Проблемы современного российского дошкольного образования. Дошкольное образование: проблемы и перспективы

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру, трансформируются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях. В новых политических, социально-экономических и социокультурных условиях требуются разработки новых подходов к управлению образованием в целом, с развитием системы образования, в частности, происходит переосмысление роли и места управления системой дошкольного образования.

Сложившаяся система дошкольного образования в России - это огромное достижение, народное достояние. Для нее характерны следующие положения:

  1. дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему;
  2. для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой;
  3. ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и, в первую очередь, внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Являясь государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Особенностью реформирования современной России является установка на модернизацию системы образования. Министерством образования реализуется программа модернизации образования. Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития.

Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования.

В первую очередь, применение программно-целевого подхода касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности муниципального сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.

Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует, на наш взгляд, создания рационального алгоритма организации управления дошкольным образованием, выделения функций органа управления и построения на их основе прогностической модели, где на местах должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества.

Данный подход имеет ряд преимуществ, а именно:

  • выделение и постоянное сопровождение основных и промежуточных целей управления в качестве результатов;
  • формирование мобильных специализированных организованных структур в сочетании с организационным механизмом управления, имеющих целью развитие системы управления и решение конкретных задач;
  • комплексное сочетание всех видов ресурсного обеспечения;
  • вовлечение всех субъектов управления в достижение задач, направленных на развитие всей системы дошкольного образования в целом и ее подсистем в частности.

Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования являются повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики; развитие альтернативных форм дошкольного образования. Помимо традиционных форм дошкольного образования в условиях муниципального образования реализуются мероприятия направленные на управление процессом распространения инноваций, в том числе и по замещению услуг дошкольного образования частными образовательными услугами и услугами частно-государственного партнерства, ведется разработка примерной нормативно-правовой базы для организации вариативных форм дошкольного образования.

Приоритетными моделями вариативной формы дошкольного образования являются негосударственные (частные) и автономные дошкольные образовательные учреждения, гувернерство, семейные группы. По демографическим показателям рост рождаемости значительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях и остается самой острой проблемой.

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и развития альтернативных форм дошкольного образования актуализируется проектная работа по созданию малоформатного семейного детского сада , з адачами которого являются:

Обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей;

Стимулирование создания системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания.

Данные мероприятия должны открыть перспективы для развития альтернативных форм содержания детей, включая домашние и семейные.


Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе

В «Концепции дошкольного воспитания» утвержденной в 1989 году, был определен принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.

Дошкольное детство - это период созревания, активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к миру.

Во всем мире идет признание детства как самоценного, самобытного, определяющего всю дальнейшую жизнь периода.

Современность выдвигает много задач, связанных с вопросами как развивать, воспитывать, обучать детей дошкольного возраста.

Каковы актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе?

1. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с
ребенком. Эта проблема мало разработана. У воспитателя практически нет ни новых
средств, ни новых технологий реализации партнерского общения.

2. Проблема выбора и экспертиз новых программ (их сейчас большое количество)
еще долго будет оставаться актуальной.

3. Проблема диагностики (от диагностики отбора к диагностике развития). Отсутствие
профессионализма в отборе и использовании диагностических методик.

4. Недостаточная компетентность педагогов в знании возрастных особенностей
раннего и дошкольного возраста.

5. Психологическая служба в системе дошкольного образования безусловно
способствует развитию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
ребенком, однако недостаточный уровень профессиональной компетентности этих
специалистов, делает эту работу малоэффективной.

6. Отсутствие полноценной преемственности детского сада и семьи в воспитании
и обучении ребенка в условиях ДОУ.

7. Отсутствие дифференцированного, индивидуального подхода к детям с более
высокими темпами развития (одаренными детьми) и детьми с девиантным поведением.

8. Вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.

9. Проблема методов и приемов воспитательной деятельности, ведущей к
результатам в нравственном воспитании, в формировании личности дошкольника.

10. Обоснование нового подхода к организации, содержанию образования и
воспитания начиная с младенческого и раннего возраста.

11. Обоснование видов творческой деятельности детей способов и методов ее
организации.

12. Обоснование возможностей творческой деятельности педагога в условиях
реализации различных образовательных программ.

Литература:

1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч.
трудов. - Казань, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М.:
Просвещение, 1988, 4.1.-Гл.1.

3. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики
и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном
этапе /Под ред. М.И. Журавлевой. -М.: Просвещение, 1981.

