Для целей налогообложения используется. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

Виды методов

Оценочные критерии для налогового контроля цен в сделках между взаимосвязанными лицами были введены в действие Законом № 227-ФЗ в 2012 году.

Данный нормативный акт существенно поменял методологический подход к процедуре доказывания соответствия цен, используемых в контролируемых сделках, рыночному уровню, что стало поводом для многочисленных споров.

В настоящей статье рассмотрим наиболее сложные вопросы, возникающее при определении рыночных цен, в целях налогообложения по сделкам, находящимся под контролем государства

С введением новых правил, используемых в ценообразовании, в Налоговом кодексе (ст. 105.14) появилась новое понятие - контролируемая сделка. Такой является сделка, осуществленная между взаимосвязанными лицами.

Закрытый перечень взаимосвязанных лиц приводит статья 105.1 НК РФ. Законодатель определяет их как лиц, взаимоотношения которых оказывают влияние на результат экономической деятельности сторон сделки.

Следует учесть, что компании, осуществившие контролируемую сделку, должны самостоятельно уведомить о ее проведении налоговую инспекцию (ст. 105.16 НК РФ). Срок уведомления до 20 мая следующего за отчётным годом. Сведения о контролируемых сделках аккумулируются в ФНС РФ, которая занимается анализом рыночных цен в целях контроля за правильностью налогообложения.

Для этой цели используется соответствующая методология. Статья 105.7 НК РФ определяет методы, которые могут использоваться для определения выручки в целях налогообложения в контролируемых сделках. Таких методов существует пять. Они имеют определенный приоритет использования:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Данные методы должны использоваться налоговыми органами в том случае, если это не ведет к уменьшению налогов, подлежащих перечислению в бюджет у проверяемой стороны сделки (гл. 14.3 НК РФ).

Особенности методов

Каждый из методов обладает своими особенностями, и применяется строго при определенных обстоятельствах, регламентированных налоговым законодательством.

Суть метода сопоставимых рыночных цен заключается сопоставление цены контролируемой сделки с однородными сделками, которые заключались другими независимыми участниками рынка. Участники сопоставимой сделки могут не являться взаимозависимыми лицами, а предметом сделки может быть идентичный товар.

Этот метод является наиболее точным и приоритетным. Однако для его реализации необходимо чтобы контролируемая сделка была сопоставима хотя бы с одной сделкой, совершенной независимыми предприятиями.

Расчет цены с помощью данного метода производится следующим способом:

  • делается выборка рыночных цен по однородным сделкам;
  • устанавливается интервал рыночных цен (определяется минимальные и максимальные их значения);
  • проводится анализ соответствия цены контролируемой сделки установленному интервалу.

Если цена контролируемой сделки находится в пределах интервала рыночных цен, то доходы компании признаются соответствующими рыночным.

Это не приводит ни к каким негативным последствиям.

Применять метод цены последующей реализации можно в двух случаях:

  • если применение предыдущего метода по тем или иным причинам невозможно;
  • если товар, приобретенный в результате контролируемые сделки, продан другим лицам (не взаимозависимым) без проведения его переработки.

Метод основан на анализе цены приобретения товара и цены его последующей продажи.

Применение затратного метода основано на анализе расходов, связанных с изготовлением товара или продукции, которая являлась предметом контролируемые сделки. Использование такого метода наиболее подходит для анализа сделок, связанных со следующим:

  • услуги по управлению деньгами;
  • реализация сырья или полуфабрикатов;
  • услуги, предоставляемые по долгосрочным договорам.

При анализе контролируемой сделки по методу сопоставимой рентабельности за основу берется показатель валовой рентабельности. Определение данного показателя производится на основе данных бухгалтерского учета, при этом во внимание не берутся акцизы и НДС. Алгоритм расчета аналогичен методу сопоставления рыночных цен, единственное отличие заключается в том, что вместо сопоставимых цен за основу берутся показатели валовой рентабельности.

Метод сравнения прибыли основывается на сравнении величины прибыли, которую получили в результате совершения контролируемой сделки стороны, с прибылью, получаемой независимыми компаниями по однородным сделкам. Использование данного метода целесообразно для компаний, имеющих в собственности права на нематериальные активы, влияющие на уровень налогооблагаемой прибыли компании.

