Методика рки для всех - блог юлии мареевой. Один словарный запас без грамматики еще не составляет языка Язык без грамматики

Вчера в группе обсуждали вопрос одной из участниц:

"Здравствуйте, коллеги. Я преподаватель не РКИ, а одного из европейских языков. Но вопрос решила задать в этой группе, так как компания тут душевная, а мне хочется с Вами посоветоваться.
Я строю свое обучение таким образом: введение в тему - лексическую и грамматическую, проработка, выход на разговор. Весь цикл может занять 2-3 урока. Конечно, поговорить на уроке на языке я лю блю, но новую тему сначала стараюсь проработать. Вот приходит ученик, который говорит, не интересно мне вот все эти упражнения делать, давайте как-то сразу говорить начнем. В принципе, запрос не новый, бывает. Но тут - преподаватель как раз РКИ. Я попробовала, человек в общем-то уже говорящий пришел ко мне, можно и так. (здесь я должна сказать, что у меня такой принцип работы с возражениями: я не противлюсь, делаю, как просят. Потом или оно оказывается вредно и ученик это видит и мы возвращаемся к тому образу работы, который я предлагаю, или... ну "или" пока не бывало. Хм...) Но между нами говоря, я так себе думаю, что это будет топтание на месте.... Что вы скажете? Хочется и вперед идти, и человек домашку делать не может, и я в смятении... Преподаватель... говорит, я на своих уроках так делаю и все отлично получается. Как??? Вот какой у меня вопрос. Как можно, не прорабатывая грамматику, иметь отличный результат... У кого то же самое? Признавайтесь! Работает это?"

В связи с этим вспомнила свой разговор с одним начинающим преподавателем РКИ, который написал мне буквально следующее:

"Овладеть иностранным языком как средством общения невозможно без знания грамматики" ("Практическая методика обучения РКИ" стр. 168). Я наблюдал, как в британской школе сотни русско-, корейско-, японско- и пр. говорящих детей разных возрастов овладевали английским языком до уровня родного, не зная, что такое грамматика. Я свободно владею немецким, читаю газеты, но совершенно не знаком с грамматикой. И как я вообще умудрился овладеть русским языком, не зная о флективно-разветвлённо-предложно-падежно-в идо-временной-сложно-синтаксическо-специ фическо-словообразовательной системы и т.п.?
"Знание правил сокращает путь к практическому освоению иностранного языка"
Мало того, что реальность подтверждает обратное - язык усваивается лучше без знаний правил грамматики, которые просто перегружают мозг ненужной информацией, и поэтому иностранцы бегут с языковых курсов, потому что они ничего не могут выучить и им скучно, но также уже с 70-х годов многочисленные научные исследования подтверждают, что грамматика усваивается инстинктивно, а не через правила. Эти знания используются в международных (британских) школах, где детей не-носителей целенаправленно не учат грамматике, и даже в старших классах дают её по минимуму, чтобы они быстрее усваивали английский язык.
Извините, но по этой ненормальной системе, которая уже давно морально устарела, в которой язык рассматривается как нечто мертвое, а не живое, а ученик как некий компьютерный мозг, я скорее забуду родной язык, чем кого-либо научу.
Мне представляется, что необходимо создать систему обучения русскому языку для живых дышащих людей, учитывая, скажем, британский опыт, который успешно применяется по всему миру.

Даже не родной язык усваивается интуитивно - просто преподавателям удобно на это закрывать глаза, чтобы не начинать заново переписывать методики. Я знаю это по себе - грамматику в школе освоил на 3. После 2 лет работы с носителем, кстати, филологом, с минимальным уклоном на грамматику, стал печататься на английском. То есть уже в зрелом возрасте освоил язык интуитивно. Я далеко не единственный случай: я наблюдал сотни взрослых людей, осваивающих язык без грамматики, и сотни людей, которые учили грамматику и не освоили язык.

