Древнерусское государство от расцвета до распада. Образование и расцвет древнерусского государства

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными - балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:

Рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен - будущее вече);

Варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

Крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. - вокруг Новгорода и вокруг Киева; - в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

Варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;

Что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

В конце IX - начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) - с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.

Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX - начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.).

Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского - новгородское - княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды - первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве - вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды - о положении последних историки не имеют единого мнения).

Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI - начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой - половецкой - угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

Курс отечественной истории Девлетов Олег Усманович

1.1. Восточные славяне в I тысячелетии н. э. Образование и расцвет древнерусского государства

Первое тысячелетие новой эры называют временем «великого переселения народов». Первой его волной стала миграция азиатских племен (готов, гуннов). В середине I тысячелетия под их натиском погибла Западная Римская империя. Вторая волна (IV–VII вв.) связана с расселением славянских племен от Балтики до Черного и Средиземного морей. В середине тысячелетия в Восточной Европе появились тюркские племена (булгары, хазары и др.). Наконец, четвертой волной переселения стали арабские завоевания во второй половине тысячелетия. Под их властью оказалась Северная Африка и почти вся территория современных Испании и Португалии.

Завоевательные походы и войны, торговые и культурные связи, насилие и добрососедство – существовали рядом и одновременно, образуя причудливую и сложную ткань истории. Шел процесс исчезновения, смешения, появления большинства европейских народов и государств. Начинался период средневековья, характеризующийся распространением феодальных общественных отношений. На рубеже древности и средневековья важнейшую роль в мировой истории играли пять центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, Кушанское царство в Средней Азии, империя Гуптов в Индии, царство Сасанидов на Среднем Востоке и Римская империя. Рабовладельческие государства существовали в Африке. Большинство народов Азии, Америки, Африки жили в условиях первобытнообщинного общества.

На историческую арену выступают такие государства, как Англия, Франция, Германия, Чехия, Польша, Швеция, Россия, Османская империя (Турция), Япония, государства Арабского Востока и др.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Можно предположить, что выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию. В настоящее время по вопросу о прародине славян существуют две наиболее распространенные теории. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой, по другой – это был район между Одером и Средним Днепром.

Из этих районов началось расселение славян. В VII в. славяне появились на Балканах. Соседи называли их «венедами». Одно из племен, осевшее в Южной Европе, называло себя склавинами. Со временем этим именем стали называть всех славян. Славяне заселили большую часть Балканского полуострова.

Киевский летописец записал предание о том, что славяне пришли в Поднепровье с Дуная. На севере мощный поток славянской колонизации устремился с территории прибалтийских славян в район озера Ильмень и реки Волхов. На востоке славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге славянские племена встретились с балтами и финноугорским населением. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно ассимилировались. Особенно интенсивно этот процесс проходил в бассейне реки Волхов, где осело одно из самых многочисленных восточнославянских племен – ильменские словене.

На водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги обитали племена кривичей. На севере кривичи заселили район Пскова. Глубже всех на восток продвинулись вятичи. По берегам Западной Двины жили полочане, среди болот – дреговичи, южнее, в Поднепровье – поляне и древляне, на восточном берегу Днепра – радимичи и северяне. Всего насчитывают 15 славянских племен, расселившихся на территории Восточно-Европейской равнины.

Поляне и другие племена, проживавшие в лесостепной зоне, выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, пользуясь методом подсеки. Крестьяне рубили и сжигали деревья (уголь превращался в удобрение, необходимое на бедных лесных землях), выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10–15 лет земля истощалась. Земледельцам приходилось расчищать новые участки. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»). Славяне разводили домашний скот, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, лесную птицу. Рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) занимали важное место в жизни славян. Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние страны, современники прежде всего называли пушнину и мед. Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Начало древнерусского государства. Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Это длительный процесс. В исторической науке еще в XVIII веке возник спор об образовании государственности у восточных славян. Долгое время общепризнанной считалась норманнская теория, которая признавала решающей роль скандинавских воинов (славяне называли их варягами) в становлении государства на Руси. Но и преуменьшение роли варягов в политической жизни древнерусского общества столь же неверно, здесь антинорманисты вступают в противоречие с известными нам историческими источниками. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря варягам, но при их участии.

