Конспект логопедического занятия "Зимние развлечения" в средней группе для детей с общим недоразвитием речи. Конспект логопедического занятия во второй младшей группе

Конспект логопедического занятия для средней группы.


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югра
Тема: "Зимние забавы"
Описание: Данное занятие разработано для детей среднего дошкольного возраста.Может быть интересно педагогам дошкольного образования и полезно родителям.
Цель: развитие лексико - грамматического строя речи
Задачи:
Образовательные:
Расширение словаря прилагательных, совершенствование умения отвечать на вопрос: какая?
Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными; существительные с глаголами
Формирование умения подбирать слова-антонимы;
Образование существительных множественного числа именительного падежа
Коррекционные:
Совершенствование целенаправленного выдоха;
Развитие зрительного внимания и восприятия; мышления;
Развитие координации движений с речью.
Воспитательные:
Воспитание чувств взаимопомощи, ответственности, доброжелательности.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети стоят у стульчиков.
Учитель-логопед: Сядет тот, кто скажет про снежинку, какая она? (Ответы детей: холодная, красивая, белая, …)
Учитель-логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость, но чтобы его увидеть, нужно отгадать загадку:
Его не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Он холодный и большой,
Кто же он такой?
(На экран проецируется изображение Снеговика)
Учитель-логопед: Конечно, это снеговик! Посмотрите на снеговика повнимательнее, и скажите, как вы думаете какое у него настроение?
- как вы определили? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Верно, настроение у Снеговика веселое, а радуется он тому, что на улице его любимое время года!
- Кто мне скажет, почему Снеговик любит зиму? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Зимой на улице холодно, а дома – (Ответы детей: тепло)
А у нас в саду тоже тепло, что же может случиться со Снеговиком? (Ответы детей: он может растаять) .
Учитель-логопед: Что же нам делать? (Ответы детей)
- А я кажется, знаю, давайте подуем на него. (Дети дуют на снеговика на экране появляются снежинки)
Учитель-логопед: Когда ветер дует на снежинки, поднимается метель! Становится холодно. Посмотрите как много снежинок, подуем на них и устроим метель. (Дети дуют на снежинки) .
- Снежинок было много, метель часть снежинок унесла, и их осталось - (Ответы детей: мало)
- Кто посчитает сколько снежинок?
- Посмотрите внимательно на снежинки и попробуйте найти одинаковые.
Учитель-логопед: Снеговику очень понравилось, что вы позаботились о нем – подули на него, чтобы он не растаял, и устроили для него снежную метель. А он приготовил для вас интересное задание: «Найди, чего не хватает».
(на экран проецируется карточка с изображением предметов: снеговик, снегурочка, снежинка)

Посмотрите внимательно на экран кого вы видите?
- Сколько Снегурочек?
- Сколько снежинок?
- Сколько Снеговиков?
- Значит, кого не хватает? (Ответы детей)
Ребята, Снеговичок для нас еще игру приготовил. Вставайте на ножки и поиграем.
(Физминутка, движения выполнять по тексту)
Давай дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка,
Увы, и нет снеговика.
Учитель-логопед: Ребята, Снеговику снова стало жарко, он приглашает нас на улицу. Что же нужно сделать, чтобы пойти на улицу? (Ответы детей: одеться)
Учитель-логопед: Правильно, на улице зима, поэтому обязательно нужно одеваться. Какую же одежду мы будем одевать?
(на экран проецируется изображение одежды)

Учитель-логопед: Значит, какая одежда лишняя? (дети называют лишнюю одежду, при наведении курсора на названный предмет одежды он по щелчку мыши исчезает)
Ребята, а нам хватит одной шапки, одной шубки, одних ботинок на всех? (Ответы детей)
Значит нам нужны… (Ответы детей: шапки)
(на экране появляются дополнительные комплекты одежды, дети образуют существительные мн.ч., им.п.)
Учитель-логопед: Что же мы возьмем с собой на улицу?
(На экран проецируется изображение лыж, санок, коньков и игрушек )

Что не будем брать? (дети называют лишние предметы, они по щелчку мыши исчезают)
Ну что, готовы к прогулке? Раз, два, три, четыре, пять – отправляемся гулять.
(на экран проецируется изображение мальчика идущего на лыжах)