Цели применения методов

С помощью перечисленных методов можно достоверно определить соответствует ли выручка, полученная в результате контролируемой сделки рыночной цене или нет.

Если цена реализации отличается от уровня рыночных цен существенно (более чем на 30%), налоговая инспекция производит доначисление налога на прибыль, обосновывая при этом правильность своих выводов.

С целью обоснования произведенных расчетов используются методы ценообразования, предусмотренные налоговым законодательством.

Использование иных методов прямо запрещено законом.

Использовать данные методы могут не только налоговые органы, но и, в первую очередь, непосредственно сами налогоплательщики, осуществляющие сделки с взаимозависимыми лицами. Предварительный расчет цены поможет компаниям обосновать размер полученной выручки в случае налоговой проверки и сократить риски признания ценовой политики не соответствующей рыночному уровню.

Если компания не может должным образом обосновать используемые цены, у налоговиков появляется возможность доначисления налога на прибыль.

Однородные сделки

Определение однородных сделок дает статья 105. 7 НК РФ. Это сделки, предметом которых являются товары идентичные предмету контролируемой сделки. Однородные сделки должны быть совершены в условиях сопоставимых с условиями проведения контролируемых сделок. В соответствии с положениями статьи 105.5 сопоставимость сделки определяется по следующим критериям:

  • характеристики товаров, являющихся предметом сопоставимой и контролируемой сделки;
  • характеристика функций, которые выполняются сторонами в ходе проведения сделки с учетом обычаев делового оборота. Оцениваются риски сторон договора, порядок распределения ответственности между ними, используемые активы;
  • анализ условий договора, влияющих на цену товара;
  • анализ экономических условий, в которых проходит сделка.

В учет берутся также такие факторы:

  • географическое положение;
  • конкурентоспособность;
  • покупательская способность;
  • уровень развития инфраструктуры (транспортной производственной), если она оказывает влияние на цену договора.

Для того чтобы обеспечить необходимую степень сопоставимости условий, в которых совершена сделка, налоговой инспекцией могут применяться корректировки, правила проведения которых также устанавливает Налоговый кодекс.

Налоговым законодательством устанавливаются также требования к источникам информации, используемым для сопоставления условий сделок.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
  • Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
  • Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
  • Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
  • Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
  • Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
  • Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
  • Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности
  • Вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении в апелляционном порядке
  • Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

СТ 105.7 НК РФ .

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между
взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых
условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми
условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке,
установленном настоящей главой, следующие методы:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.

2. Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом
1 настоящей статьи.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей
налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не
предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных
в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода
сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно
сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам
для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены,
примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9
настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной
сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные)
товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.
При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях
определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой
сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной
указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным
налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой
сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с
идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты
исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.
Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом
фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно
сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться
также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе
однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.
Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав
14.4 - 14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные
(однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или)
финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов
(прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны
учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок,
осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой
сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи кроме
информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о
сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-
ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на
соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем
пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных
пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные
о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей
статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется
расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий
несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и
интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2
и 3 пункта 1 настоящей статьи.
При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой)
отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения
доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица,
используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить,
соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене,
соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя
из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки
в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об
оценочной деятельности.
При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая
суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на
разовой основе.

10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут применяться
без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области
налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе
интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании
чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае,
если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения
соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных
главой 14.2 настоящего Кодекса и настоящей главой.

12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами,
указанными в пункте 1 настоящей статьи, для обоснования своей политики в области
ценообразования в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

2. Допускается использование комбинации двух и более методов.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Однородными сделками для целей главы 14.2 Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи.

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных главой 14.2 Кодекса и настоящей главой.

12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.

НК РФ Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В главе 25 НК РФ отсутствует закрытый перечень затрат, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы. Налогоплательщик самостоятельно принимает решение об отнесении к расходам тех или иных затрат, прямо не поименованных в Налоговом кодексе. Критериям признания расходов посвящено интервью с экспертом.

- Что необходимо для того, чтобы выплаты учитывались в расходах?