Вся ваша методика строится на ложном допущении, что неродной язык не может быть выучен интуитивно взрослыми. Это полный бред и миллионы людей вам скажут то же самое, а ещё миллионы скажут, что грамматика им только осложнила изучение языка, а зачастую она намертво убила в них желание его изучать. Методику, которую я изучал (и по себе знаю), предполагает, что сначала вы изучаете язык, как ребенок, интуитивно. И лишь освоив его, вам дают грамматику, но не слишком много. Язык -это не математика. Подход априори должен быть иным.
Я много путешествую и скажу вам: работники сферы обслуживания учат великолепно русский без всяких методик просто через общение с русскими. И не зная что такое склонения и спряжения.
Скажем, Вы и я падежи выучили ещё до школы. Любой иностранец выучит падежи быстрее без вашей методики, на живой речи. У нас был гид на Крите, учился в России, рассказывал как вспоминает изучение падежей, словно в страшном сне. Женился на русской и их через разговор освоил".

И что же теперь? Сбросить грамматику с корабля современности?

Что я хотела бы отметить:

1. Освоение родного языка детьми и изучение иностранного взрослыми отличается.В детстве можно овладеть несколькими языками как родными именно потому, что язык усваивается без правил, на уровне интуиции.

2. Знание грамматики не может препятствовать практическому усвоению языка. Одни ученики - аналитики: будут спрашивать что да как, да почему, другие - больше будут стремиться запомнить блоки информации, чтобы побыстрее употреблять эти фразы на работе, в быту. Всё определяется целями, сроками обучения, контингентом обучаемых. И уж поверьте моему опыту и опыту других преподавателей, разработчиков методики, что ученики Вам будут только благодарны, если Вы сможете внятно и толково объяснить необходимые правила. В практическом курсе русского языка грамматика не самоцель, а способ обучить студентов живой коммуникации. С ошибками, без грамматики, отдельные фразы они могут выучить и без нас. Заниматься с преподавателем они приходят, чтобы получить компетентное объяснение.
Однако некоторые начинающие преподаватели РКИ ожидают чуда: что их взрослый учащийся всё усвоит интуитивно и свободно заговорит, только развлекаясь и не прилагая усилий, чтобы понять языковые явления. А ведь так, разбираясь, вникая в структуры, мы вырабатываем в себе языковое чутье на иностранном языке и многое начинаем воспринимать и воспроизводить на уровне интуиции. Не потому ли учить каждый последующий язык проще, чем предыдущий. Все, для кого русский - родной, безошибочно употребляют формы родительного падежа, не задумываясь об этом. А иностранному учащемуся нужно рассказать, в каких случаях мы употребляем родительный падеж и какие смыслы он передаёт, и с помощью каких форм образуется, закрепляем это и дальше он может пользоваться полученными знаниями на практике. Никто ведь не говорит, что заниматься нужно только грамматикой или заниматься ею бóльшую часть урока. Начинать урок с фразы "Давайте откроем учебник на такой-то странице" или "На прошлом уроке мы говорили о глаголах движения, ну так вот...". неприемлемо. Такой подход ведёт исключительно к потере мотивации и со стороны студента, и со стороны преподавателя. Грамматические правила объясняются через их коммуникативные функции.

3. На курсах прекрасно могут предлагаться ролевые игры, общение между учеником и преподавателем обязательно должно быть естественным, даже дружеским, на занятии должна царить обстановка доверия и взаимного интереса, необходимо стремиться к наименьшему использованию языка-посредника, использоваться средства наглядности, аудио, видео, работу в парах, тройках и т.д. и т.п..
А грамматический комментарий только помогает и облегчает и ускоряет процесс овладения языком. Например, скажем, мой ученик-иностранец писал рассказ, как он провёл лето, и написал: "*Я был в Стамбул". Если я ему объясню, что когда мы говорим о местонахождении, где мы находимся, где мы были, нужно добавить - Е (предложный падеж), а винительный падеж мы используем после глаголов иду, хожу, еду и т.д. (т.е. глаголов движения) для обозначения направления (куда?), - это позволит ему в дальнейшем легко применять свои знания и в следующий раз такую ошибку уже не допустить?

Никто не оспаривает тот факт, что в практическом языковом курсе грамматика должна быть ориентирована на коммуникацию. В этом и состоит функциональное направление в грамматике.

Пишите Ваши комментарии. Что вы думаете о месте грамматики в изучении языка?

Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее просто бегло говорить на нем? На сегодняшний день есть два противоборствующих лагеря: одни считают, что надо говорить грамотно, а для этого сначала необходимо изучить грамматику, другие настаивают на том, что овладевать такими тонкостями несовременно и не нужно, главное - смело говорить по-английски. Кто из них прав? Как найти «золотую середину» при изучении разговорного английского языка? Мы приведем вам свои аргументы и подтвердим их полезным видео от преподавателя-носителя английского.