Учитель-логопед: Посмотрите, кто это гуляет? (Ответы детей)
- Что он делает? (Ответы детей: идет на лыжах)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одного мальчика)
-Что делают мальчики? (Ответы детей: мальчики идут на лыжах)
-Давайте покажем, как мальчики идут на лыжах.
(на экран проецируется изображение девочки, катающейся на коньках)

Учитель-логопед: Что делает девочка? (Ответы детей: катается на коньках)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще одной девочки)
-Что делают девочки? (Ответы детей: девочки катаются на коньках)
-Попробуем показать, как девочки катаются на коньках.
(на экран проецируется изображение мальчика играющего в снежки)


Учитель-логопед: А чем занят этот мальчик? (Ответы детей: он играет в снежки)
(по щелчку мыши на экране появляется изображение еще нескольких детей)
-А чем заняты мальчики? (Ответы детей: Они играют в снежки)
-Покажите, как мальчики кидают снежки.
Учитель-логопед: Молодцы! Снеговику очень понравилось с нами играть и гулять, но ему пора возвращаться в свой зимний лес. Скажем ему до свидания? (дети говорят снеговику до свидания)
Учитель-логопед: И нам с вами пора возвращаться: скажем дружно – раз, два, три снова в группе мы.
Учитель-логопед: Кто к нам приходил? В какие игры понравилось играть со Снеговиком? (Ответы детей)

Презентация на тему: Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий "Зимние забавы"

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме

« Зима. Зимние забавы» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

1.Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.

2.Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.

Образовательная область « Познавательное развитие».

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

3.Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия.

Образовательная область « Речевое развитие».

Коррекционно-образовательная работа.

1 .Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме « Зима. Зимние забавы».

2 .Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.

3 .Воспитывать правильный умеренный темп речи.

4 . Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

5 .Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.

7. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.

8. Обучение составлению простых предложений по образцу.

9. Стимулирование проявления речевой активности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

1.Учить детей дорисовывать отдельные элементы.

2.Закрашивать контурные изображения.

3.Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

1.Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью..

Предварительная работа: изучение лексической темы « Зима.Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.

Материалы:

ИКТ, снежный комок из ваты, заготовки изображений снеговиков с отсутствующими деталям

Ход занятия.

1.Знакомство с темой.

Логопед:

Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

« Посмотрите, что за чудо,

Все кругом белым-бело.

Крыши, улицы, деревья,

Все дорожки замело.

Лед сковал озера, реки,

Во дворе метет метель.

От мороза стынет птица,

Веселиться птице лень.

Солнце светит,но не греет.

Дни короче, ночь длинней.

Что за время года, дети?

Подскажите мне скорей?» (зима)

  • Какие приметы зимы вы знаете. Посмотрите на картинку. Она вам поможет.(Дети вспоминают приметы зимы)

2. Координация речи с движением

Логопед: Ребята, посмотрите, снег пошел. Давайте поиграем.

Белый снег пушистый, (руки перед собой. Движения кистями рук)

В воздухе кружится. (кружатся вокруг себя)

И на землю тихо (медленно опускаются на корточки)

падает, ложится.

3 . Подбор определений и глаголов. Игра со снежком(мячом).

Логопед: Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Логопед кидает снежок каждому ребенку)

(Дети пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий…)

Логопед: А что снег может делать?

(Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться…)

Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце.(логопед раздает снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать.(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

— Как вьюга затихает.

Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом.(дети « греют» руки теплой воздушной струей).

5.Сюрпризный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку. Если угадаете, то у нас появится гость.

« Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто пришел к нам? (снеговик)

Логопед: Молодцы, угадали загадку! И снеговик появился, чтобы с нами поиграть.

/ На мультимедийном устройстве появляется слайд/

4.Отгадывание загадок.

Логопед: Зима - морозная пора, но очень веселая! Много игр, развлечений забав зимой! Снеговик загадает загадки о своих любимых зимних забавах. Если вы угадаете загадку, то отгадка появится.

  • Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их…….. (лыжи)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд//

  • Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, скорей на лед.

На лыжи и ……..(коньки)

/ на мультимедийном устройстве появляется отгадка/

  • Сажусь и качусь,

С горы я мчусь.

Но это не санки,

А просто………. (ледянка)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  • ОЙ, насыпало снежка!

Вывожу коня- дружка.

За веревочку –узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки)

/ на мультимедийном устройстве появляется слайд/

Логопед: А какие зимние забавы любите вы? Вспомните и те, о которых забыл снеговик.(дети отвечают по одному).

