Джанни аньелли и анита экберг. Хозяева футбола

(1921)

Италия, будучи весьма средней политической силой, благодаря Аньелли силится изобразить экономическую сверхдержаву. Я ее обитатели признательны за это «адвокату» из Милана.

Как ни парадоксально, однако у Италии есть король, которого нисколько не интересует политика. Его имя Джованни Аньелли.
Он контролирует сто пятьдесят фирм, два миллиона человек связаны с выполнением заказов для его заводов, и поэтому ему некогда обращать внимание на подобные пустяки. Владелец «Фиата» , президент Итальянского Финансового Института — самый занятый (быть может, наравне с Папой) из обитателей Апеннинского полуострова.

Легенда о супермене
Его энергетические ресурсы поистине неисчерпаемы, а работоспособность уже стала легендой. Он с трудом находит время для сна. Каждый день встает в пять утра и работает до вечера, пока хватает сил, поглощая горы газет и журналов на всех языках и пирамиды дел, одно скучнее другого. При этом, после деловых завтраков и административных советов, он ухитряется еще вести жизнь завсегдатая светских коктейлей и ночных клубов, чем, конечно, отличается от Папы Римского, заслужив репутацию плейбоя, которой могли бы позавидовать многие суперзвезды женских журналов.

Блестящий принц
Двойной образ плейбоя и супермена очень подходит для исключительной роли в итальянском обществе этого человека, правящего гигантской империей. «Фиат» — не просто автомобильная фирма, а целое государство. Наравне с Ватиканом, спагетти, «Юве» и сицилийской мафией он создает в мире образ Италии. Фотографии его заводов — неизменная принадлежность всех туристических буклетов. Тот, кто держит там бразды правления, должен обладать силой и выносливостью.

Девиз
«Масштабы дела — это ключ к выживанию», таков девиз Аньелли, который всегда стремится расширить свою империю.


Император Италии (шпал.) .
» Имеется в виду футбольная команда «Ювентус» (пром. переводчика}.

Этот человек с профи лемримского императора стал непросто главой фирмы, а своего рола символом.

И Джованни Анъелли, этот итальянец до мозга костей, способен на истинные чудеса. Он соединяет в себе античный профиль, стремительные повадки ренессансного кондотьера, ироничную, но приятную улыбку с изящными манерами и изысканным вкусом вельможи XVIII века. Иначе говоря, в нем есть все, что нужно для воплощения в одном человеке промышленной и аристократической Италии.

Неприкасаемый миф
Обладая всеми этими качествами, Джованни вызывает не только уважение, но и восхищение своих сограждан, несмотря на то, что многие все еще голосуют за коммунистов (несомненно, только по привычке) и устраивают на его заводах самые опустошительные забастовки, какие только случаются в Европе. Критика с робостью останавливается перед его статью колосса капитализма и королевскими манерами.

Никто не осмеливается задевать эту легендарную фигуру «итальянского чуда», тем более, что он стал миллиардером отчасти как бы вопреки себе самому, милостью Божией. И если он и расширил свою империю, то досталась она ему все-таки по наследству.

Предприимчивый дед
Действительно, заслуга в создании семейного богатства принадлежит его деду, тоже Джованни. Он был кавалерийским офицером, но охладел к военной службе и увлекся механикой.

Вдохновленный валетом французской автомобильной промышленности, он задумал вместе с несколькими туринскими дворянами основать первую итальянскую автомобильную фирму. Устав повой компании был написан 1 июля 1899 г. во дворце графа Брикесарио. Купили несколько патентов, соорудили ангар и наняли пятьдесят рабочих. Вскоре завод стал выпускать свои первые модели.

Успеху отставного офицера способствовали не только его талант и энергия, но помогла еще и удача. Хотя работал маленький заводик очень хорошо, но компаньоны, не столь увлеченные двигателями внутреннего сгорания как он, вскоре решили покинуть отечество, и один за другим уступили ему свои доли. В результате, к 1907 г. Аньелли оказался единоличным владельцем того предприятия, которому суждено было занять первое место в Европе.

Самым большим успехом в посреднической деятельности Аньелли было проведение анти-забастовочной манифестации, в результате чего удалось прекратить тр идцати л яти д к е вн ую стачку.

Ошеломляющий рост
Чтобы сделать свою фирму известной и поставить ее вровень со всеми другими, Джованни Аньелли стал действовать по двум направлениям: постройка роскошных автомобилей и участие в больших соревнованиях, которые пользовались тогда невероятной популярностью. И вскоре дела его пошли в гору. С 1919 г. «Фиат» смог не только выпускать ежегодно 2.000 машин, но и расширить сферу своей деятельности, проникнув в авиационную промышленность и во многие другие отрасли, совершенно не связанные с автомобилестроением.

Наследный принц
Когда Джованни унаследовал огромное состояние деда, умершего в 1945 г., он был еще слишком молод и неопытен для выпавших на его долю многотрудных обязанностей. И пока он не сможет взойти на трон, все управление империей будет, по распоряжению деда, находиться в руках регента-профессора Валетте, которому к тому же будет предписано следить еше и за подготовкой нового монарха.
Джованни исполнилось тогда всего 24 года, он тоже был кавалерийским офицером и, как все его соотечественники, воевал на той и другой стороне. В войсках держав Оси он доблестно сражался в Тунисе и на восточном фронте, а после падения Муссолини перешел к союзникам, в 5-ю американскую армию. За эту последнюю кампанию Аньелли получил награду от самого генерала Эйзенхауера.
Сразу после демобилизации он возобновил свои беспорядочные занятия правом, за что совершенно незаслуженно получил прозвище «адвоката». Но ремеслу крупного капиталиста-предпринимателя Джованни обучался сразу в деле. За четырнадцать долгих лет под ферулой своего ментора он прошел на фамильном предприятии все должности, начиная со скромного работника цеха и служащего бюро. Таким образом ему удалось получить глубокие знания всего производства и понимание того, как руководить всей этой массой инженеров, служащих и рабочих, которых, несмотря на их легендарную итальянскую беспечность, ему вскоре предстояло повести с триумфом на экономические битвы.