Есть немаловажное обстоятельство, о котором на практике нередко забывают. Расходы налогоплательщика не должны производиться с нарушением законодательства. Приведу несколько примеров.

Статьей 131 ТК РФ установлено, что доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной зарплаты. Расходы в виде выплаты заработной платы в натуральной форме сверх установленного Трудовым кодексом 20% ограничения противоречат законодательству (письмо Минфина России от 05.11.2009 № 03-03-05/200).

Компенсации, выплаченные работникам вместо фактического предоставления им ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней, трудовым законодательством не предусмотрены. Следовательно, указанные выплаты не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 10411/10).

Получение благоприятного судебного решения не может рассматриваться как предмет договора возмездного оказания услуг. Условие договора о выплате вознаграждения в зависимости от самого факта принятия в пользу заказчика положительного для него решения суда нарушает основы конституционного строя и публичного правопорядка, принципы самостоятельности и независимости судебной власти, которая не может быть предметом частноправового регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П). Налоговый орган может доначислить налог на прибыль применительно к выплаченному по договору на оказание юридических услуг «гонорару успеха» (Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2015 № Ф06-19062/2013).

Совокупный размер вознаграждения продавцу за закупку определенного количества продовольственных товаров, а также плату за их продвижение, оказание логистических и иных услуг не должен быть больше 5% от цены приобретенных продовольственных товаров (статья 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Выплата поставщиками продовольственных товаров в пользу торговой сети иных видов вознаграждения не допускается. Оплата вознаграждения в большем размере, оплата иных действий в рамках договора поставки в расходах поставщика для целей налогообложения не учитывается (письмо Минфина России от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов. Премии (скидки), предоставление которых противоречит законодательству, в расходах не учитываются (письмо Минфина России от 15.01.2016 № 03-03-06/1/831).

- Но есть судебная практика, согласно которой несоблюдение требований иных отраслей законодательства не влияет на порядок учета расходов…

Действительно, в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами влечет неблагоприятные для него налоговые последствия лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ.

Но практика не во всех случаях однородна. Часть из вышеназванных примеров как раз отражена в судебных решениях.

- На основании каких норм НК РФ налоговый орган может отказать в признании расходов при несоблюдении требований, предусмотренных отраслевым законодательством?

Запреты, установленные законодательством, являются обязательными для целей налогообложения и не требуют дублирования нормами НК РФ (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-05/59).

Согласимся, что, по меньшей мере, странно признавать для целей налогообложения расходы по деятельности, которая является правонарушением и влечет ответственность.

Налоговый орган может обосновывать позицию о неправомерности учета затрат тем, что они подтверждены документами, оформленными не в соответствии с законодательством.

Возможно, что неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п., не всегда должно влечь последствия в виде запрета на уменьшение налоговой базы.

- В чем заключаются условия отнесения затрат к расходам, предусмотренные НК РФ?

Обоснованность и документальная подтвержденность (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Основным критерием обоснованности является осуществление расходов в деятельности, направленной на получение дохода тем лицом, которое эти расходы несет.

Обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности, полученного результата (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П). Основываясь на этих утверждениях, Конституционный Суд, а также Высший арбитражный суд приходили к выводам, что любой расход предполагается экономически оправданным. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Налоговый орган или суд при анализе выплаты будут устанавливать связь выплаты с деятельностью, направленной на извлечение дохода.

- Какие расходы можно учесть при налогообложении?

Налоговый кодекс прямо относит некоторые затраты к расходам. Применительно к таким затратам налоговый орган при проверках стремится использовать концепцию нарушения налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы.
Основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы могут являться положения статьи 54.1 НК РФ (основная цель операции - налоговая экономия).

На налогоплательщика может быть возложена обязанность доказывания обоснованности расходов при их явной несопоставимости размеру аналогичных расходов при обычных условиях (Определение ВС РФ от 20.02.2018 № 305-КГ17-15790). Во многом принятие окончательного решения в этих случаях ставится в зависимость от субъективной оценки судом представленных доказательств.

- Какие расходы не признаются главой 25 НК РФ?

Речь идет о расходах, перечисленных в статье 270 НК РФ. К ним относятся выплаты, носящие безвозмездный характер: материальная помощь, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда. Можно рекомендовать налогоплательщику при формулировании условий выплаты избегать использования словосочетаний, которые встречаются в статье 270 НК РФ.

