Тиун - это слуга князя или боярина. Словарь понятий по истории россии Полное житие святителя Симеона, епископа Полоцкого и Тверского

Глава третья. Дворовые чины

Дворовые чины

Кроме разобранных уже терминов, которыми обозначались разные классы населения древней России, в наших источниках встречается еще масса наименований различных чинов княжеского, а позднее царского двора. Здесь мы имеем дело с отроками, детскими, тиунами, конюхами и конюшими, ловчими, дворянами, стряпчими, дворецкими, стольниками, чашниками, спальниками, окольничими, боярами введенными и пр.

При всем разнообразии в положении этих лиц все они составляют один класс придворных слуг.

Нашей древности было совершенно чуждо принципиальное различие органов государственного управления от органов управления частными делами князя. Кто входил в состав княжеского двора, тот поэтому уже самому считался годным и для отправления публичных функций. Назначенные к публичным должностям чины двора удерживали за собой те наименования, которые принадлежали им в частном хозяйстве князя.

Двор князя, место его постоянного жительства и центр всех хозяйственных операций, был вместе с тем и древнейшим присутственным местом, местом суда и управления.

В старейшей редакции Русской правды читаем:

"Аще оубьють татя на своем дворе, любо оу клети, или оу хлева, то той оубит. Аще ли до света держать, то вести его на княжь двор..." (И. 17 и 18).

Как хозяйственный двор князя был судебно-правительственным местом, так и органы управления княжеским хозяйством были судьями и администраторами. Таковы в древнейшее время княжеские тиуны, отроки его и детские.

Что тиун есть домашний слуга, ключник, в этом не оставляет ни малейшего сомнения Русская правда (III. 142). Тиун заведует хозяйством своего господина; он доверенное лицо, которому поручаются ключи дома.

В больших хозяйствах таких тиунов могло быть несколько. Русская правда, перечисляя княжеских слуг, упоминает тиуна огнищного, тиуна конюшего (III. 13) и сельского или ратайного (III. 14). Тиун сельский или ратайный заведовал земледельческим хозяйством, конюший - конюшенным, огнищный, надо думать, домовым княжеским, а потому он и назван впереди других. Огнище означает очаг; слово это могло употребляться для обозначения целого дома, подобно тому, как слово "дым" употреблялось для обозначения целого двора: "Сдумавше поляне и даша от дыма мечь" Козарам, т.е. от каждого двора 1 .

Этим тиунам-ключникам поручалось производить и суд вместо князя. Свидетельство источников о тиунах-судьях киевского князя Всеволода приведено выше, на с. 125.

В том же смысле, что тиунам поручался суд, надо понимать и следующее место Лаврентьевской летописи, относящееся к последним годам княжения в Киеве князя Всеволода Ярославича:

"И людем не доходити княже правды, начаша тиуни грабити, людий продавати, сему не ведущю в болезнях своих" (1093).

А вот многознаменательный разговор полоцкого князя с епископом, выписанный Карамзиным из одной неизданной летописи:

"Князь Констянтин полотский вспроси владыки Симеона Тферьскаго, где быти тиуном нашим на оном свете? И рече владыка: где и князь. Князь же о том не полюби на владыку, глаголя: тиун неправо судит, мзду емлет, зло деет; яз что дею? И рече ему владыка: аще будет князь добр, и жалует люди, и того ради избирает властеля мужа добра, страха Божия полна, разумна и праведна, князь будет в рай и тиун его с ним. Аще же будет князь без страха Божия и христиан не имат жаловати, и он поставляет властелина зла, неведуща, толико бы ему кун добывал... и князь будет в аде, а тиун его с ним" (IV. прим. 178). Симеон Тверской скончался 3 февраля 1289 г.

Тиуны, которым поручался суд, переставали, конечно, заведовать княжеским хозяйством. Получая доход от суда, они становились достаточными людьми и приобретали собственные дворы, в которых и жили (см. выше, с. 201).

Термины "детские" и "отроки" обозначают обыкновенную домашнюю прислугу, состоящую у стола и гардероба и сопровождающую своего господина во время его выездов. В то время как одни летописи говорят о детских, другие, в том же случае, упоминают отроков. По Лаврентьевской летописи князя Василько встречает "его детьскыи", по Воскресенской его встречает "отрок", по некоторым же другим спискам "детьскыи отрок" (1096).

