А н корольковой. Персоналии

Жили-были два соседа. Один был бедный, а другой богатый. Поехали они пахать. Пашут, пашут. У бедного лошадь ожеребилась. А у богатого был конёк. Он видит – бедный спит. Он взял и привязал жеребёнка к своему рыдвану. Бедный встал, увидал и говорит:

— Сосед, да ведь это мой жеребёнок. Моя лошадь ожеребилась: вон, видишь, у неё бока опали.

А богатый говорит:

— Нет, это мой.

— Да ведь у тебя конёк!

— А это рыдван ожеребился.

Так и не отдаёт.

Стали судиться. Подали на волостной суд – присудили богатому. Подали на земский – присудили богатому. Подали на окружной в губернию. Судили, двенадцать человек гласных сидели – присудили богатому. Все твердят: рыдван ожеребился. Дошло дело до самого царя.

Когда царь всё узнал, то сказал:

— Тому жеребёнка отдам, кто отгадает три загадки. Что быстрее всего на свете? Что мягче всего на свете? Что жирнее всего на свете? Ответ можно дать через три дня.

Ну, приехал богатый мужик домой. Думает, думает, а надумать ничего не может. У него была мать, и говорит она ему:

— А ты, Васька, скажи: есть ли на свете быстрее нашей кобылы Любки, а жирнее нашего борова Васьки, а мягче-то всего перина пуховая.

А бедный подумал-подумал.

— Схожу-ка я к старику Опёнке, посоветуюсь.

У них старуха жила бедная-бедная. Двадцать два человека детей. А старик у неё – Опёнкой его прозвали за то, что детей дюже много.

— Пойду к Опёнке, к деду, посоветуюсь, как мне быть.

Пришёл к деду. Стал советоваться.

— Ну, говорит, как мне царские задачи разрешить?

— А что за задачи такие?

— Да так и так.

— Это надо спросить у матушки. Ей уже сто семьдесят два года.

— А где она?

— Да вот, в теплушке, мы ей сделали. Она, может, знает. Ведь она уже почти два века прожила.

Пошёл к ней беднячок в теплушку.

— Тётка Марфа, вот так и так. Не знаешь ли ты, что на свете всего быстрее, что всего жирнее и что всего мягче.

Она и говорит:

— Если тебя царь спросит, что всего быстрее, ты скажи – мысль, а что жирнее всего – мать сыра-земля, в ней больше всего жиров и соков, на ней всё расцветает, она всех питает, а что мягче всего – так мягче всего своя ладонь. Какая бы ни была мягкая подушка, всё человек ладонь под щёку подложит.

Поехали к царю, доложили.

Царь говорит:

— Ты сам отгадал?

— Да нет. У нас бабушка Марфа, ей уже сто семьдесят два года.

— Если она такая удалая, пусть выткет мне рубашку, чтобы рубцов не было.

Приходит беднячок к бабушке Марфе.

— Вот так и так, велел царь выткать рубашку, чтобы рубцов не было.

Она взяла веник бересклетовый, вынула одну жестиночку бересклетовую, тоненькую в спичку.

— Отнеси, — говорит, — царю. Если он из этой палочки сделает стан, вытку такую рубашку, как ему нужно.

Он пошёл. Царь посмотрел.

— Нет, из этой палочки стан не выйдет. Нельзя сделать. Ещё, — говорит, — почему такая пословица есть: «На весь мир не испечёшь блин?» Пусть твоя старуха ответит.

Бабушка Марфа сказала:

— Потому что такой сковородки большой нету.

Так и отсудил жеребёнка своего Василий Никитич. А он оказался кобылкой. Девять жеребят ему принесла. С тех пор стал он жить да бабку Марфу благодарить. Вот так и пословица лежит: «Век прожить – не поле перейти ». Побольше поживёшь – побольше узнаешь.

Сказки о мудрых ответах широко распространены в мировом фольклоре. В русском репертуаре они чаще всего встречаются в версиях о девке-семилетке, о беспечальном монастыре. Своеобразием сказки Анны Корольковой является то, что мудрый отгадчик – древняя старуха-мать, с чем связан и конечный вывод из сказки.

