Талисман саламандра: история, значение амулета, применение.

В татуировке, как и в современном искусстве, саламандру чаще всего изображают как небольшого бескрылого дракона, в окружении огненных языков пламени.

Алхимики считают саламандру уникальным животным, потому что по их словам она «живет в огне и питается огнем», ее называют духом огня, а ее укус в древности считался одним из самых смертоносных. Древние верили, что это животное способно прожить и в огне, потому что у нее всегда очень холодное тело к тому же его окраска тоже совпадает по цвету с языками пламени. Кроме того в некоторых работах Аристотеля и Плиния, говорится что саламандра способна холодом своего тела даже гасить огонь.

Саламандра раньше считалась бесполым животным, поэтому в средневековой Европе она стала символом борьбы с плотскими страстями и желаниями, а в христианстве - символом целомудрия, добродетельности и стойкости веры . Поэтому Франциск I - французский король, развивающий искусства и литературу выбрал саламандру своей эмблемой и монаршим символом, неся его под девизом: «Я лелею добро и изгоняю зло». В Британии античного и средневекового периода это животное означало воинскую храбрость и мужество.

Саламандра одна из немногих позвоночных, которые не потеряли способность к регенерации, поэтому значение тату саламандры может содержать свойства возрождения и восстановления, как у татуировки ящерицы . Еще одной особенностью саламандры стал тот интересный факт, что у нее разное количество пальцев на передних и задних лапах.

Стойкость к огню стала причиной использования изображения саламандры в качестве эмблемы пожарных частей и нашивок на форменной одежде пожарников. Саламандра ведет вечерний и ночной образ жизни, избегая солнечных лучей и открытых местностей, поэтому стала символом спокойствия и самоуверенности, безразличия и постоянства .

Значение татуировки саламандры во многом совпадает со значением тату феникса - огненной бессмертной птицы. Только феникс, покоряясь, повелевает огненной стихией, а саламандра воплощает стойкость и непобедимость.

Еще интересную информацию об этом животном дает нам немецкая философия двадцатого века, дело в том, что всю природу и среду обитания она разделяет на оболочки, подчиняющиеся четырем стихиям. И если же в воде, в воздухе, и в земле могут обитать живые организмы, то не существует ли животного, которое могло бы обитать и в оболочке, подчиняющейся четвертой стихии - огню. И таким универсальным животным стала именно саламандра, которая может спокойно жить в огне. Хотя явление огненного обитания саламандры возникают в природе очень редко, поэтому увидеть это вживую, дано не каждому.

Как видите среди животных для татуировки, саламандра заслуживает уважения и внимания за счет своей редкостной, уникальной способности.

Стрелец, это «Мюнхгаузен» в зодиакальном круге, пользуясь умом человека и прыткостью лошади, люди этого знака пытаются догнать два, а то и три зайца сразу. При такой холеричности, огненные люди открыты душой и склонны к благородству. Есть у знака и слабая черта – лень, она проявляется, когда внутренняя энергетика ослаблена.

Люди творчества, великих замыслов и далеко идущих планов, огню от природы дан мощный энергетический потенциал. Но пламя угасает при нехватке кислорода, так и стрелец «опускает руки», если не имеет источника подпитки. Женщины огня достаточно тяжело сходятся с представителями других стихий, на роль любовного талисмана подходит магический камень или амулет.

Древние поверья гласят, что для равновесия вспененной каждый знак зодиака должен иметь живой символ. Талисман стрельца – огненная саламандра. Алхимики и маги считали, что саламандра может жить в огне, питаться им, а ее температура тела позволяла ей гасить пламя. Саламандра считалась магическим бесполым существом, она олицетворяла сдержанность и целомудрие. Как талисман стрельца, саламандра приносит уверенность в себе, непоколебимость в делах, смелость и отвагу; помогает выходить из тяжелых ситуаций; «притягивает» везение и питает огненный дух.

Саламандра – живое существо, ему свойственна усталость, для усиления символа рекомендуется фигурка ящерицы, украшенная камнями или ношение с парой магических камней. Оптимальный вариант, это саламандра в инкрустации которой использовали синий или красный камень, ценность породы в этом случае не важна.