Коллекционер
Как истинный итальянец, Джованни Аньелли умеет ценить произведения искусства. Его коллекции — среди лучших в мире. Венеция обязана ему реставрацией дворца Грацци. На одно это ушло двадцать три миллиарда пир.

Днем-рабочий, ночью-плейбой
Страсть к работе не мешала ему, однако, предаваться излишествам полуночного гуляки и усердно по-сешать модное общество. Среди его друзей были такие люди, как Али Хан, Патиньо и Порфирио Рубе-роса. Именно в их компании многочисленные скандалы и приключения на спортивных автомобилях, роскошных яхтах и личных самолетах сделали из него героя женских журналов.

Кожаная нога
Подобная жизнь едва не привела его к трагическому концу. 25 августа 1952 г., когда рано утром он возвращался в свое имение «Леопольда», его автомобиль на большой скорости врезался в грузовик.
Джовакни чудом остался жив, но полученная травма, несмотря на все усилия врачей, обрекла его с тех пор затягивать ногу в неудобный кожаный бандаж. Впрочем, это нисколько не уменьшило ни его энергии, ни его обаяния. Он продолжал работать как черт, а чувствительные работницы со всего полуострова отнюдь не перестали мечтать о нем, как о лучшем женихе Италии. Однако Аньелли поостерегся, не в пример многим, связать себя с какой-нибудь из них. Достигнув 35 лет, он вступил в законный брак с самой настоящей принцессой, очаровательнейшей Маредлой Караччиоло Ди Кастаньет

Предприятия
Среди контролируемых Аньелли предприятий особо выделяются газета «Стампа- и фирма «Чинзано», в которых он владеет 100% акций… Но зато в концерне «Фиат» ему принадлежит всего лишь 25%.


Футбол

«Calcio*- это та страсть, которую Джо ванн и разделяете народом. Он не пропускает ни одного матча, где участвует «Юве».

Король Италии
При Джованни уже достигшая колоссальных размеров империя «Фиат» пережила новые и драматические болезни роста. Но с 1968 по 1972 гг. ее оборот (тысяча триста миллиардов лир) практически удвоился. Сегодня на нее трудятся двести тысяч рабочих, инженеров и коммерческих служащих. Сюда следует прибавить полтора миллиона итальянцев, работающих в других отраслях, которые прямо или косвенно зависят от нее. Фактически холдинг контролирует заводы самого различного профиля, производящие не только грузовики, бульдозеры, сель-скохозяйственные машины, но также самолеты, посуду, игристые напитки, лекарства, электро-быто-вые приборы… и это еще далеко не полный перечень. Добавьте сюда Итальянский Финансовый Институт, который имеет акции ста пятидесяти компаний и раскинул свои шупальцы во многих странах Европы, в США и за так называемым Железным Занавесом.


Больше чем миллиардер

Джованни Аньелли уже не просто крупнейший капиталистический предприниматель, это настоящая владетельная особа. Он сделал Турин истинной столицей Италии и из своего строгого туринского офиса правит экономикой всего полуострова как самодержавный монарх. Перед ним гнут спину политики, расшаркиваются банкиры, ходят по струнке профсоюзные боссы. Когда он принимает у себя глав великих держав, то разговаривает с ними на равных и даже с едва уловимой снисходительностью. Это немало способствует его популярности и льстит самолюбию итальянцев, ощущающих все же нынешнюю второстепенность своей древней страны.

«Советский спорт» продолжает серию публикаций о самых влиятельных людях в мире футбола.

Семья Аньелли – одна из самых приближенных к королевской крови семей современной Италии. Знаменитой фамилии принадлежат заводы, дома пароходы… и «Ювентус» - сильнейшая команда в истории итальянского футбола и одна из самых успешных на планете.

Сейчас «Ювентус» переживает очередной расцвет - пять чемпионских титулов подряд и практически гарантированное чемпионство в этом сезоне. Однако, чтобы понять, как клуб пришел к господству в итальянском футболе, нам предстоит вернуться в прошлое – в далекий август 1866 года.

Футбол на четырех колесах

Тогда в крошечном городке Виллар-Пероза в семье мэра на свет появился мальчик, которого нарекли Джованни. Фамилия его была Аньелли.

Отец маленького Джованни умер в 40 лет, когда мальчику было всего пять. Он учился в школе, потом в колледже в Турине и вскоре поступил на военную службу, которую проходил до 1893 года. После этого он вернулся в родной город, пошел по стопам отца, став мэром. В этой должности он оставался до конца своей жизни.

Но провинциального городка было мало амбициозному юноше. В нем проснулась предпринимательс кая жилка. Где-то он услышал о самоходных повозках, в которых тут же увидел огромный потенциал. Он быстро, хоть и с огромным трудом, нашел инвесторов, привлек кредитные средства, сколотил группу, которая в июле 1899 года основала автомобильную фабрику в Турине.

Первый завод «Фиат» открылся в 1900 году, за который собрал 24 автомобиля. За свою долю акций Джованни тогда заплатил 400 долларов. В 1906 году завод уже производил 1149 автомобилей. Настало время выходить на миланскую биржу. Пройдя через множество скандалов, Джованни Аньелли все же скупил акции «Фиата» и стал единоличным владельце компании.