Для справки: Анна Николаевна Королькова – уроженка села Старая Тойда, Анненского района, Воронежской области. Село это, как и весь Анненский район, очень богато песнями и сказками. Здесь не надо наводить длительных справок о сказочниках и песельниках, разыскивать их, бесконечно уговаривать спеть или рассказать старинную притчу, как приходится это делать фольклористам в других местах. Песня и сказка живут здесь полнокровной жизнью. В домах сельчан, в клубе, на ферме – словом, везде, где соберётся несколько человек, как только выдастся свободная минутка, поют прекрасные долгие песни, рассказывают поучительные сказки, передают старые предания, связанные с местными урочищами.

Среди своих земляков Анна Николаевна Королькова пользовалась особым уважением и славой как сказочница-мастерица этого искусства. Родилась она в 1892-м году; в ранней юности переняла свои сказки от глубоких стариков, так что репертуар её восходит к концу 18-го-началу 19-го вв. И репертуар этот исключительно велик и многообразен: тут и эпические богатырские сказки, и поэтические волшебные сказки, и сложные по своей фабуле авантюрные повести, и острые сатирические новеллы, и детские сказки о животных, и весёлые анекдоты. Хотя сказочница в последние годы и жаловалась, что уже не может вспомнить многие сказки, которые раньше часто рассказывала, в 1955-1957 гг. от неё было записано свыше ста сказок.

Анна Николаевна Королькова прожила долгую, нелёгкую жизнь, и всюду, куда бы ни забрасывала её судьба, спутницей её была сказка. С девяти лет Анюта пошла в люди, работала нянькой и прислугой у чужих людей. В двадцать лет, по настоянию отца и матери, вышла замуж в большую семью, «десятой снохой». Мужа своего она до свадьбы почти не знала, горько плакала, отправляясь к венцу. Но человеком он оказался хорошим, смирным, работящим, так что прожили они душа в душу больше тридцати лет, вели большое хозяйство, родили семерых детей. «Только в одном он меня укорачивал, — с юмором рассказывала Анна Николаевна, — ты, бывало скажет, Анюта, и умная, и хорошая, только много разговариваешь. Умные люди меньше говорят». Анна же везде и всюду рассказывала сказки. Черта эта, живая общительность, непреодолимое желание сообщить окружающим что-нибудь занимательное, забавное или поучительное, сохранилась у Анны Николаевны до глубокой старости. Основное ядро её огромного репертуара составляют традиционные волшебные сказки: «Ковёр-самолёт», «Финист-Ясный Сокол», «Сестрица Алёнушка», «Сивка-бурка», «Два соседа» и другие классические сюжеты народной сказки. Рассказывая, Анна Николаевна всегда сохраняла обычную традиционную композиционную схему, трактовку образов, традиционную идейную направленность. Но каждый её текст вместе с тем несёт в себе нечто новое, своеобразное, присущее именно её творческой манере.