Некоторые выплаты позволят признать в расходах соблюдение дополнительных условий. Например, закрепление в трудовых или коллективных договорах расходов в виде бесплатного или льготного питания работников, оплаты проезда работников к месту работы и обратно делают такие расходы обоснованными.

- А может быть ситуация, когда несение расходов допускается отраслевым законодательством, а для целей налогообложения они не учитываются?

Такие примеры встречаются. Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ прочими расходами, связанными с производством и реализацией, называет расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством.

Утвержденный на основании ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» предусматривает мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Несмотря на это, расходы организаций на оплату занятий работников в спортивных секциях, кружках или клубах не могут быть учтены при определении налоговой базы, поскольку пунктом 29 статьи 270 НК РФ установлен прямой запрет (письмо Минфина России от 17.10.2014 № 03-03-06/1/52376).

Для целей налогообложения может осуществляться нормирование размера расходов. Компенсация за использование в служебных поездках личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, доходы не уменьшит.

Другая ситуация с расходами на горюче-смазочные материалы. Данные расходы отражаются либо в качестве материальных расходов (подпункт 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ), либо в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ - расходы на содержание служебного транспорта). Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, при налогообложении не носят обязательного характера. Иными словами, расходы на ГСМ учитываются в фактическом размере (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61).

- Что значит документальная подтвержденность расходов?

Это означает наличие составленных в соответствии с законодательством документов. Причем документов, которые предусмотрены для оформления соответствующего расхода. Использование иных документов может лишь косвенно подтверждать произведенный расход. Так, применительно к расходам на оплату билетов на проезд, приобретенных в бездокументарной форме (электронный билет), оправдательными документами являются:

  • для железнодорожного билета - контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети;
  • для авиабилета - сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. При отсутствии посадочного талона потребление услуги может подтверждаться справкой авиаперевозчика (письмо Минфина России от 18.12.2017 № 03-03-РЗ/84409).

- Учитываются ли расходы по сделке, если договор между сторонами не заключается? Оплата производится по выставленному счету.

Да, практика вступления в договорные отношения без составления договора как отдельного документа существует. Договор не является первичным документом.
Но следует учитывать положения ГК РФ, которые требуют обязательного заключения договора. Такие обязанности установлены для продажи недвижимости, аренды, займа, страхования и ряда других сделок. Несоблюдение условия о письменной форме договора может влечь признание сделки недействительной.

Учету расходов не препятствует подписание договора после выполнения работ при наличии в договоре положений о применении договора к отношениям сторон, возникшим до его заключения. Конечно, при условии, что первичные документы оформлены надлежащим образом (письмо ФНС России от 06.10.2016 № СД-4-3/18888).

Обратите внимание, что иногда непосредственно НК РФ предписывает наличие определенного документа в качестве подтверждающего расход. Например, договор с образовательными учреждениями - в отношении расходов на обучение работников (письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121).

При приобретении услуг (обучение, реклама), имущественных прав посредством Интернета, письменное соглашение может не заключаться, а оформляться в электронном виде путем принятия стандартных условий, изложенных на сайте исполнителя. Расходы будут подтверждать платежные документы, распечатанная и заверенная страница электронной переписки, свидетельствующая о заказе и получении услуги, скриншоты (в качестве косвенного подтверждения расходов).

- Как подтвердить оказание услуг, если отсутствует акт?

Для целей налогообложения составление двустороннего акта, подтверждающего факт оказания услуг, не является обязательным, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Установленный главой 25 НК РФ порядок признания доходов - расходов при методе начисления предусматривает определение даты получения доходов (осуществления расходов) в ситуациях, когда акты отсутствуют.

Если законодательство не требует составления актов и условие о составлении актов оказанных услуг отсутствует в договоре, то вознаграждение по договору будет учитываться в доходах и расходах в соответствии со статьями 271, 272 НК РФ и учетной политикой для целей налогообложения. Подтверждать расходы могут платежные документы.

- Может подтверждать расходы документ, составленный в электронной форме?

