого был нарушен, и во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха и опыт, воля Мстислава, а также поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны таким поворотом событий.

Время правления Мстислава (1125—1132), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он продолжал политику своего отца. попытались организовать нашествие, но столкнулись со всей мощью русских ратей во главе с Ярополком Владимировичем.

Позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу. Некоторые из половецких орд откочевали подальше от русских границ — к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди (эстов) и литовцев, которые с XII в. начали тревожить русские земли своими набегами.

Смерть Мстислава Великого стала гранью, за которой началась совсем другая Русь. Ушли два могучих правителя — Владимир Мономах и его сын, которые своей волей, талантом цементировали Русь, и после них она оказалась такой, какой сложилась к 30-м гг. XII в., но без сильных политических фигур. И первая же смута это хорошо показала.

Она вспыхнула между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Затем в нее включились сыновья Олега Святославича. Киев переходил из рук в руки. Сначала там утвердился один из сыновей Мономаха, через несколько дней его изгнал черниговский князь. 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя. Соперничавшие стороны в основном опирались на свои родные княжества, на свои мощные города. Оттуда они и руководили Русью.

Все это было верным признаком того, что с 30-х гг. XII в. Русь вступила в период политической, т. е. государственной, раздробленности.

Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям»

...Всех моих походов больших было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз при отце и после отца, отдавая при этом много имущества и многие одежды свои. На волю из плена [«из оков»] отпустил я знатных половецких князей: двух братьев Шарукана, трех Багубарсовых и четверых Овчины, а всех знатных князей до 100... А вот как трудился и я на охотах... В Чернигове это делал: коней диких своими руками в пущах живыми вязал по 10 и по 20, а кроме того, когда по Роси ездил, своими руками ловил тех же коней диких. Два тура метали меня на рогах и с конем, один олень меня бодал, а два лося — один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч сорвал. Медведь мне около колена подклад откусил. Лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мною повалил. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги, в юности своей вредил, не храня своей жизни и не щадя головы своей.


Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. - киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами и их обычным союзником - князем Олегом Святославичем. Владимир Мономах совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.

Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.





ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".


РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.


ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. (…)

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!".

(…) Если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.