Королькова Анна Николаевна Родилась Анна Николаевна в далеком 1892 году в селе Старая Тойда Аннинского района Воронежской области. Свой творческий дар Анна Николаевна получила в наследство. В семье Корольковойлюбили петь и рассказывать. Славу сказочницы и песенницы завоевала ее бабушка Мария Потатьевна - без нее ни одна свадьба в селе не обходилась. Много песен, загадок и прибауток знал дед Анны Николаевны - Устин Сергеевич. Маленькая Анюта рано познала тяжелую крестьянскую долю: с 9 лет она была нянькой, батрачкой, прислугой. Намаявшись за день, она с подругами поздним вечером бежала к старому пасечнику - деду Степану, который знал много сказок и охотно их рассказывал, а она удивлялась и запоминала, впитывала, как губка. Память у нее была удивительная. Анна Николаевна помнила наизусть 132 сказки, не считая сказов и преданий. А вот писать Королькова почти не умела, только расписывалась, а читала хорошо - сама выучилась. В 1933 году семья Анны Николаевны уехала в Воронеж. Муж работал на заводе, а она воспитывала шестерых детей. А когда в 1942 году началась эвакуация Воронежа, она вернулась на родину, в Старую Тойду со своей большой семьей: дочерьми и внуками. На малую родину Королькова приехала известной: знали ее и слушатели и читатели. Перед самой войной вышел сборник «Песни и сказки Воронежской области», в который вошли и некоторые ее сказки. Ее произведения передавались по радио. В родном селе А.Королькова организовала хор, с которым выезжала в прифронтовую местность, давала концерты в воинских частях. Почти весь репертуар хора Анна Николаевна готовила сама, была его художественным руководителем и солисткой. Солдаты, измученные ранами, на костылях, забинтованные, стояли, сидели, лежали и слушали песни, которые радовали, удивляли, подбадривали их, помогая превозмочь боль, вернуться к жизни. А хор до поздней ночи репетировал, готовил новые номера. Многие участники хора оставались ночевать в просторной крестьянской избе, где Анну Николаевну с детьми приютила ее давняя подруга. Пройдет совсем немного времени и композитор К.И. Массалитинов объединит самодеятельные коллективы, и вновь созданный Воронежский русский народный хор обретет самобытное творческое лицо. Ему будут аплодировать слушатели многих стран мира. Ни одна программа хора не обходилась без задорных, звонких частушек, припевок, нескладушек, зачастую сочиненных на злобу дня Анной Николаевной. Но главное дело в жизни Анны Николаевны - создание сказок. В репертуаре Корольковой мы находим сказки всех жанровых разновидностей. И о богатырях («Илья Муромец», «Добрыня Никитич») и волшебные («Сивка - Бурка», «Сестрица Аленушка»), и социально - бытовые («Муж и жена», «Про барина»), и различные повествования, заимствованные из лубочных книжек (например, сказки о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче) и детские сказки о животных («Колобок», «Коза и четверо козлят». «Кот, петух и лиса» и др.) Сказки А.Н. Корольковой впервые были опубликованы в 1940г. в Воронеже, в сборнике «Песни и сказки Воронежской области». Затем они появлялись в газетах «Коммуна» и «Литературная Россия», в альманахе «Литературный Воронеж», в журналах «Колобок», «Подъем», «Работница», а также выходили в различных фольклорных сборниках. А в 1969г. они были опубликованы отдельным сборником в Москве, в издательстве Академии наук. Анна Николаевна получила мировую известность. Ее сказки за рубежом издавались в 1970г. - на немецком языке, а в 1976г. на японском языке. В 1957г. ее принимают в Союз писателей. Фольклористы словесники и музыковеды записали от нее немало свадебных, любовных, семейных и других необрядовых лирических песен, частушек, пословиц, поговорок и загадок. За заслуги в общественно - литературной деятельности А.Н. Королькова награждена орденом Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. Именем Корольковой названа улица в Левобережном районе города Воронежа. В Старотойденской средней школе Аннинского района собран материал и открыт музей А.Н. Корольковой. Центральная улица родного села теперь называется ее именем.