Историки – норманисты ссылаются на «Повесть временных лет» – древнейший русский летописный свод. Летописное предание рассказывает, что в 862 г. для прекращения междоусобиц жители Великого Новгорода отправили послов в Скандинавию с предложением варяжским вождям стать их правителями. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга:

Рюрик , ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. С этого события и началось якобы создание государства у восточных славян.

Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов, слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время даже антинорманисты признают, что в основе летописного рассказа лежит исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, положившего начало правившей на Руси династии Рюриковичей. Вполне возможен был насильственный захват варягами власти в Новгороде с последующим оформлением в летописи акта «добровольного» их призвания.

После смерти Рюрика его преемником стал князь Олег (Хельг). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он расправился с правившими в городе варягами Диром и Аскольдом и перенес в него свой княжеский стол из Новгорода.

Захват Киева позволил политически объединить земли, расположенные вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Олега сменил сын Рюрика – Игорь (912–945). В 945 г. алчность князя при сборе дани возмутила древлян, они перебили дружину, а князя казнили.

Вдова Игоря – княгиня Ольга (945–957), отомстив древлянам за смерть мужа, вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установив «уроки» (размер дани) и «погосты» (места ее сбора). В последующие десятилетия Великими киевскими князьями были Святослав (957–972 гг.), Владимир (980-1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.).

Так под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание древнерусского государства (сообщества племен) – Киевской Руси. Но пережитки родового строя сохранялись долго – это военно-дружинная система организации княжеской власти, элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование вечевой системы в городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял Великий киевский князь, при котором был совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. При князе состоял административный аппарат из дружинников, ведавший сбором дани, податей; осуществлявший суд и пр. В города назначались княжеские представители (посадники). В зависимости от князя находились его родственники (удельные князья) и бояре , владевшие вотчинами и имевшие собственные дружины.

Таким образом, к XI в. сложилась крупная держава с разноплеменным населением от Вислы на западе до Крыма и Печоры на востоке, от Черного моря (устье Днепра) на юге до побережья Белого моря на севере.

Основным итогом политической деятельности первых киевских князей стало объединение восточнославянских племен под властью киевского князя; закрепление на черноморских рынках торговли и охрана торговых путей; защита южных рубежей от нападений кочевников.

Внешняя политика. Главными соседями Древней Руси были три группы народов и государств: угро-финны на северо-западе, тюрки-кочевники (степь) на востоке и юге, Византия (бывшая Восточная Римская империя) на юго-западе. По мере расселения славян на территории угро-финских племен пришельцы-земледельцы не посягали на образ жизни местных жителей – охотников и рыболовов. Поэтому здесь шел процесс мирной ассимиляции, перемешивания и слияния. В конце X в. киевские князья разгромили государство хазар на Нижней Волге и заключили мир с волжскими булгарами на Каме. Одновременно идет борьба с кочевниками-печенегами. С середины XI в. в южных степях появляются племена половцев. На протяжении двухсот лет – это отношения военных конфликтов, торговли и брачных союзов.

Важнейшим соседом Древней Руси была Византия. Крупнейший центр древней античной цивилизации, постепенно идущий к своему закату, оказал огромное влияние на все сферы жизни Древней Руси. Нападающей стороной здесь были славяне, совершившие ряд походов на Константинополь (Царьград, Стамбул). Между Древней Русью и Византией также активно шла торговля и развивались культурные связи. Из Византии на Русь пришли христианство и письменность.

Крещение Руси. Появление государственности у восточных славян отразилось также в духовной жизни. Это проявилось в приобщении Древней Руси к христианским ценностям. Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980-1015). Принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.

Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу. Около 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ. Христианство, вводимое по воле киевской знати и полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. Поэтому его распространение на Руси продолжалось до XIII–XV вв.

Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри страны, так и с окружающим миром. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Русская письменность возникла на почве грекоболгарской христианской культуры.

Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий.