В 1924 году Джованни Аньелли, к тому времени подмявший под себя уже практически все автомобильное производство в Италии, начал скупать и другие активы. Огромные деньги свалились на него буквально с неба, когда он стал эксклюзивным поставщиком итальянской армии, продавая военным автомобили, тяжелую технику и даже оружие. Одним из этих активов стал основанный за 30 лет до этого футбольный клуб под названием «Ювентус». К тому моменту он всего раз был чемпионом Италии и звезд с неба не хватал.

Сыновья игрушка

Легендарный промышленник передал управление клубом своему сыну Эдоардо. Всего за несколько лет Эдоардо вывел клуб на новый уровень. Скромная команда получила собственный стадион и тренировочную базу. В 1931 году началось господство «Ювентуса» в итальянском чемпионате, которое до сих пор называют золотой эпохой. Клуб выиграл пять титулов подряд. Сейчас этот рекорд повторили и могут даже превзойти.

«Юве» царил в Италии, а его игроки – в сборной. Как раз на этот период приходится расцвет и национальной команды – два титула чемпиона мира в 1934 и 1938 году и победа на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Благодаря этому у команды появляются болельщики не только в родном городе, Турине, но и по всей Италии. Такого до «Ювентуса» не было ни у одного клуба. В основном болели за команду в своем городе. Клубы в основном так и назывались – «Милан» в Милане, «Рома» в Риме, «Наполи» в Неаполе. Даже в Турине была такая городская команда – «Торино».

Закончилась золотая эпоха трагедией – Эдоардо Аньелли разбился на собственном гидроплане, врезавшись в бревно, плававшее на поверхности воды в момент посадки. От удара голова футбольного функционера дернулась и попала под лопасти пропеллера – ужасная смерть.

Черная полоса на теле «зебр»

«Ювентус» в итальянском чемпионате отошел на второй план. Вперед выдвинулась другая команда из Турина. Однако славная история «Торино» завершилась также внезапно и трагично. Но это уже совершенно другая история.

После Второй мировой войны настали не самые лучшие времена и для «Фиата». Он несколько раз переходил из рук в руки – его постоянно пытались отобрать у семьи Аньелли под предлогом сотрудничества с кровавым режимом Бенито Муссолини. Но каждый раз империя возвращалась к своему владельцу – никто другой не мог с ней эффективно управляться. Даже Муссолини, с которым Джованни Аньелли держал себя более чем холодно, не рискнул отбирать заводы у их хозяина, потому что понимал важность производства для страны. К тому моменту «Фиат» уже стал крупнейшим предприятием государства.

Джованни умер в декабре 1945 года. У него остался внук, названный в его честь – Джованни. Но больше он известен под сокращенной версией своего имени – Джанни. К тому моменту «Фиат» не принадлежал семье Аньелли, а Джанни пользовался богатством семьи – посещал все громкие светские мероприятия, ухлестывал за самыми красивыми девушками Европы, вел праздный образ жизни, каждую минуту стараясь получать удовольствие. Интереса к бизнесу у него не было.

Появился он лишь в 60-х годах, когда концерн «Фиат» был возвращен своим законным владельцам. К тому момент Джанни уже во всю занимался футбольным клубом, главой которого он стал в 1947 году. Но до момента возвращения «Фиата» с 1935 года клуб сумел победить в Серии А всего пять раз.

От Джованни до Джованни

Так началась новая замечательная эпоха в легендарной команды. С появлением денег, в клуб начали приходить лучшие футболисты планеты. «Ювентус» начал побеждать не только в Италии, но и на европейских футбольных аренах, стал узнаваем в Старом Свете. Джанни стал иконой болельщиков и прослыл одним из самых стильных людей Европы. Он же был и одним из богатейших бизнесменов планеты.

Именно Джанни привел в команду таких футболистов, как Дино Дзофф, Мишель Платини, Роберто Баджо и многих других. Под его руководством «Старая Синьора» выиграла еще 14 чемпионских титулов, доведя их общее количество до 26-ти. «Ювентус» оставил ближайших преследователей позади и стал единственным клубом Италии, который мог похвастаться двумя золотыми звездами над своей эмблемой – по одной за каждые десять чемпионских званий.

У «Интера» и «Милана» до сих пор по одной звезде, когда у «Юве» их уже три. Но третья – не заслуга Джанни. Легендарный президент умер в январе 2003 года на 82-м году жизни – от рака. За пару лет до этого погиб его сын Эдоардо, которому он изначально хотел отдать империю в наследство. Позже, правда, Джанни разочаровался в сыне – он сначала отправился в путешествие по Индии, потом принял ислам, позже его поймали в чужой стране с 200 граммами героина. Закончилось все трагично – Эдоардо скинулся с 70-метровго моста в Турине.

После смерти Джанни бразды правления клубом пришлось принять его брату Умберто. Он был гениальным стратегом и управленцем бизнесом. Во многом благодаря ему семья Аньелли сохранила у себя акции «Фиата», а не продала их американской компании «Дженерал Моторс». Позже итальянцы купили другого американского гиганта – «Крайслер». При Умберто «Юве» выиграл еще один титул. В команде продержаться Умберто удалось всего полтора года – помешала смерть от рака.

Через тернии к трем звездам

Несколько лет «Ювентусом» было просто некому заниматься. Именно на это безвременье пришелся и самый громкий скандал в истории команды, когда самый титулованный клуб в Италии обвинили в подкупе судей, лишили двух чемпионских званий и отправили во второй дивизион – в Серию Б.