4. Калдыбаева Т.Ж. Дошкольное образование: теория, методика и практика.
-Семипалатинск, 1991.

5. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание. -1992. -№9-10.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. -С.140-154; 272-276.

7. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой.-М.:
Педагогика, 1980. -С.5-40.

8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. -М.: Науч. изд-во «Большая
Российская энциклопедия». 1993. -с.289-291.

9. Поддъяков Н.Н. Современные психолого-педагогические проблемы дошкольного
воспитания// Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных
учреждениях: Сб. науч. трудов. -М., 1988. -С.6-14.

10. Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства// Дошкольное
воспитание. -1987. №11. -С. 50-56.

11. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание. -1996. -№3. -С.8-12.

12. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного
семинара. /Под ред. Л.А. Парамоновой. Сост. ТА. Румер, Л.И. Эльконинова. -М., 1994. -С. 10-12; 23.

В результате анализа статей из журнала «Дошкольное воспитание» составляется опорная схема, отражающая основные направления гуманизации педагогической работы в ДОУ :

    изменения форм общения с детьми (переход от авторитарных форм взаимодействия к личностно-ориентированному общению);

    отказ от излишней идеологизации учебно-воспитательной работы в ДОУ, изменение форм и организации обучающих занятий, сокращение их числа;

    насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

    изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

3. Сравнительный анализ образовательных программ.

При выполнении данного задания студенты готовят презентацию одной из образовательных программ. Сообщение должно включать:

    теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

    принципы построение программы;

    структуру программы, характеристику её основных компонентов.

    методическое обеспечение программы, его характеристика;

    отличительные особенности изучаемой программы;

    субъективную оценку достоинств и спорных позиций программы.

Анализу подвергаются комплексные и парциальные программы, используемые в практике работы ДОУ.

4. Сочинение на тему «Проблема подготовки кадров и пути их решения». Список дополнительной литературы

    Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5.

    Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 148-155.

    Примерный устав ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 156-168.

    Примерный договор между ДОУ и родителями / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 168-172.

    Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6.

    Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

    Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -1991. - № 11.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофевой. - М., 1999.

Тема «Роль семьи в социализации ребенка»

План:

1. Типы семей и комфортность ребенка в них

Субъективная оценка комфортности ребенка в разных типах семей. Определение основных компонентов комфортности:

    уважение к личности ребенка;

    учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

    полноценное общение со взрослыми.

    организация предметно-пространственной среды жизни ребенка;

2. Функции современной семьи

На основе литературы и собственного опыта необходимо обозначить проблемы современной семьи, показать взаимосвязь выполняемых ею функций.

3. Диспут «Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения»

При подготовке диспута студентам необходимо изучить литературу по проблеме, подготовить краткие сообщения по разным вопросам социально-демографического положения в РФ. Диспут проводится в форме «круглого стола», где каждый участник высказывается по теме, предлагает пути решения той или иной проблемы.

4. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям . Подготовить тезисы доклада для родителей детей, поступающих в ДОУ:

    организация жизни ребенка в семье в период его привыкания к условиям ДОУ;

    единство требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей и др.

Заслушивание и обсуждение докладов, помогающих родителям облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ. Доклады оформляются как материал для «Уголка родителей».

«Современные проблемы дошкольного образования,
тенденции его развития и направления реформирования»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

Иванова Наталья Николаевна,
преподаватель С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Общепрофессиональная дисциплина ОП.05.«Теоретические основы дошкольного образования» (Профессиональный цикл учебных дисциплин).

Раздел 1. Отечественный опыт дошкольного образования

Тема 1.3. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Количество часов: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

Технология «Развитие критического мышления» (см. Приложение 1)

Цель урока: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).

Развивающие:

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).

Средства обучения:

· Комплект документов, в том числе на электронных носителях.Закон РФ “Об образовании”2012 г.; ФГОС дошкольного образования 2013 г.(проект). Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

· Мультимедийная установка.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта занятия

структура

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

обучения

контроля

обучения

Средства

Развиваемые

Организационный этап

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

I фаза «Вызов»

Актуализация опорных знаний

Препод. обращает внимание обучающихся на название темы урока (на экране) и просит ответить на несколько вопросов.

. Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальн.

Целеполагание

Препод.предлагает студентам самим поставить цели урока.

Нацелить на рефлексию по методу «ПМИ»- обращает внимание на таблички, предлагает самостоятельно делать заметки по ходу занятия.

Определяют цель урока.Вместе с препод. формулирую т задачи урока.