Магические камни огненного Стрельца


Бирюза – камень отваги и бесстрашия, помогает стрельцу развить коммуникабельность, выбрать стоящего партнера, избежать ссор и волнений по поводу пережитых неудач. Кроме того, талисман стрельца приносит гармонию в семью, сглаживает моменты ревности и гнева, «притягивает» деньги и нужные знакомства. Женщины могут носить амулет или брошь из бирюзы, он считается оберегом от сглаза, зависти, недобрых намерений, приносит удачу в делах, помогает одержать победу в спорах и конкурентной борьбе. Мужчинам камень помогает найти возлюбленную, четче различать истинные качества человека, развивает интуицию, оберегает от гневных нападок, суеты и безрассудства.

Сапфир – камень целеустремленности, помогает определить важные цели и не «распылятся» на второстепенные задачи. Перстень или кольцо с сапфиром наставляет стрельца на жизненную миссию, является проводником сквозь бытовые трудности и временные задачи карьеры. Помогает побороть депрессию, неуверенность в себе, сомнения и страхи. Для женщины является символом непорочности, верности, мягкости в семейных отношениях, талисман оберегает от измен и зависти соперниц. Считается, что сапфир укрепляет связь с Юпитером, планетой покровителем, который оберегает от вероломства, пробуждает врожденную сосредоточенность и чистоту душевных намерений.


Обсидиан – камень, помогающий стрельцу оставаться объективным. Обладая врожденным стремлением к победам, люди огня, часто, теряют нить реальности, считая себя неуязвимыми, неспособными на ошибку и готовы «бросаться на амбразуру», не учитывая возможной неудачи. Имея вулканическое происхождение, обсидиан частично «гасит» необдуманный пыл стрельца, концентрирует силы на основной жизненной миссии. Обсидиан оберегает от необдуманных поступков, обостряет прагматическое мышление, помогает стрельцу понять свои недостатки и признать их. Очень значимое свойство камня, это снятие «блоков» и запретов, которые могут мешать на пути к высокой цели.

У многих древних народов саламандра являлась тотемом стихии огня (или воды). В средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и в этой связи в христианстве данный образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Также олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ».
Саламандра не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета, с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство. В книге X своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру – как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так: "К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне".

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты – как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра – не животное, а субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

В алхимической символике саламандры – духи стихии огня. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" – огонь, земля, воздух и вода. Они – несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, – долгая и славная история", – писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу. В другой статье мы расскажем, как у Аристотеля появились животные, обитающие в воздухе.

Саламандра (лат. Salamandra) - животное класса земноводные (амфибии), отряда хвостатые земноводные. В переводе с персидского название животного буквально означает “горящая изнутри”.

Водные саламандры питаются разными видами мелких рыб, раками, крабами, моллюсками, а также небольшими млекопитающими, насекомыми и земноводными.

В зависимости от ареала, некоторые виды саламандр на период холодов впадают в спячку, поодиночке или группами зарываясь в опавшую листву и другую прелую растительность, а просыпаются с наступлением весны.

Виды саламандр, названия и фото.

Современная классификация насчитывает несколько сотен видов саламандр, которые относятся к различным семействам:

  • настоящие саламандры (лат. Salamandridae);
  • безлегочные саламандры (лат. Plethodontidae);
  • скрытожаберники (лат. Cryptobranchidae).

Ниже представлено описание нескольких разновидностей саламандр:

  • Огненная саламандра , она же пятнистая саламандра или обыкновенная саламандра (лат. Salamandra salamandra) - самый многочисленный на европейской территории вид, представители которого отличаются крупными размерами, большой продолжительностью жизни (в неволе до 50 лет) и яркой апосематической (предостерегающей) окраской. Длина саламандры вместе с хвостом составляет от 23 до 30 см. Основной окрас туловища – черный, усыпанный контрастными оранжевыми или желтыми пятнами, которые расположены равномерно по всему телу, но отличаются неправильной формой. Симметрия присутствует только на лапах и голове. От многих представителей семейства огненную саламандру отличает живорождение и боязнь воды. Спускаться в водоемы животные вынуждены только в период размножения. Обыкновенная саламандра обитает в лесной зоне, предгорных и горных ландшафтах Европы и северных областей Ближнего Востока.