Золотой сундучок - сказки Корольковой Анны Николаевны В едва памятные времена, рассказывала старуха одна, будто бы в их селе протекала быстрая река. На берегу речки стояла верба. Под вербой стояла избушка, в ней жили старик и старушка. У них было два сына. Больший сын оказался богатырем. Когда он возрос, стало ему девятнадцать лет, он отпросился у отца и у матери походить по земле, поглядеть белый свет. Однажды он идёт по чистому полю, встречаются с ним две девушки. Одного они возраста. И обе они такие красивые, что глаз не отвести. Косы у них русые, ниже пояса. В косах у них ленты алые. Сами они девы бравые. Только одна была обута в сафьянных красных сапожках на высоких каблучках, на каждом каблучке две подковки, одна золотая, другая серебряная, а другая была в простых черевичках. Они ему так понравились, что не может он глаз отвести, и решил он на одной жениться. И он спросил: - Кто вы, красны девушки, какого роду-племени? Какая в сапожках отвечала: - Я дочь одного известного богача Линникова, а она служанка моя. Он сказал: - Кому я нравлюсь из вас, подайте мне руку. Купецкая дочь подала руку. Он взял её и сказал; - Ты будешь моей женою. А она сказала своей подруге: - А ты как была, так и будешь моей служанкой. И пошли они втроём. Дошли до ближайшего города и стали жить. У богатыря было много злата-серебра. Богатую девушку звали Дуняша, а служанку - Наташа. Жену богатыря звали Евдокия Николаевна. Евдокии Николаевне отец дал богатое приданое. Много дал земли, леса и скота всякого. Они живут богато. У них был кучер, он очень нравился богатырю. Кучер женился на служанке Наташе. Вот они и живут. Этого русского богатыря звали Дмитрием, ему хочется пойти в дикую степь постранствовать, но он боится жену оставить, как бы она не полюбила другого. И поехать он не мог, коня у него богатырского не было. Он тогда заказал маленький золотой сундучок. Там были хрустальные окошечки. И положил туда лебяжью перину. Посадил богатырь туда Евдокию Николаевну. Там можно было сидеть и спать. Взял он сундучок на плечо и пошёл. Идёт дня два, три. Остановится на степи, откроет сундучок. Она выйдет, они покушают, поговорят. Она сядет, ножки вытянет, он положит ей голову на колени и спит богатырским сном так, что его разбудить нельзя, пока сам не проснётся. Проснётся, натянет лук, убьёт дичь. Сварят, съедят. Он запрет её в сундучок, пойдёт дальше. Однажды остановился богатырь на опушке леса. Покушали, поговорили, она села, он ей голову на колени положил и заснул богатырским сном. А с охоты шёл Царевич, вышел он из лесу и увидел её. Он не дошел до неё несколько шагов, остановился. Так она ему понравилась, что не может глаз отвести. Глаза у неё были тёмно-голубые, как в самый прозрачный день небо. Лицо её было белое, как снег. Брови её чёрные, как бархат. Волосы её были тёмно-русые и кудрявые и такие длинные, что закрывали плечи и спину и лежали даже на степи. Царевичу показалось, что это морская волна. Он стоит и молчит. А она говорит; - Что ж стоите, подходите ближе, кто вы такой? - Я царевич. - Подойдите, подарите мне колечко со своего перста. - Я бы подошёл и подарил, да боюсь; у тебя на коленях богатырь спит. - А как же другие царевичи не боялись, вон они мне сколько надарили. И показала снизку колец. Он подошел. Снял с мизинного перста золотой перстень, с голубой подчерню и подал ей. Она сказала: Вы на охоте были, устали. Лягте в мой золотой сундучок, по отдохните. Он влез в сундучок и лёг на лебяжью перину. Богатырь проснулся и спрашивает: - Долго ли я спал? - Три дня и три ночи. - Надо идти, продолжать путь дальше. Мне нужно подойти вовремя, куда я спешу. Полезай в сундучок. Она влезла, он положил за плечи и пошёл. Так он и шёл чистыми полями бархатными лугами, дремучими лесами. И ходил он так много лет. Стал он стареть. Тяжело ему стало носить сундук, он и думает: - Дай я его открою, выпущу её. Пусть ходит со мной. Теперь она уже ни в кого не влюбится. Открывает, а там их двое; жена и царевич. Он говорит; - Э-э, недаром мне было тяжело. Я их двоих носил. Надо было помнить мне пословицу, что противная лошадь семь раз в день думает хозяина копытом убить, а красивая жена думает семь раз в день мужу изменить, другого полюбить.