Этим мелким слугам, детским и отрокам, так же как и тиунам, князья предоставляют некоторую роль и в отправлении правосудия.

Русская правда говорит, что в случае споров о наследстве князья посылают детских делить спорщиков (III. 140). При испытании железом детские также принимают участие и получают за это полгривны (III. 112). Отроки участвуют в делах по обвинению в убийстве, с которых тоже получают доход (III. 21).

Но старинный двор князя состоял не из одних только тиунов, детских, конюхов, необходимых для ежедневной службы по хозяйству и дому. Князь нуждался в воинах, которые находились бы у него постоянно под рукой. Некоторое количество таких воинов, то большее, то меньшее, смотря по средствам князя, всегда жило в его дворе. Эти дворовые воины назывались по возрасту - отроками, по оружию - гридями и мечниками. Войско, выступившее с Борисом Владимировичем против печенегов, накануне смерти отца его, Великого князя Киевского Владимира Ярославича, состояло из "воев", дружины отца Бориса и собственных его отроков (Лавр. 1015). Число таких отроков-воинов достигало у некоторых князей до нескольких сот. Святополк-Михаил Киевский, собираясь против половцев, говорит: "имею отрок своих 800 (вар. 500), иже могуть противу им стати" (Лавр. 1093).

Гриди (гридь и гридин) и мечники - это два разные наименования того же рода лиц, воинов, живших во дворе князя и на его содержании. Для помещения гридей во двор князя устраивалась особая комната, на которую и перешло наименование ее обитателей: гридня, гридница 2 .

Наша древность не знала специализации должностей. Как тиунам и детским приказывался суд, так точно встречаем на суде и мечников. Мечник присутствовал вместе с детским при испытании железом и получал за это 5 кун (III. 112). Мечник, конечно, мог быть употреблен князем и во всякое другое дело. В 1147 г. Андрей Боголюбский послал к Ростиславичам послом мечника своего, Михна 3 .

Этот древнейший княжеский двор, при малом развитии поземельной собственности у князей домосковского времени, не мог быть очень многолюдным и блестящим. В состав его входило немного чинов, и нет основания думать, чтобы чины собственно придворные были в древности очень многолюдны.

Обстановка двора Владимира Мономаха поражает своей простотой. В составе своего придворного штата он упоминает только тиунов, отроков, ловчих и конюхов. Обязанности этого немногочисленного штата были так немногосложны, что князь мог до всего доходить сам. Владимир Мономах советует детям своим не полагаться на тиунов и отроков, чтобы приходящие к ним не посмеялись дому и обеду их. О себе же утверждает, что весь ловчий наряд он сам вел, а также конюший, соколиный и ястребиный (Лавр. 1096).

Общественное положение многих древнейших чинов двора было не из высоких. Тиуны только при наличности особой оговорки сохраняли свою свободу, в противном случае, по общему правилу, они были холопы. Могли быть несвободные и в составе отроков, конюхов, ловчих.

Двор, описанный Владимиром Мономахом, не составлял особенности княжеской власти; он был у каждого состоятельного человека. Русская правда говорит о боярских тиунах (III. 3 и 89), об отроках посадников, вирников, мостников (III. 12, 127, 146; см. сказанное выше о дворах бояр, с. 336 и ел.).

По мере развития княжеской власти и особенно увеличения земельных имуществ князей Московского дома состав княжеского двора изменяется. Среди придворных чинов все в большей и большей мере начинают встречаться дети боярские и бояре. В XVI и главным образом в XVII веке все лучшие люди Московского государства добиваются уже чести поступить в придворный штат московских государей в качестве их спальников, стольников, чашников, крайчих и т.д. Люди лучших фамилий стоят у крюка в комнате московских государей и сопровождают их выезды в качестве возниц и ухабничих. С уничтожением системы кормлений и с установлением обязательной службы все высшие чины Московского государства непременно проходят чрез придворные должности. Двор московских государей XVII века представляет блестящую картину бояр введенных, окольничих, стольников, стряпчих и иных чинов, которые ежедневно собираются в числе нескольких сот человек на крыльце московского дворца и в его передней. Пользующиеся доверием, так называемые "ближние люди", состоят в особом приближении, они допускаются в "комнату великаго государя". Придворная служба привлекла к себе все высшее население Московского царства.