Лишь в 2010 году упавшее черно-белое знамя подхватил Андреа Аньелли – сын Умберто. Он принялся выстраивать в команде новую финансовую модель, которая тут же начала давать плоды. В 2011 году был открыт новый стадион туринского клуба. Команда стала приносить огромную прибыль, которая начала конвертироваться в дорогостоящие покупки. Они, несмотря ни на что, также начали давать доход. Если «Манчестер Юнайтед» - команда, купившая самого дорого футболиста на планете, француза Поля Погба, то «Ювентус» - это клуб, сумевший продать самого дорогого игрока мира. Пока неизвестно, что из этого лучше.

При Андреа Аньелли, которому только недавно исполнился 41 год, «Ювентус» уже выиграл пять чемпионских титулов подряд, сумев добраться до финала Лиги Чемпионов. Сейчас «Старая Синьора» на всех парах несется к своей шестой победе к ряду. Если так, Андреа вскоре превзойдет достижение своего легендарного дедушки Эдоардо. А ведь сколько славных побед всего еще впереди…

Почти аристократка по происхождению, наследница миллионов, мать восьми детей (тут она обошла покойную герцогиню Альба), талантливая художница, к тому же с внешностью дамы эпохи Возрождения.

Кто она?

Маргерита Аньелли-Пален родилась 26 октября 1955 года в Швейцарии в итальянской семье Джованни Аньелли,итальянского миллиардера и исполнительного директора автомобильного концерна FIAT и неаполитанской принцессы Мареллы Карачолло ди Кастаньето.

Но и семья отца тоже имела аристократические корни, ее бабушкой по отцовской линии была урожденная принцесса Виктория Борбоне дель Монте. Мать Маргериты занималась рисованием и дизайном одежды, выступая также в роли мецената. Девушка получила хорошее образование в Швейцарии и Великобритании. Нужно отметить, что Маргерита всегда отличалась свободолюбивым и сильным характером, из-за чего нередко возникали конфликты с родителями. К тому же, по призванию она поэтесса и художница.

Джованни Аньелли с супругой Мареллой

Эдуардо Аньелли, брат Маргериты и ярый борец за равноправие


В 1975 году она встретила своего будущего мужа Алана Элканна, французско-итальянского писателя еврейского происхождения. Алан также происходил из состоятельной семьи, но родители не были в восторге от их отношений. Тем не менее, в конце 1975 года они поспешно сыграли свадьбу, так как невеста была беременна. У пары родилось трое детей: Джон женатый на Лавинии Борромео, сводной сестре Беатриче Борромео, Лапо (завидный жених, но с репутацией бывшего наркомана, недавно признавшийся в том, что подвергся сексуальному насилию в школе) и Женева. По желанию родителей Маргериты, дети были воспитаны в католической вере.

Писатель Алан Элканн,. первый муж Маргериты

Маргерита в молодости с отцом

Дедушка и бабушка с детьми и внуками


К сожалению, столь страстно начавшиеся отношения дали трещину и супруги развелись. В 1981 году Маргерита во второй раз вышла замуж за французского аристократа русского происхождения графа Сержа Палена, в браке с которым у Маргериты родилось еще пятеро детей: сын и четыре дочери (две дочери двойняшки). Отец Маргериты не одобрял частые роды дочери. Однако Маргерита решила полностью посвятить себя семейному счастью в окрестностях живописной французской деревни.

Джон Элканн, старший сын Маргериты

Джон с женой, богатой наследницей Лавинией Борромео, сводной сестрой Беатриче Борромео

Лапо Элканн, умеющий шокировать

Женева Элканн, в замужестве Гаэтанни

Крепкая семья Маргериты Пален и графа Сержа Палена, ее второго мужа


В 1992 году Маргерита пострадала от пожара в загородном доме друзей во Владимире, Россия. Она получила ожоги, а двое детей ее подруги погибли. Она долгое время не могла прийти в себя, а лечение пришло через искусство - Маргерита в свободное писала картины.

Ее единственный брат Эдуардо погиб в странных обстоятельствах 15 ноября 2000 года. Позже причиной его смерти назвали самоубийство. Как бы то ни было, так как Эдуардо никогда не был женат и у него не было законных детей, наследство перешло к Маргерите.

Эдуардо с презрением относился к бизнесу и к капитализму в целом. К большому разочарованию Джованни, вместо бизнеса Эдуардо увлекся восточными религиями и наркотиками. После изучения религии в Принстонском университете он встретился с аятоллой Хомейни в Иране и, по слухам, перешел в ислам. Вскоре его арестовали за контрабанду наркотиков в Кению. На пресс-конференции Аньелли-младший много разглагольствовал о Боге и объявил, что готов взять бразды правления компанией в свои руки, однако обозленный отец публично от него отрекся. В 2000 году Эдуардо свел счеты с жизнью. Он спрыгнул с моста на оживленную автотрассу, оставив незаконнорожденного сына.

В 2003 году умер Джанни Аньелли, который пожелал, чтобы его старший внук Джон Элканн занял его место. Но не все сложилось так просто.

Другой потенциальный наследник, Джованни Альберто, племянник Джованни Аньелли, скончался в 1997, году в возрасте 33 лет, от рака.

После того как умерли Джованни и Альберто, семья возложила все надежды на новое поколение - трех двоюродных братьев: Андреа Аньелли, Джона Якоба и Джона Элканна. Казалось, сильно ухудшившееся в последнее время положение начало выправляться, но судьба нанесла клану Аньелли новый удар.

В 2004 году, когда казалось, что FIAT не выстоит, она за неизвестную (но без особого риска ошибиться можно предположить, очень крупную) сумму уступила матери все свои акции.