Быть или не быть - вот в чем вопрос. Учить ли английскую грамматику? Все чаще люди, желающие изучать английский язык, обращаются к преподавателям с просьбами в стиле: «Мне грамматика не нужна, я хочу говорить по-английски, а не тратить время на изучение скучных правил. Я же вполне могу обойтись тремя простыми временами. Меня поймут, правда? Вы возьметесь обучать меня разговорному английскому языку?» Нежелание тратить время на скучные правила вполне понятно и приемлемо, однако можно ли обойтись без знания грамматики при разговоре с иностранцами? Мы предлагаем рассмотреть два диаметрально противоположных мнения, оценить достоинства и недостатки каждого принципа изучения английского языка и прийти к правильному мнению.

Принцип №1: Нужно учить грамматику английского языка и только потом начинать говорить на нем

Этот принцип классический, именно он был положен в основу изучения английского в школах: сначала дети учили правила и только потом (если повезет) практиковали использование их в речи. Причем разговорной практикой занимались очень и очень мало. Возможно, именно поэтому мы сейчас имеем поколение молчунов: человек может понимать, что ему говорят по-английски, но сам не осмеливается сказать что-либо, так как его просто никто не учил ГОВОРИТЬ.

Однако такой метод обучения имеет свои плюсы: как правило «молчуны» грамотно и ловко оперируют временами и конструкциями в письменной речи. При написании предложения у них есть время на то, чтобы вспомнить соответствующее правило, написать текст и проверить возможные ошибки. При разговоре эта длительная процедура значительно затягивает речь, делает ее неуверенной, хотя и грамотной.

Зачем нужна грамматика английского языка? В ее изучении есть важный плюс: вы учитесь «чувствовать» английский язык, понимаете, какую роль в предложении выполняет то или иное слово, даже если оно вам незнакомо. У Людмилы Петрушевской есть занимательный сборник «Лингвистические сказочки». В нем все слова, кроме предлогов, выдуманные. Однако благодаря пониманию грамматических правил и выработавшегося «чувства» языка мы интуитивно понимаем, о чем идет речь. Вы можете почитать эти сказки в Рунете и убедиться в этом самостоятельно.

Принцип №2: Зачем учить грамматику английского языка? Главное - говорить на нем

Принцип современный и очень модный. В его просто-таки вирусном распространении виноваты не полиглоты, как это принято считать, а те, кто неверно истолковывает их слова. Полиглоты - талантливые люди (притом усердно работающие над собой!), они часто заявляют: «Я не учил грамматику, я просто запоминал целые фразы, а теперь грамотно ими оперирую». Здорово, правда? После парочки таких заявлений чуть ли не каждый сайт посчитал нужным написать «скандальную» статью, открывающую «главную тайну» изучения любого иностранного языка. Раскроем эту тайну мы немного позже. Сначала ознакомимся с недостатками этого принципа.

Минус изучения грамматики в том, что непонимание грамматических конструкций влечет за собой непонимание собеседника в целом. Да и собственная речь становится довольно бедной, ведь из многих аспектов времен английского языка (группы Simple, Perfect, Continuous, Perfect Continuous, а также пассивный залог) вы пользуетесь всего тремя временами группы Simple. Не слишком ли вы «урезаете», обедняете свой английский?

Нужно ли учить грамматику английского языка или важнее говорить? Ищем золотую середину

Мы не поддерживаем ни одно из вышеописанных мнений по двум причинам:

  1. Методика «Сначала грамматика, потом говорение» безнадежно устарела. Современные языковые курсы и онлайн-школы английского языка работают по коммуникативной методике. То есть вы начинаете говорить с первого занятия. Грамматика в таком случае изучается в контексте рассматриваемой темы. Преподаватель не заостряет внимание на четких правилах, а уделяет больше времени на отработку грамматики в процессе разговорной практики. Это оптимальная методика обучения, принятая во всем мире.
  2. Методика «Главное говорение, грамматика неважна» тоже не полезна для изучающих английский язык, а если говорить прямо, то она провальная. Мы подхватили мысль полиглотов о том, что грамматику учить не нужно, и теперь просим своих педагогов упрощать речь до уровня ребенка. Однако мы можем сказать совершенно однозначно: абсолютно ВСЕ полиглоты изучали грамматику, только подходы у них были разные. Предлагаем их рассмотреть:
  • Классический. Если полиглот хотел не просто научиться перебрасываться простыми фразами с иностранцами, а претендовал на должность переводчика, он не пренебрегал обычными грамматическими пособиями. Яркий пример - венгерский полиглот Като Ломб. Эта дама овладела 16-тью языками и не гнушалась штудированием грамматических упражнений. Хотите учить языки как она? Тогда ознакомьтесь с нашей статьей « ».
  • Современный. Время не стоит на месте, и теперь полиглоты несколько изменили свой подход. Много полезной информации о таких людях вы можете почитать в статье « ». А сейчас мы рекомендуем вам посмотреть интересное видео. Его автор раскрывает небольшой секрет изучения языка, которыми обычно пользуются и полиглоты. Особенных «тайн» в записи вы не найдете, зато спикер очень четко и понятно объясняет, как не учить грамматику и в то же время... изучать ее.

Как видите, «секрет» сводится к одному из принципов коммуникативной методики. При изучении английского языка не нужно зацикливаться на самом правиле, на его четкой формулировке. Слушайте больше, пытайтесь воспринимать формы построения предложений на слух. Автор видео считает, что грамматику надо учить так, как дети учатся говорить - все воспринимают на слух. Такая методика подходит для родного языка, когда ребенок постоянно находится в среде изучаемого языка. Но насколько такой подход к изучению грамматики является действенным для второго иностранного языка, остается загадкой. Поэтому по коммуникативной методике студенты не просто слушают правильную грамматику, но и сами ее употребляют, придумывая свои примеры, используя изученные слова.

Do not be surprised when those who ignore the rules of grammar also ignore the law. After all, the law is just so much grammar.

Не удивляйтесь, когда тот, кто игнорировал грамматические правила, также проигнорирует закон. В конце концов, закон - это в какой-то степени тоже грамматика.

Теперь давайте выведем несколько принципов изучения грамматики английского «по-современному»:

1. Изучайте грамматику английского языка на практике

Вызубренные формулировки правил без практического применения будут только тормозить вашу речь. Гораздо полезнее один раз прочитать формулировку и составить 10-15-20 предложений с использованием этого правила - это практическое, а не теоретическое применение грамматики.

2. Слушайте, как говорят носители, и учитесь у них

3. Читайте книги

Читая, вы задействуете свою зрительную память: вы видите, как строится предложение, какое время используется в том или ином случае, и постепенно запоминаете, когда и какое время или грамматическую конструкцию употреблять.

4. Обязательно выбирайте интересные вам материалы

Увлекательная книга, видео или подкаст полностью завладеют вашим вниманием, и вы будете осознанно слушать запись или читать текст. При автоматическом чтении или аудировании «потому что так нужно» внимание быстро рассеивается, поэтому ни о каком изучении грамматики и речи быть не может.

5. Используйте каждую возможность поговорить на английском языке и не упрощайте свою речь

Попробуйте взять на вооружение 1000 полезных английских фраз и используйте их в разговоре с англоязычным другом, сокурсниками в группе изучения английского, преподавателем и т. п.

6. Выполняйте письменные грамматические упражнения

Помимо устной речи вам нужно еще и научиться писать грамотно, а это умение развивается только при выполнении упражнений на грамматику. Кроме того, вспомните, ведь некоторые люди не говорят на английском языке потому, что боятся допустить ошибку. А выполненное письменно упражнение станет вашей «репетицией», поэтому заговорить будет уже не так страшно.

Грамотная письменная речь - must-have современного человека. В итоге мы хотели бы привести вас к мнению, что на вопрос «Нужно ли учить грамматику английского языка?» ответ может быть только утвердительный. И учить ее надо правильно: по современной методике, используя различные увлекательные и развлекательные материалы. Слова «грамматика» и «грамотный» родственные, поэтому стать грамотным человеком можно только зная грамматику. А помочь осилить ее помогут интересные статьи: « », « ».

Если же вы уверенно чувствуете себя во всех временах и конструкциях, но возникают сложности с разговорной речью, мы рады будем помочь вам «разговориться» и научиться использовать все свои знания на практике. Попробуйте записаться на , через несколько уроков вы убедитесь, что говорить по-английски легко.