  • Лузитанская саламандра (золотистополосая саламандра) (лат. Chioglossa lusitanica) - редкий вид земноводного, представители которого вырастают до 15-16 см в длину, но имеют очень длинный хвост, составляющий 2/3 от общей длины туловища. Окраска саламандры черная, вдоль хребта проходят 2 тонкие золотистые полоски или золотые пятна, расположенные в ряд. Вся поверхность спины усеяна маленькими синими крапинками. Отличительная особенность животного заключается в том, что лузитанская саламандра ловит добычу с помощью выброшенного вперед языка, как это делают лягушки. Живет саламандра исключительно в северных областях Испании и Португалии.



  • Альпийская саламандра (черная саламандра) (лат. Salamandra atra) внешне напоминает огненную, но отличается более изящным телом и однородной черной окраской кожи. Длина тела взрослых животных достигает 9-14 см (иногда 18 см). Альпийские саламандры обитают на высоте до 700 метров над уровнем моря, предпочитая скалистые ландшафты и берега горных ручьев. Ареал вида проходит по центральной и восточной областям альпийских хребтов: от Швейцарии и Австрии до Сербии, Хорватии и Черногории.



  • она же тарантолина (лат. Salamandrina terdigitata) отличается V-образным рисунком, расположенным на голове, форма которого напоминает очки. Окраска тела темно-коричневая, почти черная, “очки” могут быть красными, желтыми или белыми. Брюшко саламандры ярко-красного цвета, которое животное демонстрирует противнику в качестве устрашающего приема. Ареал вида исключительно узок: очковую саламандру можно встретить лишь на юге Италии, во влажных лесах Апеннинских гор.


  • Кавказская саламандра (лат. Mertensiella caucasica) – малораспространенный вид длиннохвостых саламандр с длиной тела не более 15 см, большую часть которого составляет хвост. Туловище узкое, бурого или черного цвета, у большинства представителей вида покрыто ярко-желтыми овальными пятнышками, чем напоминает огненную саламандру. Но в отличие от последней, кавказская саламандра передвигается быстро, как ящерица, и хорошо плавает. Животное относится к категории уязвимых и обитает исключительно в лесистой местности и по берегам водоемов на территориях Турции и Грузии.



  • Тонкая саламандра (лат. Plethodon richmondi) отличается толстой головой, изящным телосложением и крепкими развитыми ногами. Длина тела саламандры составляет от 7,5 до 14,5 см. Тело бурого или черного цвета усыпано серебристыми пятнами. Живет саламандра в северо-восточных штатах США (Теннесси, Вирджинии, Кентукки).

  • Родниковая саламандра (лат. Gyrinophilus porphyriticus) на редкость плодовита и способна откладывать до 132 яиц. Туловище, вырастающее от 12 до 23 см в длину, отличается ярко красным или оранжево-желтым окрасом с маленькими темными пятнышками. Обитает саламандра на территориях США и Канады в горных районах Аппалачей.


  • Тихоокеанская саламандра (лат. Ensatina eschscholtzii) отличается маленькой толстой головой, крепким стройным туловищем длиной около 14,5 см и морщинистой кожей на боках, образующей небольшие складки. Типичный обитатель горных ландшафтов Канады, США и Мексики.

Подвид Ensatina eschscholtzii xanthoptica

Подвид Ensatina eschscholtzii klauberi

Подвид Ensatina eschscholtzii platensis

  • Древесная саламандра (лат. Aneides lugubris) вырастает в длину от 7 до 12 см и обладает невзрачной светло- или темно-коричневой окраской. Саламандра имеет мускулистый хвост, на который опирается, ловко лазая по деревьям, неплохо прыгает на небольшие расстояния и громко пищит. Узкий ареал обитания вида ограничен американским штатом Калифорния и мексиканским штатом Нижняя Калифорния.


Самая маленькая саламандра в мире - это карликовая саламандра (лат. Eurycea quadridigitata), длина тела взрослой особи составляет от 5 до 8,9 см. А также крохотная саламандра (лат. Desmognathus wrighti), вырастающая в длину от 3 до 5 см. Оба вида живут в северных штатах американского континента.