Затем произошла большая неожиданность. Еще вчера, казалось, неизлечимо больной FIAT неожиданно не только выздоровел, но и принялся стремительно догонять ушедших вперед конкурентов. Причем делал это настолько быстро и убедительно, что к началу 2007 года стоимость его акций выросла в 5 раз!

В начале 2007 года Маргерита Аньелли де Пален отнесла в городской суд Турина иск к трем распорядителям наследства Джованни Аньелли. Она требует, чтобы те перестали «кормить» ее туманными цифрами и ясно и четко сказали, сколько оставил отец, то есть предоставили полный финансовый отчет о состоянии Джованни Аньелли.

Пока все логично, хотя и не очень красиво. Наверняка Маргерита решила, что продешевила, и захотела подзаработать.

Правда, ее адвокаты говорят, да и сама она в интервью немецкому журналу Focus подтвердила, что деньги ей не нужны. Движет же ей исключительно желание установить истину и сделать финансы империи и прозрачными, и честными.

Конечно, Маргерите никто не поверил, но иск есть иск, и его нужно разбирать. Первое слушание дела назначено на 9 января 2008 года.

В ноябре, после интервью Маргериты, неожиданно для всех нарушила молчание ее мать, 80-летняя вдова Джованни. Неожиданно, потому что до сих пор Марелла считалась на Апеннинах эталоном изысканного стиля, элегантности и красивой жизни.

Марелла написала в тот же Focus открытое письмо, в котором обвиняла дочь в нарушении воли покойного отца и в том, что та захотела заработать, хотя и
получила более чем щедрую компенсацию за акции.

В одном Маргерита права: точные размеры состояния Джованни Аньелли действительно неизвестны. Большинство аналитиков, правда, сходятся во мнении, что оно оценивается примерно в $8 млрд. Около 60% находится в FIAT, а остальные вложены в предприятия и компании в самых разных сферах, начиная от футбола («Ювентус») и заканчивая банками, недвижимостью и СМИ (La Stampa). Семейство Аньелли многочисленное. В нем около 250 человек, но только 90 из них владеют акциями FIAT.

Любимым внуком Джованни Аньелли был Джон, сын его дочери Маргериты и писателя Элканна. Джованни любил Джона, наверное, потому, что тот был похож на него. В итоге, так и получилось, что Джон Элканн является нынешним председателем правления группы ФИАТ.

О стиле художницы: Маргерита Аньелли-Пален может быть отнесена к категории художников-индивидуалистов. Изобразительная система Пален, часто основанная на религиозных сюжетах, принципиально фигуративна и всегда метафорична. Сочетание изобразительного символа и возможной литературной интерпретации сюжета — характерная черта живописи художницы. В пространстве одной из наиболее удачных картин художницы "История, миф, легенда, сказка" собрано в едином смысловом ключе то поэтическое начало, которое одухотворяет ее живопись. Кстати, Маргерита не единожды приезжала с выставками в Москву.

Как и американская компания Ford, итальянский Fiat чуть не потерпели крах в середине 1980-х годов. Сейчас дела у итальянцев идут вполне неплохо, и они с нетерпением ждут неизбежного вызова, который бросят им японские автопроизводители. Хотя большинство итальянцев одно время считало Джанни (Джованни) Аньелли прожигателем жизни, ему удалось показать крепкую деловую хватку и дальновидность, которыми во всем мире могут похвастаться единицы. В 1966 году 45-летний Аньелли унаследовал пост руководителя компании Fiat SpA, специализировавшейся на маленьких округлой формы автомобилях с двигателями размером с мотоциклетный. В прежнем ритме компания пережила 60-е, но в середине 70-х (семье Аньелли тогда принадлежало 42% акций) в руководстве возникли серьезные разногласия. Fiat был на грани закрытия, как в свое время Ford.

Под давлением обстоятельств Аньелли проявил характер. В результате скандала с воинственно настроенным профсоюзом он уволил 23 000 сотрудников заводов. Положительным аспектом было то, что Аньелли активно вкладывал средства в автоматизацию производства. К примеру, с 1980 по 1988 годы число роботов на фабриках Fiat выросло в 10 раз (до 2 050), а число сотрудников упало на треть. За похожий период порог безубыточности производства понизился на 15%, а продажи выросли на 35%.

Правительственные квоты тоже сыграли свою роль. В силу целого ряда законов были заморожены поставки японских автомобилей в Италию. В то же время продажи итальянских автомобилей в Японии ограничивались менее чем 5 000 штук в год.
Занимая 60% итальянского авторынка, Fiat заработал значительные средства и в 1988 году был самым популярным и успешным европейским производителем автомобилей. Рентабельность продаж компании, 9% в 1987 году, была самой высокой среди крупнейших мировых автопроизводителей - даже в 2 раза выше, чем у ее главного конкурента, компании Volkswagen. Уровень безубыточности производства в Fiat составляет 65% от его общего объема; в Volkswagen этот показатель - 80%. По оценкам европейских аналитиков, чистая прибыль итальянского гиганта в 1988 году выросла на 16%, до $2,2 млрд.
Но компания живет не только автомобилями. При совокупных продажах на $28 млрд на Fiat приходится 5% ВВП Италии. Компания контролирует 98% национального автопрома, две самые популярные среди либералов газеты («La Stampa» в Турине, где находится сама компания, и «Corriere della Sera» в Милане) и множество других промышленных и финансовых активов. Fiat SpA в 1988 году являлся крупнейшей частной компанией Италии. Капитализация предприятия составляла 13% от всей фондовой биржи Италии объемом $100 млрд.