Социально -экономическая характеристика Древнерусского государства. В исторической науке не прекращаются дискуссии о природе Древнерусского государства. Сторонники традиционных взглядов считают Киевскую Русь раннефеодальной монархией (Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков), в которой основные черты феодализма еще не получили достаточного развития. Другую точку зрения представляет петербургский историк И.Я. Фроянов. Формирование древнерусской государственности он видит в развитии системы племенных союзов восточных славян в единый суперсоюз (союз союзов). Фроянов утверждает, что Русь в IX–XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период он характеризует как дофеодальный и догосударственный. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком тесным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

Основной формой организации хозяйственной жизни была вотчина. – отцовское имение, передаваемое по наследству от отца к сыну. Владельцами вотчин были князья или бояре. В Киевской Руси существовало значительное число крестьян-общинников, которые платили дань князю.

Главным источником для изучения социального состава населения Древней Руси является «Русская правда» - древнейший свод законов, принятый при князе Ярославе Мудром (около 1016 г.). Эти законы дополнялись его преемниками. Из «Русской правды» следует, что все свободное население носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. Они жили в крестьянских общинах и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, несли более тяжелые повинности. Появились категории зависимых людей – рядовичи, закупы, холопы.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

Глава 2. Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Князь Рюрик и его время автора Цветков Сергей Васильевич

Глава 3. Балтийские славяне - основатели древнерусского государства Повесть временных лет дает версию происхождения славян, как это было в средневековой христианской традиции от одного из сыновей Ноя, Иафета:«В уделе же Иафета находятсярусь, чудь и все (чудские) племена:

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Из книги История средневековой Руси. Часть 1. Древнерусское государство в IX-XII веках автора Ляпин Д. А.

Тема № 1 Славяне до образования Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2 Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян

Вопросы:

1. Происхождение славянского этноса

2. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь

3. Социально-политический строй Киевской Руси

4. Распад Киевской Руси

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян – праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В лекции подробно будет рассмотрен вопрос о миграционных и автохтонной теориях происхождения славянского этноса. В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне. В группу восточных славян входили племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство . Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны или варяги. (Балтийское море русские до XVIII века называли Варяжским).

Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства: экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

На лекции подробно будут рассмотрены вопросы политического и социального устройства Киевской Руси.

Политический строй Киевской Руси характеризовался большинством историков как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862–879 гг.). Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Этот совет назывался Боярской думой. Младшие дружинники исполняли обязанности чиновников. В городах действовало вече – способ решения важнейших проблем путем совместного обсуждения.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной.

Современные историки считают, что Русь невозможно назвать ни монархией, ни республикой в современном смысле этих понятий. Власть князя действительно была велика. Князья были самыми богатыми людьми на Руси, они обладали огромными состояниями. Князья пользовались уважением со стороны населения – при встрече с ними принято было кланяться до земли. Князья обладали достаточной военной силой, подчиненной только им, что позволяло в некоторых случаях применять прямое насилие над гражданами.

Однако назвать великого киевского князя настоящим монархом нельзя. Его власть ограничивалась другими представителями княжеского рода. Киевский князь, по отношению к другим представителям княжеского рода, был не монарх, а старший в роду. Власть князя ограничивалась и горожанами. Горожане, собираясь на вече, порой довольно решительно и резко вмешивались в межкняжеские споры и отношения. Неугодных князей горожане изгоняли, нужных, какие им нравились, приглашали на княжение. Князья судили, руководили, возглавляли, но лишь до тех пор, пока это отвечало интересам общины.

Социальная структура общества. Вгородах жили князья, бояре, гриди, огнищане, их рабы, духовенство, купцы, гости, ремесленники. Бояре и гриди составляли основу дружины. Огнищане находились на службе у князя в его дворе-огнище. К городским жителям относились и состоятельные люди – землевладельцы – стоявшие ниже бояр.

Основное сельское население – земледельцы-смерды были лично свободными. Они жили отдельно, принуждались к тем или иным работам и платили дань князьям.