Несмотря на этот пышный расцвет придворной службы, в актах московского времени еще видны следы скромного двора старых киевских князей.

В грамоте царя Бориса от 1601 г. находим следующее перечисление дворовых чинов, весьма напоминающее вышеприведенное перечисление Владимира Мономаха:

"Большаго Дворца дворовые люди всех чинов: ключники, стряпчие, сытники, подключники; конюшеннаго приказу: прикащики, конюхи, стремянные, стряпчие; ловчаго пути: охотники и конные псари; сокольничья пути: кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначей" (АИ. II. № 20).

В записке о царском дворе начала XVII века читаем:

"На дворце церковь Преображенья, служит протопоп. Весь дворец: ключники, и стряпчие, и сытники, и приспешники, и повары тут приходят и рано для их служба живет, чтобы отправясь шли всяк на свой приспех к царскому столу готовить" (АИ. И. № 355).

Это двор в тесном смысле традиционного двора старых князей, а не в широком смысле нового двора московских государей, в состав которого давно уже поступили и дети боярские, и бояре. Еще в XV веке двор московских князей был уже полон княжат и детей боярских, которые составляли особое дворовое войско, вроде отроков Святополка-Михаи-ла Киевского. В Воскресенской летописи под 1449 г. читаем:

"Toe же весны князь Дмитрий Шемяка, преступив крестное целование и проклятые на себе грамоты, поиде к Костроме с многою силою, а приде на Велик день и много бився под градом, но не успеша ничтоже; понеже бо застава в нем бе, князь Иван Васильевич Стрига да Федор Басенок, и с ним многие дети боярские, двор великаго князя".

Или под 1469 г.:

"Toe же весны, по Велице дни на другой неделе, послал князь велики на Казанские места рать в судех, воевода Константин Александрович Беззубцев, а с ним многие дети боярские, двор свой, тако же и от всеа земли своей дети боярские, из всех уездов своих и из всех отчин братии своеа потому же".

В последнем известии дворовым детям боярским противополагаются городовые, как не принадлежащие к составу двора они живут у себя по уездам.

В разрядах 1578 г. находим термин "дворовых бояр". В списке назначения служилых людей в литовский поход, между прочим, читаем:

"Из двора бояре: кн. Федор Михайлович Трубецкой, кн. Василий Федорович Скопин-Шуйский, Дмитрий Иванович Годунов" (Вивл. XIV. 349).

Это все введенные бояре, о которых будет речь ниже.

Древнейшие и весьма скудные сведения о чинах двора находим в летописях и грамотах разного рода, позднейшие и более подробные в разрядных и боярских книгах.

Из боярских книг, содержащих важнейший материал по вопросам о времени возникновения разных чинов, взаимного их отношения с точки зрения служебной чести, жалованья и пр., - дошло до нас очень немного. Подлинные книги мы имеем только от XVII века, да и этих сохранилось всего девять вместо ста, и эти девять книг не изданы и не описаны. Для XVI и XV веков (с 1462 г.) мы имеем только напечатанное Новиковым (XX) извлечение из сводного списка "старинных бояр и дворецких, окольничих и некоторых других придворных чинов", принадлежавшего М.П.Шереметевой. Этот список продолжается до 1676 г. Несмотря на всю его важность, он неполон и возбуждает немало вопросов, на которые не всегда можно отвечать даже догадками.

В течение первых 32 лет (с 1462 по 1494 гг.) список этот перечисляет только бояр введенных, дворецких да окольничих и не упоминает о других чинах. Можно ли думать, что в это время при московском дворе не было иных чинов, например, постельничего, ловчих, крайчих, сокольников, стольников и пр.? Конечно, нет. Новиковское извлечение только два раза упоминает о стольниках (под 1653 и 1669 гг.), и то случайно (говоря о назначении ясельничего и царицына дворецкого, в каковые должности были пожалованы стольники), о стряпчих же вовсе не упоминает, за исключением стряпчего с ключом. А между тем в подлинных боярских книгах, с 1627 г. начиная, целые страницы исписаны назначениями в стольники и стряпчие. Ясно, что из подлинных книг не все перешло в Шереметевскую сводную книгу. Но почему одно перешло, а другое нет? Это, конечно, зависело от целей, которые преследовал составитель сводной книги, а эти цели нам неизвестны. Можно думать, что его интересовали только важнейшие должности.