Но автомобили все-таки остаются главным наследием, плотью и кровью компании. В этом смысле корпорация живее всех живых и полностью готова к изменениям, которые и дальше будут захлестывать Европу в ближайшие годы. Если европейский авторынок сдаст позиции, - а этого ожидало большинство экспертов в 1989 году, - Fiat лучше остальных сможет перенести падение продаж, сохранив при этом прежнюю прибыль. В 1988 году производственная мощность корпорации составляла 2,1 млн единиц в год. Сам Джанни Аньелли говорит: «Даже если за год мы будем продавать на 200 000 автомобилей меньше, дела у нашей компании все равно будут идти очень хорошо. Однако за углом Fiat поджидают два страшных врага: перепроизводство автомобильной промышленности по всему миру и сильные конкуренты из Японии и Южной Кореи. Аньелли подтверждает: «Несомненно, японцы более конкурентоспособны, чем мы. Они работают больше и усерднее».
Умберто, младшему брату предпринимателя, сейчас 53 года, и в 1994 году он возьмёт бразды правления компанией на себя. Он считает: «С японцами нужно договориться. В сфере массового производства, в которой занята наша компания, продуктивность и стоимость рабочей силы, предлагаемые японцами, бесспорно лучше. Но в то же время они не должны злоупотреблять преимуществами европейского открытого рынка».

Таким образом на кону для корпорации Fiat, которая стремится оставить Европу закрытой для заморских компаний, стоит намного больше, чем для любого другого автопроизводителя. Европа обладает крупнейшим автопромом в мире, его производственная мощность составляет 13,5 млн автомобилей в год (в 1987 году - 12,6 млн единиц), что на 50% больше, чем в США или Японии. Более того, Fiat находится в самом сердце Европы, а его продажи на 12 крупнейших рынках составляют 90% от общего дохода в $16 млрд. В Японии же итальянский гигант продает менее 3 000 автомобилей в год.
А как обстоят дела с богатым рынком США? После того, как Fiat потерпел большие убытки и заработал дурную репутацию за качество своих автомобилей, компания ушла с американского рынка в 1983 году. Единственный небольшой доход в США компания имеет лишь от ежегодной продажи 1 300 спортивных автомобилей Ferrari (с июня 1988 года Fiat владеет 90% акций Ferrari).

Братья Аньелли не планируют возобновлять продажи автомобилей Fiat на рынке США. Умберто Аньелли полагает: «Массовому автопроизводителю из Европы просто нет места на американском рынке. Я думаю, другие европейские массовые автопроизводители одобрили наш выбор уйти с рынка США В 1983 году». Нужно отметить, что в 1987 году свое производство в США свернули Renault и Volkswagen, хотя экспорт туда они продолжают до сих пор. Неустанно стремясь понизить уровень безубыточности производства, Fiat также активно представляет новые модели. Самая многообещающая из них - новый Fiat Tipo, компактный автомобиль, похожий на гибрид Volkswagen Golf и Ford Taurus. Итальянцы и немцы уже выстраиваются в очереди за новинкой, а в США ее так и не увидят.

Тем не менее, даже Fiat содрогается от одной только мысли о том, что его рынки в Европе могут заполонить автомобили производителей из Азии. Успех итальянской компании до сих пор зависит главным образом от небольших автомобилей - в США этот сегмент авторынка занят исключительно корейскими Daewoo и Hyundai. Стратегия братьев Аньелли будет работать только до тех пор, пока Европа остается вне зоны досягаемости для автопроизводителей из Южной Кореи, ведь там стоимость рабочей силы в 10 раз меньше, чем в Италии.
К 1988 году ни один из ведущих европейских автопроизводителей не устанавливал никаких контактов с японскими компаниями. Избегали этого в надежде на то, что если с врагом не иметь дел, то его будет легче прогнать. Лишь небольшая британская компания Rover, переданная в 1988 году в частную собственность корпорации British Aerospace, нарушила эмбарго и стала производить автомобили совместно с Honda.

Пять из двенадцати стран ЕЭС, в том числе Франция, Италия, Великобритания и Испания, ограничивают продажи японских автомобилей. Германия, которая имеет крупнейший автомобильный рынок в Европе и ежегодно экспортирует в Японию 88 000 автомобилей, заключила с Министерством международной торговли и промышленности Японии джентльменское соглашение. По нему доля японских автомобилей на германском рынке поддерживается на уровне 15% (435 000 единиц в 1987 году). Даже при таких условиях японские компании чувствуют себя на европейском рынке вполне комфортно. В основном это страны Северной Европы - там протекционистские тенденции распространены меньше. В конце 80-х японские производители продавали в Европе около 1,3 млн автомобилей в год.
На 1992 год запланирована отмена торговых барьеров внутри Европейского экономического сообщества. Распахнутся ли двери шире и для японцев? Совсем не обязательно. Новые правила еще даже не прописаны. Но вполне вероятный сценарий по которому будет развиваться Европа образца 1992 года следующий: после отмены прежних ограничений во внутренней торговле будут введены новые ограничения во внешней торговле со странами за пределами Европы.

Наряду с другими крупнейшими европейскими автопроизводителями Fiat предлагает новые ограничительные законы, чтобы оградить рынок Европы от конкурентов после 1992 года. С помощью определенных протекционистских законов и ограничений экспорта европейцы попытаются удержать долю японский автопродукции на текущем уровне 11% от общего объема рынка, составляющего 12,6 млн автомобилей в год. Защитные меры, скорее всего, коснутся не только автопрома, но и других ключевых отраслей - например, электроники. Европейские компании производят электронные устройства по гораздо более высоким ценам, чем их японские конкуренты. Джанни Аньелли уверен: «Даже в 1992 году, когда все изменится, японцы не смогут увеличить свою долю на итальянском рынке более чем на 3-4%».
Японцы начинают бизнес так, как делали это и в США - строят новые заводы на месте. Nissan стал первопроходцем в Европе и в конце 80-х годов начал строительство собственной фабрики стоимостью $1,5 млрд в застойном регионе северной Англии. В 1988 году эта фабрика производственной мощностью 200 000 автомобилей в год начала экспорт продукции на континент.