  1. Координация речи с движением. Развитие общей моторики.

Логопед:

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (показывают крышу над головой)

Снег на улице идет (Потряхивающие движения кистями рук сверху вниз)

Дворник улицу метет (имитация движения)

Мы катаемся на санках (Дети приседают)

Пишем на катке круги (имитация катания на коньках)

Ловко бегаем на лыжах (имитация движения)

И играем все в снежки. (дети лепят и бросают снежки).

  1. Развитие зрительного внимания, « нелепицы»

Логопед: Ребята, снеговик нарисовал интересную картину, но мне кажется на ней много ошибок. Найдите их.

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  1. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята, нашему снеговичку очень грустно одному.

Давайте сделаем ему друзей, точь в точь как наш снеговик. Я начала их рисовать, но закончить не успела. Помогите мне.

Логопед, обращаясь к каждому ребенку: Чего нет у твоего снеговика?

(У моего снеговика нет ведра, ….метлы, рук, носа, глаз.

Я дорисую снеговику ведро………Дети дорисовывают снеговиков.)

  1. Итог занятия.

Дети благодарят снеговика за интересную игру и дарят рисунки.

Через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.

1. Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
2. Формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова)
3. Укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения).
4. Подбирать прилагательные к слову зима, снежинки; образовывать Родительный падеж имен существительных.
5. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения); развивать фантазию, творческую инициативу.
6. Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры.
7. Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.

1. Организационный момент

Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)

Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.

2. «Приветствие». Диалог музыкального руководителя и детей. Проговаривание текста с прохлопыванием ритмослогов.

Муз. рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук. Будем заниматься?
Дети. Да, да, да!

Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).

Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.

Логопед: Дети, так чего много зимой?
Дети. Снега.

Логопед. Зима, какая?
Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.

Логопед. Зима хочет рассказать о путешествии снежинок и поиграет с вами.

3. Ритмическая разминка.

Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу)
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг)
Ну а снег метет, метет,
Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу с покачиванием рук вправо-влево перед собой)
А деревья за окном
Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны-вверх, закрыть глаза)

Зайчик скачет на опушке,
Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом)
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху)
Чтоб в мороз не замерзать,
Птичкам надо полетать. (Бег на месте на носках, взмахи руками в стороны)

Логопед. А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.

Что за звездочки сквозные.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке?

Дети. Снежинки.

Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие они? (Слайд № 2)

Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.

4. Фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

Снежинки жили в большой снеговой туче.

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)

5.Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и «чашечкой» дотрагиваемся до верхней губы.

6. Двигательное упражнение «Снежинки»

Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.

Дети надевают полоски-маски снежинок.

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат.

Играет быстрая музыка, «снежинки летают» (дети врассыпную бегают по залу).

И вот - тихий-тихий снег идет.

«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.

Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.

7. Песня о зиме. Слова и музыка Б. Ябко. «Зимние картинки»

Музыкальный руководитель поет с детьми песню.

Ветер злюка дует,
Кружатся снежинки.
И зима рисует -
чудные картинки.
Под окном березку,
Снегом пеленает.
Ивушке прическу
Пухом украшает.
Побелила шубки
Зайчикам трусливым.
И сковала слезки
Капелькам плаксивым.

8. Логопед. Снежинки нам устроили снегопад. (Дети по слогам отхлопывают слово сне-го-пад Слайд №3)

А из снега я слепила?

Дети. Снежный комочек

«Пляска со снежками» музыкальный руководитель поет, а дети выполняют со снежным комочком движения по тексту.

Мы снежочки в руки взяли
По дорожке побежали.
Мы снежочек поднимаем
И над головой качаем.
Покачайся надо мной
Мой снежочек озорной.
Потанцуй — ка ты, снежок,
Снежный маленький дружок,
Потанцуй, не зевай
И за нами повторяй!
Мы снежочки не покажем,
Где их спрячем – не расскажем.
Все снежочки у ребят
За спиною тихо спят.
Мы положим все снежочки.
Отдохни-ка ты чуток,
Ты лежи и не вставай,
Баю-баю, баю-бай.

9. Игра «Снежки»

Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.

Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)
А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)

Музыка продолжает звучать, дети бросают ватные снежки друг в друга.

После игры дети садятся на стульчики.

10. Логопед. Налетел холодный ветер и понес наши снежинки, смотрят они и видят (показ слайда № 3)

Дети: Снеговика

Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком — (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)

Очень милый толстячок!