Но, начав с важнейших, бояр, окольничих и дворецких, он потом присоединяет к ним и менее важных. С 1495 г. в его списке появляются: казначей, постельничий и ясельничий; с 1511 - оружничий; с 1514 - крайчий; с 1550 - сокольничий; с 1572 - дворяне думные; с 1646 - стряпчие с ключом; с 1655 - думные дьяки; с 1667 - печатник. Этим и исчерпывается кругозор его; стольники, стряпчие, дворяне и иные более мелкие чины вовсе не вошли в его сводную книгу.

Из того, что составитель Шереметевской сводной книги начинает вести список бояр введенных, казначеев, постельничих и иных чинов с такого-то, а не с иного года, вовсе еще не следует, что эти должности возникли в том году, под которым они впервые у него упомянуты. Из подлинных боярских книг видно, что стряпчие с ключом и думные дьяки упоминаются уже в 1627 г., а в действительности, конечно, появились гораздо раньше, у него же они впервые упомянуты под 1646 и 1655 гг. Почему составитель сводного списка так запаздывает и чем, вообще, определяется он в выборе года, с которого начинает вести список лиц, занимавших известную должность? На эти вопросы у нас нет ответа. Мы даже не знаем, в один раз составлена Шереметевская сводная книга, или это труд разновременный, в котором принимали участие многие лица.

Каждый придворный чин имел свою определенную честь, которая выражалась в месте, занимаемом им на лестнице придворных чинов. Эта честь не была, однако, постоянной. С течением времени она изменялась. Пример этому представляет возвышение чести конюших-бояр и дворецких-бояр. Подобные же изменения могли происходить и в мере чести низших чинов. Но, по бедности дошедшего до нас материала, они ускользают от нашего внимания.

Переходим к обозрению отдельных чинов двора. Мы будем вести перечень чинов в той последовательности, которая постоянно наблюдается в Шереметевской сводной книге 4 ; последовательность чинов, не внесенных в эту книгу, определим согласно подлинным боярским книгам XVII века, разрядным книгам и другим памятникам, содержащим указание на этот предмет.

1 Лавр. 851. Другое толкование "тивуна огнищнаго", состоящее в том, что выражение это означает "судью огнищан" (Карамзин. II. Пр. 27; Словари Акад. и Даля), не может быть принято потому, во-первых, что то место Правды, в котором находится это выражение, перечисляет не судей, а слуг княжеского двора: отроков, конюхов, поваров и ключников; во-вторых, нет ни малейшего основания допустить, что для огнищан существовал особый судья, который судил только их.
2 Карамзин производит слово гридь от шведского gred - меч. (Т. I. Примеч. 476). Это производство представляется нам наиболее удачным. Гридин будет то же, что мечник, то есть воин по ремеслу. Подстановка этого понятия во все места, где употреблено в летописи слово гридь, дает совершенно удовлетворительный смысл. В начальной летописи читаем:
"Ярославу же сущю Новегороде и уроком дающю Кыеву две тысяче гривне от года до года, а тысячю Новегороде гридем раздаваху..." (1014).
Это гриди-мечники, наемные воины, получающие плату за службу.
В новгородской летописи по синодальному харатейному списку читаем:
1166. "В тоже лето... приде Ростислав... и позва Новгородьце на поряд: огнищане, гридь, купьце вячшее..."
1195. "Том же лете позва Всеволод Новгородьце на Чьрнигов. на Ярослава... И Новгородьци не отпьрешася ему, идоша с княземь Ярославм огнищане и гридьба и купци..."
В обоих случаях дело идет о некотором определенном разряде лиц, занимающих постоянно одно и то же место между огнищанами и купцами. Понимание под гридью и гридьбой воинов, сделавших себе ремесло из военного дела, и здесь дает совершенно удовлетворительный смысл.
3 Профессор Мрочек-Дроздовский (Чтения. 1886. I. 86 сл.) не находит возможным видеть в мечнике воина. "Мечник, - говорит он, - служил князю правителю (судье), а меченоша князю воину, вождю дружины... Мечник был не меченосец, как то думает Эверс, а мечедержатель князя, как судьи". Конечно, князь был и судья, и воин, и хозяин своего собственного имущества. Но чтобы разные стороны его деятельности олицетворялись в особых органах, этого у нас не было не только в XI, но даже в XVII веке. Мечник, как воин, вооруженный мечом, легко переходит в палача: "ускори послати виновнаго к мечнику" (Прол. Апр. 30. Акад. слов.).
4 Не можем, однако, не указать на то обстоятельство, что порядок Шереметевской книги не совершенно совпадает с порядком подлинных боярских книг. Мы отдаем предпочтение сводной книге перед подлинниками потому, что не имеем основания думать, чтобы составитель свода изменил порядок оригиналов, или чтобы издатель, Новиков, отступил от порядка рукописи. Что же касается подлинников, то они черновые, а потому и не следуют одному определенному порядку. В книге на 7135 г. думные дворяне поставлены выше крайчего, в книге на 7137 г. - ниже крайчего, а в книге на 7176 г. они поставлены даже ниже постельников. В Шереметевской книге крайчий всегда следует за окольничими (если нет дворецкого), и это место его, как увидим, подтверждается и другими данными; а думные дворяне всегда следуют за казначеем, который занимает место между ним и крайним. Надо думать, что составитель сводной книги пользовался не теми черновыми подлинниками, которые теперь сохраняются в архиве М-ва юстиции и дали материал для алфавитного указателя, составленного директором его Ивановым.