Тем временем французская и итальянская стороны провоцируют бурю протекционизма. Правила Европейского экономического сообщества гласят, что любой автомобиль с минимальной долей европейских составляющих равной 60% будет считаться произведенным в Европе, а поэтому не будет подпадать под ограничения. Nissan выполнил это требование, но теперь французские законодатели требуют повысить этот показатель с 60% до 80%. Почему именно 80%? Джон Уормалд, эксперт по автомобильной промышленности в лондонском филиале консалтинговой фирмы Booz Allen, объясняет: «При такой доле японцам будет практически невозможно сохранить старое преимущество по соотношению цены и качества».

А как обстоят дела с их американскими соперниками, не только с компаниями Ford и General Motors, но также Honda, Nissan, Toyota и другими японскими производителями, построившими заводы в США?

Умберто Аньелли из Fiat не хочет никого обидеть, но в то же время крайне категоричен: «Автомобильному экспорту из США в Европе широкая дорога - но только если это американская продукция, а не японские автомобили, сделанные в Америке».
Если Fiat добьется своего, японским автомобилям, произведенным в США, тоже придется соответствовать новому требованию, чтобы без каких-либо ограничений попадать на европейский рынок. На подразделение Honda в городе Мэрисвилл в штате Огайо, а также филиалы других японских компаний в США приходится менее 55% местного американского автопрома. Клейтон Йоттер, торговый представитель Соединенных Штатов озадачен: «Мы глубоко обеспокоены информацией о том, что [Европейское] сообщество совместно с европейскими автопроизводителями планирует ввести на всей своей территории ограничения для производителей из неевропейских стран».

Сумеет ли Fiat и другие игроки автопрома Европы добиться своего? Скорее всего, да. Автомобильная промышленность для Европы является крупнейшим работодателем, у которого заняты, - прямо или опосредованно, - около 10% всей европейской рабочей силы. А если прибавить к этому влиятельность таких автомобильных гигантов как Fiat, Volkswagen, Peugeot и Renault, а также General Motors и Ford, вместе контролирующих 23% всего европейского авторынка, то становится ясно, почему какой-нибудь европейский бюрократ в Брюсселе заявляет: «Будет немыслимо, если Европейская комиссия внесет какие-либо изменения, которые подвергнут опасности Fiat или любого другого европейского автопроизводителя».

В последний раз Fiat показывал свой оскал в 1986 году, расстроив планы компании Ford по покупке Alfa Romeo. Важно отметить, что перед этим сорвались переговоры по слиянию между Fiat и европейским подразделением Ford. В марте того года Ford начал обсуждать возможность приобретения Alfa Romeo с государственным Институтом восстановления промышленности Италии. Alfa Romeo на тот момент оставался единственным крупным итальянским автопроизводителем, не подчиняющимся корпорации Fiat. Узнав о намерениях американского гиганта, управляющий директор Fiat Чезаре Ромити срочно позвонил итальянскому премьер-министру и заявил об аналогичном предложении со стороны своей компании. После некоторых раздумий правительство выбрало Fiat и закрыло сделку по явно заниженной цене. Преподаватель Йельского университета и эксперт по политической системе Италии Джозеф Лапаломбара заключает: «Fiat смог вывести Ford из игры в мгновение ока. Правительство почти единогласно постановило, что конкуренция для Fiat со стороны кого бы то ни было не входит в сферу национальных интересов Италии».

Alfa Romeo стал важной составляющей во всех дальнейших коммерческих планах своих новых владельцев. После покупки предприятия управление в нем стало вестись типичными методами компании Fiat: 15% персонала было уволено, запчасти привели к единому стандарту, а сборкой автомобилей теперь занимаются роботы. На фабрике Alfa Romeo в Помильяно д"Арко, пригороде с горами мусора недалеко от шумного и суетливого Неаполя, местная мафия контролировала отделы закупок и кадров. Сейчас управление осуществляется сотрудниками Fiat и в основном дистанционно. Витторио Гиделла, президент Fiat объясняет: «Прежнее руководство позволило ситуации выйти из под контроля».

Теперь же автомобили Alfa Romeo стали более конкурентоспособными, и Fiat планирует в 1989 году начать продажи седана Alfa 164 в Соединенных Штатах. Автомобиль этот будет продаваться по цене около $25 000 через 15 собственных дилеров производителя и некоторых партнеров-дилеров, реализующих автомобили Plymouth от компании Chrysler. Насколько успешной станет новинка пока не ясно. Продажи европейских автомобилей среднего ценового сегмента в США падают очень быстро: за первую половину 1988 года снижение составило 30%. Продажи таких моделей как Audi 5000, Volvo 24 и BMW 3 постепенно снижаются из-за растущего ценника и конкуренции с Honda Acura. Более того, совсем скоро ожидаются новинки класса премиум от Toyota и Nissan, из-за чего соперничество только обострится. Даже скромные планы Alfa Romeo продать в Соединенных Штатах за год 10 000 автомобилей кажутся почти неосуществимыми.
Но волноваться за Fiat совсем не стоит. Как и генеральный директор компании Ford Дональд Питерсен, братья Аньелли из Fiat осторожно пробираются через дебри нового десятилетия. К концу 1988 года у их компании будет $7,5 млрд. При этом Ford, продающий в три раза больше, имеет $10 млрд. Братья Аньелли не говорят, что они собираются делать с этими деньгами, а всяческие слухи о планах по приобретению BMW или другого автопроизводителя отрицают. Очень жаль, ведь за последние пару лет Fiat чересчур ударился в розничную торговлю, а также текстильную и химическую промышленность. Рентабельность капитала по данным направлениям у компании намного ниже, чем 22% в производстве автомобилей.