1892 - 1984

Королькова Анна Николаевна (3(15).02.1892-2.01.1984), писательница-сказочница, член Союза писателей СССР (1957).
Знаменитая сказительница и песенница родилась в селе Старая Тойда Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Аннинский район Воронежской области) в бедной крестьянской семье.
Свой творческий дар Анна получила в наследство. Старая Тойда издавна славилась своими песнями, сказками. Любили петь и рассказывать и в семье Глазковых. Как сказочница и песенница славилась её бабушка Мария Потапьевна, без неё в селе ни одна свадьба не обходилась, а дед Устин Сергеевич Глазков знал много песен, загадок и прибауток.
В детстве он был поводырем слепого певца, благодаря которому разучил множество народных и духовных песен. В детстве Анна была нянькой, батрачкой, прислугой. Иногда по вечерам она с подругами бывала у старого пасечника - деда Степана, который знал много сказок и охотно их рассказывал, а она удивлялась и запоминала. Анна Николаевна помнила наизусть множество сказок, не считая сказов и преданий.
В 1913 г. её выдали замуж в большую семью, за Ефима Ферапонтовича Королькова, где она стала десятой по счёту снохой. Жили трудно и бедно, особенно тяжело пришлось во время голода 1920-1921 гг.
С 1931 г. работала в колхозе. В 1933 г. семья Анны Николаевны уехала в Воронеж, где муж работал на заводе СК-2 (в дальнейшем им. Кирова) вулканизатором, а она воспитывала шестерых детей. А. Н. Королькова часто посещала заводской клуб, где с дочерьми и землячками организовала женский хор, который быстро стал известен в городе. 8 марта 1938 г. в клубе состоялся первый настоящий концерт хора. Летом 1938 г. хор впервые отправили на гастроли в Ярославль, на Всесоюзную олимпиаду коллективов художественной самодеятельности предприятий химической промышленности, откуда они вернулись победительницами. Выступали женщины и перед первыми лицами государства в Колонном зале Дома Союзов.
С 1937 г. А. Н. Королькова стала сочинять собственные сказки. В 1940 г. сказки А. Н. Корольковой были опубликованы в сборнике «Песни и сказки Воронежской области». Её сказки и предания печатались: в газетах «Коммуна» и «Литературная Россия», в альманахе «Литературный Воронеж», в журналах «Колобок», «Подъём», «Работница», в различных фольклорных сборниках и передавались по радио.
В 1941 г. в Воронеже издан первый сборник сказок Анны Корольковой (запись сказок осуществил фольклорист В. А. Тонков, он же написал вступительную статью и подготовил комментарии).
Когда Воронеж стали часто бомбить, Королькова с дочерьми и внуками в июле 1942 г. эвакуировалась в Старую Тойду. В родном селе А. Королькова организовала новый хор, с которым выезжала в прифронтовую местность с концертами в воинских частях. Почти весь репертуар хора она готовила сама, была его художественным руководителем и солисткой. Эта группа певиц из Старой Тойды в конце 1942 г. влилась в Воронежский русский народный хор под руководством К. И. Массалитинова. Первый концерт хора был дан в Аннинском доме культуры 20 апреля 1943 г.
Об одной из поездок в гвардейское соединение 27 июня 1943 г. писала газета «Коммуна»: «Перед началом концерта артисты передали привет переполненному залу от трудящихся освобождённого Воронежа. Долго не смолкали аплодисменты. После исполнения песни «О Воронеже» в зале усиливается оживление. Сказительница хора А. Н. Королькова читает свой сказ о танкистах-руссияновцах. Зал не даёт начать следующую песню. Все встают, генерал-лейтенант Руссиянов идёт на сцену, обнимает и крепко, как родную мать, целует Анну Николаевну…». С концерта и артисты, и зрители уходили радостными и счастливыми.
После войны вместе с Воронежским народным хором уже известную воронежскую сказительницу стали звать в школы и детские сады, выступать в библиотеках, клубах, на предприятиях. Ни одна программа хора не обходилась без задорных, звонких частушек, припевок, нескладушек, зачастую сочинённых на злобу дня Анной Николаевной. Долгое время она являлась консультантом молодёжного ансамбля «Лада», выступала на радио и по телевидению.
Анна Королькова снялась в эпизодической роли в фильме Веры Строевой «Большой концерт» (1951), в котором снимались и артисты Воронежского государственного народного хора.
В 1956 г. были записаны 72 сказки Корольковой. В 1957 г. Анну Николаевну Королькову принимают в Союз писателей СССР. Её труд отмечен многочисленными государственными наградами: орденом «Трудового Красного Знамени», медалями «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Материнская слава», «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина».
Фольклористы-словесники и музыковеды записали от неё немало свадебных, любовных, семейных и других необрядовых лирических песен, частушек, пословиц, поговорок и загадок.
В репертуаре Корольковой были сказки всех жанровых разновидностей: богатырские, волшебные, бытовые, авантюрные, сказки о животных. Лучшие из них: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Ковёр-самолет», «Сивка-Бурка», «Финист - Ясный Сокол», «Сестрица Аленушка», «Мальчик с пальчик», «Сума, дай ума», «Ворожей» и др. Есть редкие сказки: «Бова-Королевич», «Царь Соломон», «Баба хуже чёрта» и уникальная сказка «Князя Петра верная жена», восходящая к древнерусской «Повесть о Петре и Февронии». С величайшим мастерством для детей читала она сказки «Колобок», «Коза и четверо козлят». «Кот, петух и лиса» и др.