Вдовина Л.А., учитель математики КГУ СШ №7г Аксу,

Павлодарская область

Показать связь математики, русского языка и литературы на уроках математики. Закрепить знания учащихся по темам "Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами", "Числовые и буквенные выражения", "Уравнения".

Тип урока: Урок закрепления знаний

Краткое описание:

Урок математики совместно с уроком русского языка и литературы. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности "Без грамматики не выучить математики". На протяжении всего урока прослеживается связь между этими предметами.

Тема: «Без грамматики не выучить математики».

Цели урока :

1. Показать связь математики, русского языка на уроке математики.

2. Закрепить знания учащихся по темам: «Применение свойств сложения и вычитания с натуральными числами», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения». Уметь решать задачи по данным темам.

3. Развивать логическое мышление учащихся, прививать интерес к предмету.

4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, воспитанность.

Оборудование: интерактивное оборудование; презентация, плакаты «Любую информацию на уроке математики несет слово», «Вдохновение нужно в математики, как и в поэзии», «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая делать его немного занимательным»; таблицы; карточки.

Презентация: «Без грамматики не выучить математики».

Ход урока.

(Спор учителя математики и русского языка)

М: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи, ну разве это труд?

Р: Нет ничего ужасней чисел скучных

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

М: Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Р: Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь все, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

М: Но математику учил ракет создатель

И в космос полетели мы без вас.

Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.

М: Друг мой! Не надо ссор,

Решим сейчас мы этот спор.

М: Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». Это тема сегодняшнего нашего урока. На протяжении всего урока мы проследим связь между этими предметами и сделаем этот урок занимательным и интересным.

(Слайд 1,2)

Р: Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Мы остановимся на том, как учили грамоте в древности. Давайте посмотрим вот на эту гравюру 1634г, на которой изображена школа в древности. (Рассказ по картине).

Так же проходили занятия и в старорусской школе. Один зубрил азбуку, другой перешел уже к складам, третий читал «Часослов» и все следовало выучить назубок. Учили каждую букву по ее названию.

(Слайд 3)

Г – глаголь

Д – добро

(Поговорить об «Азбуке»).

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

«Как церковной грамоте в старину учили».

В старину учились дети

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б, как аз да буки,

В – как веди, Г – глаголь,

И учитель для наук

По субботам их порол.

Вот такой чудной наукой

Наша грамота была

Вот таким пером писали

Из гусиного пера!

Этот ножик без причины

Называли перочинным.

Очиняли им перо

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

М: После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».

(Слайд 4)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

A B Г D E S З И О

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

A - 10000, - 20000

Сотни тысяч обозначались так.

А - 100000, Б - 200000

Миллион обозначали из запятых или лучей.

М: Ребята, в чем же вы видите связь математики и русского языка?

Доклад:

«Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами».

Вот что писал о наших цифрах С.Я.Маршак.

« От одного до десяти».

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хороший,

Но не значит ничегошеньки.

М: Ребята, а как называются числа, которые записываются с помощью этих цифр?

М: С начала года мы с вами изучали натуральные числа и действия с натуральными числами. А сейчас давайте вспомним буквенную запись свойств сложения и вычитания.

Продолжите следующую запись:

а + (в + с) =

(а + в) – с =

(а + в) – с =

а – (в + с) =

М: Ребята, при выполнении данного задания прослеживаться связь русского языка и математики. Кто же из вас мне скажет, где эта связь?

М: Вычислите, применив свойства сложения и вычитания.

125 + (381 + 375) =

(654 + 289) – 254 =

854 + (249 – 154) =

(747 + 125) – 147 =

937 – (137 + 793) =

(227 + 358) + (127 + 258) =

М: Следующее задание выполняем по карточке. Упростите буквенное выражение, сопоставив ответы стрелочками.

(а + 179) – 69 = 600 + а

(256 – а) – 156 = 130 + а

238 – (38 + а) = а + 110

(839 + а) – 239 = 100 - а

(251 + а) – 121 = 200 – а

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас-

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва-

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзины ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть.

Р: Ребята, на уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл,

назвав их одним математическим термином.