Святитель Симеон, епископ Тверской, был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей Полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году Полоцкого князя - его племянника, принудили переселиться в Тверь. (Тверской князь Ярослав Ярославич в то время стал великим князем России, и Тверь он избрал своим престольным городом.)

Блаженный Симеон был снисходителен и добр к обиженным и несчастным, внимателен к иноческому и священническому чину, и грозен для оскорблявших правду. Никоновская летопись говорит, что святитель этот "смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелем, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше".

История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же, где и князь". Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна - человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".

Иконописный подлинник

Москва. 1984.

Собор Белорусских святых. Вахромеев А.В. Икона. Московская обл. Около 1984 г.

С вятитель Симеон был первым епископом Тверским. Происходил он, как полагают, из князей Полоцких. Смуты и скорби того времени - враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году его племянника, Полоцкого князя, - заставили его, тогда уже епископа, переселится в Тверь, где он был с радостью принят князем Ярославом Ярославичем. Последний наделил кафедру св. Симеона многими имениями и угодьями. Когда князь Ярослав Ярославич скончался, то Симеон с честью похоронил своего благодетеля.

«Утешайте печальных, - говорил он князьям и наместникам, - избавляйте слабых от рук сильных. Вы тем даете и помогаете, у кого и так много золота и серебра, а не тем, кто но имеет ни пенязя. Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых, и они к вам приходят, как к добрым защитникам; а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете.»

История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же, где и князь".

Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна - человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".

Св. Симеон прилагал также много старания и усердия к построению храмов Божиих, особенно после двух случившихся в Твери пожаров.

В 1286 году благостный владыка имел утешение видеть, с какой любовью и уважением относится к нему за все его труды тверская паства. Когда литовцы в этом году разграбили церковные волости тверской епархии, то тверитяне из любви к руководителю епархии св. Симеону по собственному почину бросились за хищниками и отняли у них награбленное добро.

Св. Си-ме-он был пер-вым епи-ско-пом Твер-ским. Про-ис-хо-дил он, как по-ла-га-ют, из кня-зей По-лоц-ких. Сму-ты и скор-би то-го вре-ме-ни за-ста-ви-ли его, то-гда уже епи-ско-па, пе-ре-се-лит-ся в Тверь, где он был с ра-до-стью при-нят кня-зем Яро-сла-вом Яро-сла-ви-чем. По-след-ний на-де-лил ка-фед-ру св. Си-мео-на мно-ги-ми име-ни-я-ми и уго-дья-ми. Ко-гда князь Яро-слав скон-чал-ся, то Си-ме-он с че-стью по-хо-ро-нил сво-е-го бла-го-де-те-ля.