В 1972 г. на магнитофонную ленту было записано 138 сказок А. Корольковой.
Сказка для А. Н. Корольковой была великолепной возможностью выразить своё отношение к действительности, к современникам и к историческим корням народа. Она часто вписывала в свои сказки события реальной жизни: местные географические названия (Воронеж, Тойда, Битюг), фамилии бывших местных помещиков и купцов, имена своих односельчан. Фольклорист Э. В. Померанцева писала: «Создаваемый этим местный колорит делает сказку более живой, усиливает её комические эффекты. Придаёт большую конкретность её сатире. Подчас А. Н. Королькова вводит в свои волшебные сказки так много бытовых элементов, так густо насыщает их социально острыми деталями, что они как бы теряют свою жанровую специфику и воспринимаются как бытовой рассказ, как сатирическое повествование». Традиционная сказочная обрядность, народный колкий юмор и интересно подмеченные детали отличают сказки Анны Корольковой.
Сказки, пословицы, поговорки, рассказанные А. Н. Корольковой, регулярно появлялись в печати - в специальных сборниках, журналах, отдельными изданиями. В некоторых сборниках сказок публиковалась автобиография сказочницы «А. Н. Королькова - о себе» .
В 1969 г. московской фольклористкой Э. В. Померанцевой был подготовлен и издан в издательстве Академии наук СССР сборник её сказок, сохранивший во всей полноте все характерные особенности языка сказительницы. Все остальные сборники выходили в обработке воронежских литераторов: В. Тонкова, М. Сергеенко, А. Шубина, Г. Воловика. Сказки Корольковой издавались и за рубежом.
В XXI в. в Воронеже изданы иллюстрированные сказки Анны Николаевны: «Золотое колечко из кукушкиных слёз» (ЮВЖД, 2001); «Ковёр-самолёт» (Центрально-Чернозёмное издательство, 2003); «Золотой сундучок» (Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012).
Издания сказок А. Н. Корольковой иллюстрировали воронежские художники В. А. Кораблинов , Е. Я. Пошивалов , В. А. Пресняков , Н. И. Литвиненко, А. В. Аникеев .
Анна Николаевна принимала участие в работе Воронежской писательской организации, и как писал Е. Г. Новичихин: «…с руководителями организации Константином Локотковым, Евгением Люфановым, Владимиром Гордейчевым , Сергеем Гуськовым, Эдуардом Пашневым, и с главными редакторами «Подъёма» Фёдором Волоховым, Виктором Поповым она поддерживала ровные, доброжелательные отношения. С ней дружили Гавриил Николаевич Троепольский , Владимир Александрович Кораблинов, многие другие мастера художественного слова…». Когда однажды на Троепольского написали донос в ЦК КПСС, она не побоялась встать на защиту автора «Белого Бима». С поэтом П. Э. Касаткиным Анна Николаевна соревновались, кто больше пропоёт частушек.
В 1977 г. был издан биобиблиографический указатель литературы «Анна Николаевна Королькова» в серии «Воронежские писатели и литературоведы».
При жизни Анны Корольковой была выполнена скульптура сказительницы (1971,1975, керамика) в трёх вариантах скульптором Анной Аркадьевной Толмачёвой. Все они экспонировались на всесоюзных выставках.
Умерла А. Н. Королькова в 1984 г. в возрасте почти 92 лет и была похоронена на Левобережном кладбище г. Воронежа.
В Государственном архиве Воронежской области имеется личный фонд А. Н. Корольковой.
Живописные портреты сказительницы написали художники Е. В. Соломкин, Михайлов.
В Воронеже установлены две мемориальные доски А. Н. Корольковой - на месте дома, (переулок Прохладный, 14), в котором она жила в послевоенные годы и на доме № 12 по Ленинскому проспекту, где она жила с 1955 по 1984 гг. В 1997 г. именем сказительницы была названа новая улица в Левобережном районе Воронежа.
Имя Корольковой носит Воронежская городская библиотека семейного чтения № 39 (ул. Цимлянская).
Почётное место занимает экспозиция, посвящённая А. Н. Корольковой, в музее народной культуры и этнографии Воронежского государственного университета.
В 1996 г. в Центре развития ребенка - детском саду № 198 (Левобережный район Воронежа) создан музей «Сказки и сказочники» , где хранятся личные вещи А. Н. Корольковой и её бюст.
Центральная улица родного села сказительницы (с. Старая Тойда Аннинского района) носит имя А. Н. Корольковой. В Старотойденской средней школе действует музей А. Н. Корольковой.
В Воронежском государственном театре кукол «Шут» имени В. Вольховского поставлены «Сказки бабушки Корольковой» для «Сцены из книжки для малыша и малышки» («Малышкиной сцены»). Удивительные истории «Горошинка», «Почему петух нарядный», «Сума, дай ума» звучат ново и современно, как будто их только что сочинили.
К 125-летию со дня рождения воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой в Воронеже прошёл театральный вечер и другие мероприятия.
И сегодня, благодаря прекрасной сказительнице Анне Николаевне Корольковой, русская сказка жива!