Большую роль в создании государства – Киевская Русь сыграло христианство. В лекции будут выделены причины и условия принятия христианства. До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. На Руси формировались новые общественные отношения, происходило социальное расслоение. Все это требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира проходила в 2 этапа. На первом этапе была предпринята попытка объединения на основе одного языческого бога – Перуна. На втором этапе в 988 г. было введено христианство в православном варианте. Эта религия наиболее соответствовала нуждам государства.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; новая религия положительно повлияла на экономику – растет внешняя торговля, развивается сельскохозяйственное производство; новая религия изменила быт и нравы людей; дальнейшее развитие получила культура. Необходимо выделить и негативные моменты в принятии христианства – формировался культ власти, церковь становилась идеологическим инструментом государства.

Последним великим киевским князем стал Мстислав (1125–1132 гг.).

В XII веке после смерти князя Мстислава Киевская Русь распалась на отдельные земли и княжества. В лекции будут рассмотрены факторы феодальной раздробленности: экономические – развитие натурального хозяйства, экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов; политические – родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр; внешнеэкономические – устранение на время опасности нападения извне.

Почти весь XII век русские князья боролись за киевский престол. Только за 30 лет с 1146 г. на нем сменилось 28 человек. Это вызвано было тем, что все русские князья были родственниками, в конце 12 века их насчитывалось около 50. Все они происходили от Владимира Святого. В Европе не было государства, где бы вся феодальная знать принадлежала к одному роду. Это было связано с другим, чем в Киевской Руси, принципом наследования. В Киевской Руси господствовал «лествичный» принцип наследования великокняжеского престола, который включал в себя два противоречащих друг другу принципа: киевский престол передавался от брата к брату, причем правом на его занятие обладал самый старший брат. Но, с другой стороны, на него мог претендовать и старший по возрасту в роде. Это противоречие неоднократно приводило к конфликтным ситуациям.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII–XV вв. В этoт период определились 3 основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика. Эти земли в своем развитии имели свои отличительные особенности, которые будут подробно выяснены на семинаре.

Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом развития раннефеодального общества

Раздробление Руси на независимые княжества историки рассматривают с двух сторон. С одной стороны это стало трагедией, ослабило Русь перед врагами. Но в то же время в период феодальной раздробленности происходит экономический и культурный подъем русских земель.

C 1243–1246 гг. на русских землях установилось монголо-татарское иго (угнетающая, порабощающая сила). Термин «татарское иго» был введен в оборот русскими историками в XVIII-начале XIX века. Под этим термином традиционно подразумевается система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Устойчивой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам постоянно менялось.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по истории России происхождение славянского этноса

Происхождение славянского этноса.. образование древнерусского государства киевская русь.. социально политический строй киевской руси..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вашему вниманию предлагаются тестовые задания по истории России 6 класс к учебнику А.А.Данилова, Л.Н.Косулиной по теме: «Древнерусское государство в IX – первой половине XIIв.»:

Тест 1.Древние на территории нашей страны

Тест 2. Образование государств

Тест 3. Восточные славяне

Тест 4. Предпосылки создания государства у восточных славян

Тест 5. Становление Древнерусского государства

Тест 6. Правление князя Владимира

Тест 7. Расцвет Древнерусского государства

Тест 8. Жители Древней Руси

Тест 9. Начало распада Древнерусского государства

Тест 10. Культура Руси IX - начала XII.

Тест 11. Итоговый тест по теме «Древнерусское государство в IX – первой половине XIIв.»

Предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности: части А, В, С. На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут, итоговых – 40-45 минут. Использование тестов считаю целесообразным, поскольку необходимо готовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по истории России.

Ответы в части А оцениваются в 1 балл. Если же требуется выбрать несколько ответов, то в зависимости от количества правильных ответов исчисляются и баллы: 3 ответа – 3 балла,

2 ответа – 2 балла, 1 ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Задания части В могут оцениваться в 1 балл за весь ответ, а если ответ состоит из нескольких частей, то по 1 баллу за каждую часть.

При оценивании работ учащихся необходимо использовать гибкую систему оценки знаний, ведь каждый имеет право на ошибку:

80 % от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80 % - оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0 – 40% - оценка «2»

Для подготовки данного материала использована работа: Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс. /Сост. К. В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011./

Вариант 1

Al. Какова была причина усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого?

1) разное вероисповедание князей 2) стремление получить титул киевского князя

3) завещание, оставленное князем Рюриком 4) нападения половцев

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.