Св. Си-ме-он был доб-рым пас-ты-рем сво-е-го ста-да. О нем ле-то-пись сви-де-тель-ству-ет, что он был «учи-тель-ный» епи-скоп, за-сту-пал-ся пе-ред кня-зем за оби-жен-ных, бла-го-тво-рил ни-щим и си-ро-там и бес-тре-пет-но об-ли-чал силь-ных ми-ра се-го, ко-гда в этом бы-ла на-доб-ность.

«Уте-шай-те пе-чаль-ных, - го-во-рил он кня-зьям и на-мест-ни-кам, - из-бав-ляй-те сла-бых от рук силь-ных. Вы тем да-е-те и по-мо-га-е-те, у ко-го и так мно-го зо-ло-та и се-реб-ра, а не тем, кто но име-ет ни пе-ня-зя. Вы по-доб-ны дож-де-вой ту-че, пус-ка-ю-щей во-ду над мо-рем, а не над зем-лею жаж-ду-щею. Бо-га-тые оби-жа-ют сла-бых, и они к вам при-хо-дят, как к доб-рым за-щит-ни-кам; а вы от-да-е-те бед-ных в раб-ство, бо-га-тых же вся-че-ски по-ощ-ря-е-те и щед-ро на-де-ля-е-те».

Св. Си-ме-он при-ла-гал так-же мно-го ста-ра-ния и усер-дия к по-стро-е-нию хра-мов Бо-жи-их, осо-бен-но по-сле двух слу-чив-ших-ся в Тве-ри по-жа-ров.

В 1286 го-ду бла-гост-ный вла-ды-ка имел уте-ше-ние ви-деть, с ка-кой лю-бо-вью и ува-же-ни-ем от-но-сит-ся к нему за все его тру-ды твер-ская паства. Ко-гда ли-тов-цы в этом го-ду раз-гра-би-ли цер-ков-ные во-ло-сти Твер-ской епар-хии, то тве-ри-тяне из люб-ви к ру-ко-во-ди-те-лю епар-хии св. Си-мео-ну по соб-ствен-но-му по-чи-ну бро-си-лись за хищ-ни-ка-ми и от-ня-ли у них на-граб-лен-ное доб-ро.

Свя-ти-тель скон-чал-ся мир-но 3 фев-ра-ля 1289 г.

Полное житие святителя Симеона, епископа Полоцкого и Тверского

В ру-ко-пис-ных свят-цах Си-ме-он, епи-скоп Твер-ской, по-став-лен меж-ду свя-ты-ми Рус-ской Церк-ви. Ле-то-пи-си раз-ных вре-мен, го-во-ря о нем, на-зы-ва-ют его «пре-по-доб-ным епи-ско-пом», чем по-ка-зы-ва-ют в нем по-движ-ни-че-скую, свя-тую жизнь.

Бла-жен-ный Си-ме-он был седь-мым По-лоц-ким епи-ско-пом и пер-вым епи-ско-пом Твер-ской епар-хии. Про-ис-хо-дил он из ро-да кня-зей По-лоц-ких. Ка-фед-ра свя-то-го пер-во-на-чаль-но бы-ла в По-лоц-ке, но враж-деб-ные на-па-де-ния и рас-при ли-тов-ских кня-зей, убий-ство в 1263 го-ду По-лоц-ко-го кня-зя, его пле-мян-ни-ка, при-ну-ди-ли пе-ре-се-лить-ся в Тверь. В то же са-мое вре-мя Твер-ской князь Яро-слав Яро-сла-вич стал ве-ли-ким кня-зем Рос-сии и лю-би-мую им Тверь из-брал в свой пре-столь-ный го-род. Бла-го-вер-ный князь при-нял бла-жен-но-го пас-ты-ря со всей лю-бо-вью и на-де-лил его Твер-скую ка-фед-ру бо-га-ты-ми име-нья-ми и уго-дья-ми.