Литература

  • Голиков В. Моя бабушка Анна Королькова: док. повествование // Золотое колечко из кукушкиных слёз / А. Н. Королькова. - Воронеж, 2001. - С. 8-33: ил.
  • Пухова Т. Ф. Отзвуки искусства скоморохов в сказках А. Н. Корольковой и А. К. Барышниковой (Куприянихи) / Т. Ф. Пухова, Н. В. Аникеев // Народная культура сегодня и проблемы её изучения: материалы науч. регион. конф. 2012 г. / под ред. Г. Ф. Ковалёва. - Воронеж, 2012. - С. 31-47. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; вып. XII).
  • Новичихин Е. Г. Добрым молодцам урок. Жизнь и судьба Анны Корольковой / Е. Г. Новичихин. - Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2014. - 164 с., 8 отд. л. ил. - (Неизвестные известные воронежцы).
  • Решетова А. Памятник сказительнице А. Н. Корольковой / А. Решетова, К. Люкова, А. Пьяных // Воронежское краеведение: традиции и современность: материалы ежегод. обл. науч.-практ. конф. (23 нояб. 2013 г.). - Воронеж, 2014. - С. 53-57.
  • «Региональная фольклористика в воронежском тексте русской культуры»: к 40-летию со дня смерти известной воронежской сказительницы А. Н. Корольковой // «Воронежский текст» русской культуры: страницы истории и современность / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2015. - Вып. 3, разд. III. - С. 167-201.
  • Воронежский край. Памятные даты на 2017 год / Воронеж. обл. универс. науч. б-ка им. И. С. Никитина. - Воронеж, 2016. - С. 33-34.
  • Королькова А. Н. «Я слова-то разбираю да в карман покладаю...»: встреча народной сказительницы со студентами-филологами / А. Н. Королькова; авт. предисл. «Уроки народной сказительницы» Т. Пухова // Воронежский простор. Этнокультурные особенности края / сост.: В. В. Будаков, Е. Г. Новичихин. - Воронеж, 2016. - С. 171-206. - (Подъём-регион).
  • Литвинов В. Неизвестная А. Н. Королькова (малоизвестные факты из творческой биографии сказительницы) / В. Литвинов, Т. В. Марек // Человек и общество: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. пед. ун-т; ред. М. В. Шакурова. - Воронеж, 2016. - Вып. 15. - С. 366-373.
  • Наследие воронежской сказительницы / подгот. В. Чурсанова // Воронежское подворье. - 2017. - № 2. - С. 36-38: фот.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.