Вероятно, Аньелли просто положат заработанные деньги себе в карман. Также они уверены в том, что любое падение продаж автомобилей будет сполна компенсироваться ростом дохода по процентам.
Устойчивое финансовое положение итальянской компании радует, скорее всего, не только братьев-руководителей, но и еще одного влиятельного акционера Fiat, корпорацию Deutsche Bank. Ее председатель правления Альфред Херрхаузен в июне 1988 года объявил о том, что теперь доля банка в компании Fiat будет зафиксирована на постоянном уровне 2,5%.

С тех пор ходит много слухов о том, что Deutsche Bank рассматривает возможность слияния подразделения по производству грузовых автомобилей корпорации Daimler-Benz, в котором банк является крупнейшим акционером, и аналогичного, хотя и не такого крупного подразделения Fiat, приносящего своим владельцам ощутимый доход. Но Джанни Аньелли спешит пересечь такие домыслы на корню: «Deutsche Bank стал для Fiat хорошим и достойным партнером. Но слияние нашей компании с Daimler мы не планируем. Deutsche Bank такую цель тоже не преследует».
Ничто не даёт человеку большей уверенности в своей значимости, чем успешный бизнес и куча денег на счету.

Перевод Антона Бундина

Джованни Аньелли, любимец и надежда деда, в 1945 году был слишком молод, чтобы возглавить Fiat . Да и к тому же не особенно желал заниматься семейным делом – в свои 24 года ему пришлось немало повидать – сначала повоевать на Восточном фронте против Красной Армии, а затем бить немцев в рядах сопротивления. Аньелли-младший хотел брать от жизни все самое веселое, что он с успехом проделывал два десятка лет. Позднее он признался: «Я вернулся с войны и хотел наслаждаться жизнью. Работал я тогда мало, и хотя следил за делами, они не захватывали меня целиком».
Наслаждался жизнью Аньелли на всю катушку - его увлечениями были светские вечера, дорогие автомобили, яхты и футбол. Он считался самым главным плейбоем Италии тех времен. Ему удалось жениться на принцессе, соблазнить бывшую жену Черчилля-младшего, даже чета Кеннеди в 1963 году удостоила аудиенции сеньора Аньелли. Любимой его игрушкой был футбол – он управлял прославленным клубом «Ювентус», которым, кстати, семья Аньелли владеет до сих пор.
Семейный автобизнес Джованни Аньелли-младший возглавил лишь в 1966 после того как управляя любимым «Феррари», попал в аварию, стоившую перелома обеих ног. Он начал с модернизации производства и оптимизации расходов, внедрения в производство новых моделей «ФИТАа». Особенно удалось Джованни модель Fiat 124 - прообраз вазовской копейки. Этот автомобиль в 1967 году был признан в Европе автомобилем года. Позже его копировали и в Советском Союзе, и в Корее и еще в нескольких странах.
Автомобилями собственной марки Джованни решил не ограничиваться и стал агрессивно подминать под себя весь итальянский автопром. Одни за одним пали Alfa Romeo , Ferrari , IVECO , Lancia , наконец, Maserati .
Попутно клан Аньелли под руководство Джованни раскинул свои щупальца и на другие сферы бизнеса, в т.ч. и далеко за пределами Италии: энергетические и телекоммуникационные компании, банки, издательства, спортивные клубы, виноделие, агроиндустрия, производство оборудования различного назначения, автозаправки «Аджип», гостиница, страховые компании, авикомпания, целлюлюзно-бумажный комбинат. Легче сказать, за что не брался сеньор Аньелли. Практически все ему удавалось, и почти все на свете он мог купить. Он даже однажды признался: «Я люблю ветер за то, что его нельзя купить».
За 30 лет руководства «ФИАТом» влияние Джованни Аньелли на политику и экономику возросло настолько, что его удостоили всеми возможными и невозможными титулами главный из которых «Пожизненный сенатор».
Колоссальные успехи Джованни Аньелли не раз сопровождались громкими скандалами и кризисными ситуациями, включая до массовых забастовок рабочих и антикоррупционных разбирательств. Со всеми этими процессами Аньелли превосходно справлялся, где используя связи, где финансовый ресурс семейного бизнеса. А вот справиться с судьбою королю бизнеса не удалось.
Сын брата, Джованни Альберто, которого считали официальным наследником империи, сначала потерял дочку, а потом на пике карьеры умер в 1997 году от рака кишечника. Через три года единственный сын владельца «ФИАТа», Эдоардо в возрасте 46 лет покончил жизнь самоубийством, бросившись с 80-метрового моста. После смерти племянника Джованни Аньелли был вынужден оставаться на посту рулевого «ФИАТа» в должности почетного Президента вплоть до своей смерти 24 января 2003 года. На его похоронах присутствовали 10 тысяч соотечественников и гостей, специально приехавших проводить «господина Fiat» (так часто называли Аньелли) в последний путь.
Сменивший Аньелли-младшего брат Умберто также смог поруководить компанией чуть больше года, пока его не настигла смерть от рака. Именно в это время компания оказалась на грани банкротства, резко снизились продажи автомобилей. К счастью, самые худшие прогнозы аналитиков о судьбе компании не оправдались, и сегодня «Фиат» постепенно начинает выбираться из кризиса.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.