Епи-скоп Си-ме-он управ-лял паст-вой как один из луч-ших пас-ты-рей Церк-ви; сво-и-ми вы-со-ки-ми ум-ствен-ны-ми и нрав-ствен-ны-ми ка-че-ства-ми ду-ши он при-об-рел все-об-щее ува-же-ние. Ле-то-пи-сец го-во-рит, что свя-ти-тель тот был «смыс-лен зе-ло и си-лен в кни-гах Бо-же-ствен-на-го Пи-са-ния, учи-те-лен, доб-ро-де-те-лен, ни-щия и си-ро-ты и вдо-ви-цы жа-ло-ва-ше, и оби-ди-мых за-ступля-ше, и на-си-лу-е-мых из-бав-ля-ше», без бо-яз-ни го-во-рил прав-ду кня-зьям и вель-мо-жам. Па-мят-ни-ки древ-но-сти пе-ре-да-ют раз-го-вор св. Си-мео-на с по-лоц-ким кня-зем Кон-стан-ти-ном, ко-то-рый, же-лая по-сме-ять-ся над сво-им ти-уном (су-дьей), за обе-дом спро-сил у свя-ти-те-ля: «Где бу-дут ти-у-ны на том све-те?» Си-ме-он от-ве-чал: «Ти-ун бу-дет там же, где и князь». Кня-зю это не по-нра-ви-лось, и он ска-зал: «Ти-ун су-дит непра-вед-но, бе-рет взят-ки, му-чит лю-дей, а я что ху-дое де-лаю?» Вла-ды-ка объ-яс-нил ему: «Ес-ли князь доб-рый и бо-го-бо-яз-нен-ный, жа-ле-ет лю-дей, лю-бит прав-ду и по-ста-вит ти-у-на - че-ло-ве-ка доб-ро-го и бо-го-бо-яз-нен-но-го, ум-но-го и прав-до-лю-би-во-го, то князь бу-дет в раю и ти-ун его с ним. Ес-ли же князь без стра-ха Бо-жия, не жа-ле-ет хри-сти-ан, не ду-ма-ет о си-ро-тах и вдо-вах и по-став-ля-ет на-чаль-ни-ка зло-го, нерас-су-ди-тель-но-го, а толь-ко бы до-став-лял ему день-ги, пус-ка-ет его, как го-лод-но-го пса на па-даль, гу-бить лю-дей, то и князь бу-дет в аду, и ти-ун его с ним. Го-во-рю вам, кня-зьям и на-мест-ни-кам: уте-шай-те пе-чаль-ных, из-бав-ляй-те сла-бых из ру-ки силь-ных. Бо-га-тые оби-жа-ют их, и они к вам при-хо-дят как к за-щит-ни-кам доб-рым. Вы же, кня-зья и на-мест-ни-ки, по-доб-ны дож-де-вой ту-че, пу-ща-ю-щей во-ду над мо-рем, а не над зем-лей жаж-ду-щей. Вы тем да-е-те и по-мо-га-е-те, у ко-то-рых мно-го се-реб-ра и зо-ло-та, а не тем, ко-то-рые не име-ют ни пе-ня-зя; бед-ных от-да-е-те в раб-ство, а бо-га-тых на-де-ля-е-те щед-ро». Это сво-бод-ное, бес-тре-пет-ное об-ли-че-ние силь-ных зем-ли, это чи-стое со-зна-ние тре-бо-ва-ний прав-ды древ-ность рус-ская по-чти-ла тем, что вы-нес-ла его в об-щие ру-ко-вод-ства пра-во-су-дия.

По ле-то-пи-си, бла-жен-ный пас-тырь в 1271 го-ду с лю-бо-вью от-да-вал по-след-ний долг люб-ви и ува-же-ния по-чив-ше-му бла-го-тво-ри-те-лю сво-е-му ве-ли-ко-му кня-зю Яро-сла-ву Яро-сла-ви-чу, скон-чав-ше-му-ся на пу-ти из Ор-ды. Кня-зя при-вез-ли в Тверь для по-гре-бе-ния. «Твер-ской епи-скоп Си-ме-он со-вер-шил над ним обыч-ное над-гроб-ное пе-ние, и его по-ло-жи-ли в со-бор-ном хра-ме св. Кос-мы и Да-ми-а-на». Юный кня-же-ский сын Ми-ха-ил († 1318; па-мять 22 но-яб-ря/5 де-каб-ря) стал вос-пи-ты-вать-ся под ру-ко-вод-ством свя-ти-те-ля.