1. Хоть пруд пруди.(с избытком, хватит всем) (Много)

2. С гулькин нос.(гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)

3. От горшка два вершка.(вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)

М: Вот видите, ребята, оказывается и в пословицах и поговорках есть математический смысл. А с помощью каких математических знаков мы записываем слова «мало», «много».

М: А теперь давайте выполним еще одно задание. Сравним числа, поставив знак «больше» или «меньше».

70007 * 7007 3 547 547 * 3 547 574

456 * 1 803 524 * 80 352

0 * 124 247 * 395 * 1006

М: Придумать задачу по выражению: 180 – у – 95 = и решить ее при у = 40; 52.

2–й урок.

М: Ребята, любую информацию на уроке математики несет слово.

С помощью слов вы отвечаем на вопрос задачи, говорим правило. И оттого, как вы говорите, ваш ответ выглядит полным или односложным, а также развивается ваша математическая речь.

А сейчас ответьте на следующие вопросы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

М: Какое равенство называют уравнением?

Какое число называется корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?

(Слайд 5)

Решить уравнение: х + 605 = 70; к – 169 = 321; 603 – р = 83

Р : Откройте учебник математики на странице 85, найдите правило. « При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято». Например:

Х + 605 = 70 - сумма икс и шестисот пяти равна семидесяти;

К – 169 = 321 - разность ка и ста шестидесяти девяти равна трёмстам двадцати одному;

М: Еще жителям древнего Вавилона и египтянам было известно много задач, решение которых сводилось к решению уравнений. Но уравнения эти записывались только словесно. (Слайд 6). Французский ученый Франсуа Виет (16в.) впервые ввел символическую запись уравнения: стал обозначать неизвестные величины буквами. Его начинания в своих трудах продолжили такие ученые, как Ньютон, Декарт, Эйлер. О них вы узнаете более подробно в старших классах.

А сейчас решите с помощью уравнения задачу.

(Слайд 7).

Задача: В поисках Жар-птицыИван-царевич шёл по полю, затем 15 километров бежал по лесу и 2 километра плыл на лодке по реке, затратив на весь путь 38километров. Сколько километров Иван-царевич шёл по полю?

М: Прежде чем вы будете решать данную задачу, Надежда Вячеславовна придумала вам свое задание.

Р : Ребята, мы с вами изучаем тему «Имя существительное».Дайте определение имени существительного.

Как изменяется имя существительное?

Найдите в тексте задачи имена существительные и назовите их грамматические признаки. Сделайте записи в тетрадях по русскому языку.

В первом предложении текста задачи найдите грамматическую основу. Вспомните, что это такое.

Запишите грамматическую основу предложения в тетради, графически оформите.

М: А теперь, после того как вы разобрали данную задачу с точки зрения русского языка, решим ее математически. Выделим ключевые слова. Где двигался Иван-царевич?

Х км.– по полю

15 км. – по лесу

2 км. - по реке

х=21 Ответ: 21 километр.

Физкультминутка.

«Раз» – поднялись, потянулись,

«Два» – согнулись, разогнулись,

«Три» - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На «четыре» - руки шире,

«Пять» – руками помахать,

«Шесть» – за парту тихо сесть.

Р: Ребята, давайте проведем с вами словарный диктант и поработаем над словами.

Математика, русский язык, грамматика, уравнение, алфавит, выражение, миллион, единица, цифра, сложение, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, корень.

Проверим написание слов, вспомним правила, подберём проверочные слова.

А что вы можете сказать о слове «математика» с точки зрения русского языка? Какие грамматические признаки имеются у этого слова?

Составьте и запишите предложение со словом «математика».

Кстати, это слово пришло из древнегреческого языка.«Мантенейн» - так оно произносилось и означало «учиться», «приобретать знания».

Ребята, на какие две группы можно разделить слова нашего диктанта?

А какие слова относятся к обеим группам?

Слова «выражение», «сложение», «корень» мы используем как на уроках математики, так и на уроках русского языка.

М: А теперь решим в тетрадях вот такие уравнения и посмотрим, какому русскому писателю принадлежат следующие слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии».

138 + х + 57 = 218

(24 – х) + 37 = 49

248 – (х + 123) = 24

х=218 х=12 х=36 х=101 х=23 х=52

Ш И П Н К У

Тест.

Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(С. Ковалевская)

М: Ребята, а теперь скажите, можно ли без грамматики выучить математику? Почему?