Конечно. Первичный учетный документ может быть составлен в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронный документ, подписанный любым видом электронной подписи, подтверждает расходы, если законодательством не предусмотрено составление документа на бумажном носителе (письмо Минфина России от 05.05.2015 № 07-01-06/25701). В целях подтверждения расходов аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашении между контрагентами порядка проверки электронных подписей (письмо ФНС России от 19.05.2016 № СД-4-3/8904).

Для признания расходов, подтвержденных электронным документом, применяется общий порядок: датой признания будет дата формирования документа (письмо Минфина России от 13.02.2017 № 03-03-06/1/7663).

При истребовании у налогоплательщика документов, составленных в электронной форме по установленным ФНС форматам, они направляются в налоговый орган по ТКС.
Если документы составлены в электронной форме не по установленным форматам, то по требованию налогового органа они представляются на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (письмо Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1).

Практика использования электронных форматов будет расширяться. ФНС наделено полномочиями по утверждению форматов истребуемых у налогоплательщиков документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по ТКС.

- Какие сведения должен содержать первичный документ?

Каждый факт хозяйственной жизни организации оформляется первичным документом. На основе сгруппированных первичных учетных документов формируются данные налогового учета.

За некоторым исключением формы первичных учетных документов определяются налогоплательщиком самостоятельно. В пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в качестве обязательных реквизитов первичного учетного документа указаны:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи названных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При надлежащем заполнении в первичном учетном документе всех обязательных реквизитов, отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105@).

- А если при составлении документов допущены ошибки?

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Если допущенные ошибки в первичных документах являются несущественными, то расходы могут быть учтены и без внесения исправлений. К несущественным относятся ошибки, которые не препятствуют идентификации:

  • сторон сделки, предмета сделки (наименования товара, работ, услуг, имущественных прав), цены сделки. Об этом сказано в письмах Минфина России от 28.08.2014 № 03-03-10/43034, от 04.02.2015 № 03-03-10/4547;
  • лиц, подписавших товарные чеки (Определение ВС РФ от 09.03.2016 № 302-КГ16-450).

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом.
Для исправления ошибок ФНС считает возможным составление нового экземпляра документа, в котором указывается номер и дата документа до внесения в него исправлений, а также номер и дата исправления (письмо от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@). То есть, в наличии будет первоначальный документ и документ с исправлениями (верный текст документа).

- Если оригиналы документов переданы налогоплательщиком, предположим, в суд, то чем подтвердить расходы?

Копией этих документов. Заверить копию может сам налогоплательщик (письмо Минфина России от 20.01.2011 № 03-03-06/1/15). На копии, которая хранится у налогоплательщика, при заверении возможно указать место нахождения оригинала документа.

Кстати, аналогичный способ - изготовление заверенной копии, может быть рекомендован, когда есть вероятность, что с течением времени показатели, отраженные на оригинале документа, скажем, на кассовом чеке, станут нечитаемыми. В этом случае оригинал и копия такого документа хранятся вместе.

- Как поступать, если товар или услуга приобретаются у иностранного контрагента и документы составляются на иностранном языке?

Поскольку в России учет ведется на русском языке, то первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

Таким образом, первичные документы, составленные на иностранном языке и полученные от иностранного контрагента, или документы, подтверждающие, в частности, пребывание в заграничной командировке, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. Перевод может быть выполнен сотрудниками налогоплательщика или профессиональным переводчиком. Достаточно перевода только тех показателей, которые влияют на налогообложение (письмо Минфина России от 14.09.2009 № 03-03-05/170). Если речь идет о типовой форме, то перевод может быть выполнен однократно, а в последующем осуществляется перевод только изменяющихся показателей (письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/725).

- Какие особенности связаны со сроком хранения документов, подтверждающих учет расходов?

Общий срок хранения документов, в том числе электронных документов, составляет 4 года (подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ). Данный срок следует исчислять с момента окончания налогового периода, в котором учет расходов завершен. Например, для расходов по амортизации срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, исчисляется с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете.

Есть в НК РФ специальные сроки хранения. Согласно пункту 4 статьи 283 НК РФ при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода (письмо Минфина России от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2598).

При этом статья 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предписывает документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, хранить не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

В соответствии с законодательством об архивном деле действуют свои сроки хранения документов. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»» установлено, что, например, документы об амортизации основных средств хранятся постоянно.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.