Фронтальн.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Изучение нового материала:

Сообщение нового материала - рассказ преподавателя: проблемы и разработка ФГОС

Препод. с помощью проектора демонстрирует слайды «Совр. Проблемы ДО», дает пояснение.

Обучающиеся делают записи в тетрадь. «Подсказывают» проблемы, с которыми сталкивались на практике или в жизни.

Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Лекция с визуализацией

Фронтальн.

Организует просмотр из Интернет фрагмента презентации

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

Фронтальн.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документов.

Предлагает познакомиться с учебным материалом, по вопросам, размещенным в виде таблице на экране

Студенты читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют графы таблицы.

индивидуальная

III фаза «Рефлексия»

Рефлексия.

ПМИ (Плюс -Минус -Интересно)

Сообщение необходимых заданий. Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Работа в паре. Озвучивание результатов.

парная работа

ОК 6 таблицы

Домашнее задание

Визуализаци ФГОС ДО: выполнение презентации или в схематических рисунках -кластерах.(на экране-схемы)

индивидуальная

Информационное обеспечение:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" опубликовано:1 декабря 2012 г. (в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)

2. Российское образование Федеральный порталМинистерство образования и науки РФ http://www.edu.ru/

3. Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://www.educom.spb.ru

Конспект занятия

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:
. Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
. Почему?

Повторение материала:

Фронтальная беседа

1.Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ста вшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2.Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3.Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В .

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

· Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе).

· Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи).

· Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада).

· Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями).

- Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО).

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

5. Задачи.

6. Стандарт - основа для разработки…

7. Требования, устанавливаемые стандартом.

8. Образовательные области.

9. Виды деятельности детей дошкольного возраста.

10. Аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста.

11. Формы организации образовательного процесса.

12. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.

13. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

14. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документа.- 45 минут

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Задание для самостоятельной работы. Визуализация ФГОС ДО: выполнение презентации в программах «PowerPoint», «Prezi» или в схематических рисунках в тетради. Сроки сдачи-10 октября 2013 г.

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии - трехфазовая структура урока

Технологические этапы

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

· сбор данных

· анализ текстов

· сопоставление альтернативных точек зрения

· коллективное обсуждение

· разные виды парной и групповой работы

· дискуссии

· направляет усилия учеников в определенное русло

· сталкивает различные суждения

· создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

· дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

· подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono ; род. 19 мая , Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины. Создатель концепции «нестандартного мышления ».

1. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

2. «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

3. «Что в этом интересного?» (?) запись различных интересующих человека фактов и мыслей.

Приложение 3

Уточнение понятий

* Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта.В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.

**Диверсифика́ция Назад

  • Вперёд
  • Обновлено: 29.09.2019 22:03

    You have no rights to post comments

    Мясникова Инна Михайловна,
    воспитатель
    ГБДОУ №28
    Невского района Санкт-Петербурга

    Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Уровень рождаемости с 2007 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

    Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений, пожалуй, самая основная и сложная проблема. Недофинансирование, дефицит финансирования - эти слова, к сожалению, очень часто звучат применительно к дошкольной отрасли.

    Дошкольное образовательное учреждение должно получить и получало до последнего времени более стабильное финансирование, есть возможность проведения единой образовательной политики в дошкольном образовании области, более полного удовлетворения потребностей родителей, возможность комплектования детского сада по нормам наполняемости и месту жительства детей, дифференцированного комплектования учреждений и групп, своевременного обеспечения повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений.

    Все более актуальными становятся проблемы комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную,ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

    Однако многие немало озабочены тем, что муниципальные органы управления образованием, методические службы не всегда обеспечивают должный анализ результатов использования экспериментальных учебных программ, новых педагогических технологий. К большому сожалению, остается проблематичным вопрос организации научного руководства инновационной деятельностью. Эта проблема может быть вполне успешно решена при взаимодействии ученых и практиков, преподавателей педагогического университета, института повышения квалификации работников образования, а также педагогических колледжей.

    Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

    Изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "Родитель - ребенок - воспитатель" на равноправные, построенные на взаимном уважении и доверии. Поэтому неслучайно модель "Открытого" дошкольного учреждения с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, в управленческую деятельность становится одной из перспективных в развивающемся образовании.

    Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в решении следующих проблем:

    • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
    • Недостаток детских садов;
    • Содержание дошкольного образования;
    • Качество дошкольного образования;
    • Условия реализации программ дошкольного образования;
    • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
    • Общественное восприятие дошкольного образования;
    • Количество мест в детских садах
    Похожие статьи

    © 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.