Разумная грамота есть ясное Изображение и начертание тончайших мыслей и тончайшего чувствия.
А. П. Сумароков

Несколько слов об истории грамматики
Слово грамматика, так же как основы этой науки, досталось нам в наследство от древних греков, у которых одним из признаков красоты человека было умение красноречиво и правильно выражать свои мысли.
Первой напечатанной грамматикой славянского языка считается “Грамматика доброглаголиваго эллино-словенскаго

языка”, которая вышла в 1591 г. Как мы видим, ученые бились над правилами грамматики с незапятных времен. В развитие русской грамматики огромный вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов, именно его “Российская грамматика” считается первой печатной руской грамматикой. В наше время издается множество Книг, учебных пособий и справочных материалов, посвященных грамматике. Изучение данной дисциплины обязательно входит в школьную программу.
Врожденная грамотность
Существует ли на самом деле такое понятие, как “врожденная грамотность”? Иногда встречаются люди, которые не зная или не умея сформулировать

даже основные правила грамматики, однако правильно и без ошибок пишут тексты. Пока не существует ответа на вопрос, а есть ли все-таки врожденная грамотность, передается ли она генетическим путем. Преподаватели с большим опытом работы считают, что грамотно могут писать те учащиеся, которые много читают, при этом у них работает зрительная память, написание слов и правила построения предложений автоматически откладываются в голове. Итак, чтобы “отточить” свой слог и научиться правильно излагать свои мысли, необходимо много читать.
Показатели красивой речи
Можно выделить такие признаки красивой речи, как лаконичность, употребление неизбитых фраз, богатый словарный запас, использование изящных оборотов речи. Однако, по моему мнению, такой параметр, как грамотность, является определяющим. Постигая со школьной скамьи основы грамматики, человек самосовершенствуется, становится образованнее, растет его авторитет в глазах окружающих. В современном мире, когда так важна информация, способность оратора донести ее до слушателя в неискаженном виде, культура речи должна стоять на первом месте и совершенно очевидно, что невозможно обойтись без знаний такой дисциплины, как грамматика.


Другие работы по этой теме:

  1. Задумывались ли вы над тем, сколько слов в русском языке? Можно ли их сосчитать? Пробовал ли кто-нибудь это сделать? Подумав, можно предположить, что для этого...
  2. Раздел грамматики является одним из направлений языкознания, или науки, изучающей способы образования, соединения и изменения слов, и методы строения предложений. Если у человека отсутствуют знания,...
  3. И. А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский...
  4. “Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают”. (Г. Степанов) Язык есть средство общения людей. Он развивается вместе с обществом,...

Грамматика английского доставляет немало трудностей каждому изучающему язык. Поэтому, решив облегчить себе жизнь, некоторые утверждают, что знать грамматику совсем не обязательно.

Ведь общаться с иностранцами можно и без нее, достаточно выучить разговорные фразы и наиболее употребляемые слова. Даже если предложение вы построите неправильно, вас все равно поймут.

Так ли это на самом деле? Зачем вообще нужна грамматика английского языка?

В статье я отвечу на эти вопросы и расскажу, почему грамматика доставляет так много трудностей, и как это исправить.

Давайте начнем.

Почему существует утверждение, что знать английскую грамматику необязательно?


Давайте вспомним, как мы учили английский в школе? Почти все уроки были посвящены именно изучению грамматики. Мы заучивали наизусть правила, делали письменные тесты и упражнения.

Но какой результат мы получили?

Мы не могли самого главного - говорить на английском.

Ведь все время занятий уделялось теории и письменным упражнениям, а разговорная практика практически отсутствовала.

Поэтому, в лучшем случае, мы понимали правила и могли рассказать их. В худшем, имели "кашу" в голове из теоретических знаний.

Почему некоторые люди считают, что знать грамматику необязательно?

Чтобы вам было понятней, я хочу рассказать вам одну историю.

Одна моя знакомая уехала работать няней в Америку. Английский язык она не учила, следовательно, правил грамматики не знала.

Приехав, она всем рассказывала, что выучив разговорные фразы и слова, она вполне могла изъясняться за границей.

Так неужели грамматика и вправду не важна?

Есть в этой истории нюанс, который раскрывал секрет ее успеха.