11. Игра «Собери снеговика»

12. Релаксация.

Логопед. Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети встают в круг.

«Прощание». Диалог музыкального руководителя и детей с отхлопыванием ритмослогов.

Муз. рук. Вот и всё, ребята! До свидания!
Дети. До свидания!

Муз. рук. Вы позанимались?
Дети. Да, да, да!

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

Орг. момент: сейчас сядет тот, кто назовёт 2 признака зимы.

Основная часть:Отгадайте, кто пришёл к нам сегодня в гости.

Пушистый комочек,

Беленький хвостик,

Под ёлкой сидит,

Ушами шевелит.Зайчик Пушок в гостях. Разглядываем его хвостик, длинные уши, какой он пушистый.


Пальчиковая гимнастика

Копаю, копаю лопаткой снежок,

(имитируем копание лопатой)Построю из снега домок-теремок.

(руки над головой в виде крыши)И окна, и двери я вырублю в нем,

(сначала руки горизонтально напротив друг друга, затем вертикально)Почищу дорожки, посыплю песком.

(гладим ладонями по столу, сыпем щепоткой)А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

(указательный и средний пальцы как ушки у зайца, маним ладошкой к себе)Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!

(на каждое слова ладошки здороваются друг с другом)Зайчик Пушок совсем недавно родился и ни разу не видел зиму. Давайте расскажем ему о зиме (повторяем признаки зимы, предварительно проработанные в группе). А что это за белые пушинки падают с неба? (снежинки)

Дыхательная гимнастика «Снежинки»:

Снежинки кружатся, снежинки летят,

Снежинки на землю спуститься хотят.

Совсем мы заморозили наш язычок ледяным зимним ветром. Давайте его немного согреем.

Артикуляционная гимнастика

«Чистим снег»: «расчёсываем» язык верхними зубами.
«Разравниваем дорожку»: стучим верхними зубами по языку со слогом ДА.
«Горка»: кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается горкой.
«Саночки съезжают с горки»: в положении «Горка» «расчёсываем» спинку языка верхними зубами.
«Пьём чай»: язык в форме чашечки удерживаем под счёт, заносим в рот и дуем (звук Ш).
«Вкусный мёд»: облизываем широким языком верхнюю губу в направлении сверху вниз.

Родственные слова. Беседа об имени зайчика «Пушок» (постановка проблемы): почему мама зайчиха так назвала зайчонка? Педагог объясняет, что такое родственные слова и подбирает другие к слову «пух»: пушистый, пуховик, пуховка и др.
Интересно, а у слова «снег» есть родственные слова? Дети самостоятельно подбирают родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, заснеженный, подснежник, Снежная королева, Снежана…).

На дом даётся задание найти родственные слова к слову «мороз».

Физминутка:

от таких снежных разговоров наш Пушок совсем замерз, давайте вместе согреемся немного. Какой у нас зимой бывает замечательный праздник? (Новый год) И кто тогда к нам приходит? (Дед Мороз):

Не морозь нас, Дед Мороз!
Ну-ка, взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка взялись все за уши.
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели.
По коленям постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.

Звуковой анализ (с индивидуальными зрительными моделями гласных звуков из поделочной пенки по методике Ткаченко, дети нажимают на них и пропевают):

Зайчик верещит: «Иии». «Уууу», — воет волк.
Игра «Угадай, кто поёт».
Как волк и заяц могут петь вместе? (менять местами звуки).
«Поймай звук в начале слов» – показать значок. Примерные слова: утка, улица, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Подвижная игра «Снег» (практическое усвоение простых предлогов, развитие внимания):
Снег на ёлке (соединить руки над головой)
Снег под ёлкой (присесть).
Снег на горке (соединить руки над головой).
Снег под горкой (присесть).
А в берлоге спит медведь (ладошки под щеку).
Тише-тише, не шуметь! (дети разбегаются, а медведь их ловит).

Подведение итога: Кто к нам приходил? О каком времени года мы рассказывали Пушку? Какие бывают слова? Давайте попрощаемся с Пушком и пригласим его ещё к нам в гости.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда
Название: Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима»


Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ №39 г. Томск
Месторасположение: город Томск

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з] .

Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

Согласный.

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

В зелёном.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

В зимний.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

По зимней.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение .

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдовала, запорошила.

Каким стал лес?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

Что получилось?

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

Два слога.

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

На [а] .

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

Ответы детей.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.