Самая большая саламандра в мире - китайская исполинская (лат. Andrias davidianus), она же является самым большим земноводным в мире. Длина туловища взрослой особи вместе с хвостом достигает 180 см, а масса тела – 70 кг. Китайская исполинская саламандра обитает в водоемах на территории восточного Китая.



Алхимия

В алхимической символике саламандры — духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы.

Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех «корней всего сущего», разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы «корней», которые римляне позднее назовут «элементами», они-то и разъединяются. Эти «корни» — огонь, земля, воздух и вода. Они — несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, — долгая и славная история, — писал Теодор Гомперц.

Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела.

Геральдика

В геральдике саламандра обычно обозначает храбрость и мужество, которым не может повредить огонь бедствий.

В гербе Франка I Французского она символизировала покровительство доброму и уничтожение плохого.

Саламандра с девизом «Nutrisco et extingo» [лат. — «Питаю и гашу»] или «Notrisco al buono, stingo el reo» [итал. — «Я питаю хорошее.и уничтожаю плохое»] была эмблемой (impresa) Франциска 1 (1494—1547), короля Франции и покровителя искусств и литературы, и может изображаться в декоре французских королевских дворцов того периода.

Согласно народным поверьям, это не демоны, а призванные Богом хранители стихии.

Одно из самых таинственных существ — саламандра. По средневековым поверьям, это животное способно жить в пламени. Так появился латинский девиз: «Flagror non consutor», то есть горит, но не сгорает. Согласно мемуарам Бенвенуто Челлини, в раннем детстве он увидел в огне очага саламандру, что говорило о необычной судьбе мальчика. И отец будущего великого скульптора отпустил сыну затрещину, чтобы это мгновение запомнилось ему (прим. переводчика).

Эмблематика

является атрибутом персонифицированного Огня (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ).

Саламандра в огне Я уничтожаю то, что могло бы уничтожить меня. олицетворение доброго христианина, «который данной ему Божией Благодатью силою, может усмирять и разрушать пылающие греховные страсти, которые, в противном случае, погубили бы его самого».

Саламандра в огне(посреди пламени) То, что уничтожает других, мне не вредит. Символ нравственности и невиновности как защиты в печалях и бедствиях.

Огонь беды съедает наш порок И возрождает к жизни добродетель.

Саламандра Моя невиновность сохранит меня здесь. Символ добродетели и невинности, позволяющих безболезненно пережить самые жестокие испытания.

Вооруженные добродетелью и невинностью, Мы пройдем через испытание огнем без всякого вреда.

Что означает символ — саламандра

Огненная саламандра

Саламандра с древних времен сталасимволом процесса обжига, также она являлась духом стихии огня.
Вот какие причины и выводы обосновывали выбор этого земноводного хвостатого существа:

В древности считалось, что основой мироздания являются четыре стихии, равные по своей силе. Существовало убеждение, что в огне, как и в других стихиях, живут живые тленные существа. Это утверждение было важно для выводов науки, чтобы обосновать равенство огня с другими стихиями - водой, воздухом и землей.

Маги, алхимики, писатели древности верили, что саламандра обладает сверхъестественными способностями — материализуется из частиц огня и принимает цвет пылающего пламени, подобно хамелеону. Питаясь огнем, она обновляет свою кожу, сбрасывая старую. Благодаря этому мнению, одно время процветала продажа тканых изделий из асбеста. Ее выдавали под видом сброшенной кожи красной огненной змеи. Саламандру выбрало российское страховое сообществ о в качестве своего названия и логотипа, что означало способность сохраниться от огня. Их известный девиз: «Горю, но не сгораю!». Была утверждена премия «Золотая саламандра» за достижения в области страхования.

В средневековом православии саламандра являлась символом целомудрия — бесполое существо не подверженное желаниям плоти. Обоснование были такие: силой веры, добродетельностью и молитвой возможно побороть желание плотских утех, ведь существует земное существо способное властвовать над огнем. Образ саламандры на гербах, монетах размещали люди стойкие, мужественные, храбрые, добродетельные, лидеры во всем. На всех изображениях саламандра представлена в пламени огня в виде змеи или бескрылого дракона, с человекоподобными или собачьими формами. Например, во Франции король Франциск (14-15 в.н.э.) своим символом выбрал саламандру, указывая, что он признает добро и борется со злом.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.