Няней она была в русскоязычной семье, поэтому могла общаться с ними и ребенком на русском языке. А на английском она общалась только с продавцами в магазине, официантами и т.д. Они, естественно, понимали, что она хочет, благодаря выученным словам и языку жестов.

То есть слов и разговорных фраз ей вполне было достаточно для «выживания», а в полноценном общении на английском языке, она не нуждалась.

Так как большинство ее знакомых, изучали английский в школе, знали какие-то правила, но совсем не могли говорить, то среди них быстро распространилась идея, что знать грамматику необязательно, ведь, чтобы говорить, достаточно просто выучить какие-то фразы и слова.

Так зачем нужна грамматика, и можно ли обойтись без нее?

Зачем нужно учить грамматику английского языка?

Грамматика - это скелет, на который мы нанизываем слова. То есть именно грамматика позволяет нам складывать слова в предложения, чтобы выражать свои мысли.

Благодаря грамматике:

1. Собеседник понимает, о чем мы говорим

Именно грамматика позволяет понять, рассказываете вы о событиях прошлого, о своих планах на будущее или вы вообще заняты этим в данный момент.

Например, возьмем набор слов:

I buy dress.
Я купить платье.

Вы можете сразу понять, о чем идет речь? Я купила платье? Я собираюсь его купить? А может быть, покупаю в данный момент?

А теперь добавим время Future Simple (простое будущее):

I will buy a dress.
Я куплю платье.

То есть сразу становится понятно, что я говорю о будущем действии.

2. Речь становится правильной и красивой

Согласитесь, всегда приятно общаться с человеком, который говорит правильно. К тому же правильное использование грамматики делает речь не только правильной, но и красивой.

Но почему изучение грамматики доставляет столько трудностей?

Почему грамматика английского языка доставляет столько проблем?


Есть две основные причины:

1. Вы не понимаете ее

Когда вы занимаетесь с преподавателем, одной из основных его задач является - объяснить вам грамматику простым языком. Вы должны понять логику применения правила и его суть.

Однако во многих школах английского не объясняют правила понятным языком, а только используют учебники. Такое обучение является неправильным.

Из-за того, что вы не до конца разобрались с одним материалом и перешли к другому, у вас в голове возникает "каша" из правил, и вам сложно понять что-либо.

Что делать?

Не нужно учить правило наизусть, главное понять логику его использования. Если вы занимаетесь с преподавателем и не поняли чего-то, сразу попросите объяснить это вам.

Хороший преподаватель объяснит еще раз, нарисует, приведет примеры, а если нужно даже разыграет сценки, чтобы вы все поняли.

Если вы занимаетесь самостоятельно, то найдите понятный материал. Например, у нас в разделе "Все о грамматике" , мы стараемся объяснять правила простым языком.

2. Вы не используете ее

Знание грамматики бесполезно, если вы не умеете использовать ее на практике.

Есть ли смысл заучивать наизусть, как управлять машиной и не садиться за руль? Надолго ли эти знания останутся в вашей голове, если вы их не используете?

Так же и с английским языком, если мы не практикуем то, что выучили, то вся теория, забывается и перемешивается в голове. Именно поэтому, если вы не используете пройденные правила в разговоре, вам приходится постоянно повторять их.

Что делать?

Сразу учитесь применять грамматику и использовать ее. Для этого каждое правило отрабатывайте на практике. Так вы будете использовать его на автомате, то есть вам не придется держать его в своей голове.

Подробно, как правильно учить грамматику английского, я рассказывала вам .

А теперь давайте ответим на главный вопрос.

Вы сможете говорить на английском без знания грамматики, выучив слова и фразы. Но вы никогда не сможете делать это правильно и красиво. Поэтому вашему собеседнику будет сложно понять вас и поддержать диалог.

Однако нет смысла заучивать правила грамматики и уделять все время их изучению. Вам нужно учиться использовать пройденную грамматику в своей речи. А для этого вам надо практиковаться. Ведь просто знать теорию бесполезно.

Поэтому на занятиях только 20% времени урока должно быть отведено на теорию (изучение правил), а 80% - на практику, то есть использование этих правил в своей речи.

Учите грамматику правильно - отрабатывайте каждое пройденное правило на практике, составляя предложения, согласно ему. И тогда вы получите самый главный результат - сможете правильно и красиво говорить на английском.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.