В 1276 го-ду по-жар ис-тре-бил жи-лые стро-е-ния го-ро-да Тве-ри; ис-треб-ле-ны бы-ли все хра-мы, за ис-клю-че-ни-ем од-но-го. За-бот-ли-во-му свя-ти-те-лю мно-го на-до бы-ло упо-тре-бить тру-дов для по-стро-е-ния до-ма свя-ти-тель-ско-го и хра-мов. В 1282 го-ду сно-ва был по-жар в Тве-ри. Вет-хий де-ре-вян-ный ка-фед-раль-ный храм св. Кос-мы и Да-ми-а-на был разо-бран, и на его ме-сте в 1285 го-ду свя-ти-тель ос-но-вал ка-мен-ный ка-фед-раль-ный храм в честь Спа-си-те-ля.

Ка-кой сер-деч-ной пре-дан-но-стью и лю-бо-вью св. Си-ме-он поль-зо-вал-ся у сво-их па-со-мых, мож-но ви-деть из сле-ду-ю-ще-го: «1286 г. Лит-ва по-во-е-ва Твер-ска-го вла-ды-ки цер-ков-ную во-лость Олеш-ню и про-чая...» и огра-би-ли их. Тве-ри-тяне доб-ро-воль-но, са-ми со-бой бро-си-лись за хищ-ни-ка-ми, до-гна-ли их и от-ня-ли все на-граб-лен-ное. И князь, ка-ков был свя-той Ми-ха-ил Яро-сла-вич, упо-тре-бил все, чтобы но-вый со-бор стро-ил-ся без за-мед-ле-ния и оста-но-вок, но проч-ный ве-ли-ко-леп-ный храм не мог быть по-стро-ен ско-ро. Свя-ти-тель, чув-ствуя, что при его ста-ро-сти не до-жи-вет он до освя-ще-ния но-во-го со-бо-ра, и ску-чая без слу-же-ния при ка-фед-ре, столь-ко от-рад-но-го для пе-чаль-ной ста-ро-сти, освя-тил (в 1287 г.) в со-зи-дав-шем-ся со-бо-ре по-движ-ной пре-стол, чтобы мо-лить-ся здесь вме-сте с паст-вой, по-ка мо-жет. А храм был освя-щен пре-ем-ни-ком его, епи-ско-пом Ан-дре-ем, в 1290 го-ду.

Свя-той Си-ме-он скон-чал-ся 3 фев-ра-ля 1289 го-да, в ле-то-пи-си под 1289 г. за-пи-са-но: «Пре-ста-ви-ся бла-жен-ный епи-скоп Си-ме-он Твер-ский... и по-ло-жи-ша те-ло его в церк-ви св. Спа-са на пра-вой сто-роне, фев-ра-ля в 3-й день».

Происходил святитель Симеон из полоцких князей. Получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской искусительной жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.

Никоновская летопись утверждает: святитель был «весьма разумный и сильный в книгах Божественного Писания, учительный, добродетельный, милостник нищих, сирот и вдов, заступник обиженных, спаситель насилуемых». Историческое повествование сохранило разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который пригласил Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна - городского судью, назначаемого князем - спросил святителя: «Где будут тиуны на том свете?» . Симеон ответил: «Тиун будут там, где и князь». Князю это не понравилось, он спросил: «Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?» . Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна - человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним».

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно. Что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар обратил в пепел все, кроме одного, тверские храмы, а еще через шесть лет огненная стихия вновь испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойных отрядов из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Начиная с 1285 года, епископ прилагал много усилий для исполнения, может быть, главного дела в своей жизни - возведения каменной церкви во имя Спасителя. Утомленный жизнью святитель осознает, что ее построение станет его последним свершением. Предчувствуя близкую кончину, старец в 1287 году даже освящает переносной престол, чтобы иметь возможность проводить богослужение - пусть даже и в незавершенном храме. К сожалению, святитель не дожил до окончания строительства. Он умер в 1289 году. Нетленные мощи его почивают, согласно сведениям архимандрита Леонида, под спудом в Тверском соборном храме.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.